Главная Статьи Общество Первоклашка next: что принесут очередные перемены в образовании?
Первоклашка next: что принесут очередные перемены в образовании? Печать E-mail
Статьи - Общество
Автор: ИА "Верхнекамье"   
10.06.2010 16:19

Девять первых классов в девяти школах Соликамска в наступающем учебном году опробуют на себе образовательный стандарт нового поколения, официально – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Как изменится стандартизация первоклассников и чем школьник нового поколения будет отличаться от обычного?

Своей траекторией

Как пояснили в городском  методическом кабинете управления образования города,  Соликамск в числе 13 территорий Пермского края получил право с 1 сентября 2010 года стать апробационной площадкой для внедрения ФГОС. Восемь школ города (№ 1, 7, 9, 12, 14, 15, 17, гимназия № 1) станут площадкой муниципального уровня, а  гимназия № 2 – краевого. В этом году каждая школа внедрит новый подход к обучению в начальной школе только в одном из всей параллели первом классе. Что же нового принесет «стандарт второго поколения» в жизнь первоклассников и их родителей?

— Ныне действующий (последний учебный год) стандарт имеет компонентную структуру, — объясняет специалист методического отдела управления образования города Тамара Фадеева. — Он состоит из федерального (обязательный минимум    содержания  основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников), регионального и  школьного компонента. Новые ФГОС называют «стандартами требований»: предъявлены требования к структуре образовательной программы, впервые в России  - к условиям ее реализации, к результатам освоения. Основная образовательная программа начального общего образования будет содержать инвариантную часть  (то есть не изменяемую)  – 80%, и 20% (вариативную) - часть, формируемую участниками образовательного процесса, которая отразит специфику образовательного учреждения, интересы школьников и их родителей (они смогут влиять на ее содержание).

Требования к условиям реализации программы (кадровым, материально-техническим и другим, проще говоря, к оснащению школьных кабинетов и квалификации преподавателей) предъявляются впервые в России. При этом государство должно гарантировать обеспечение требуемых условий.

Кроме того, новый стандарт требует от школы изменение учебного процесса: особое внимание будет уделяться внеурочной деятельности. Это десять часов в неделю в каждом классе, по два ежедневно для занятий в кружках, секциях, научных обществах. Она станет теперь неотъемлемой частью учебного плана. Нововведения обеспечат школе переход в режим «школы полного дня» (в некоторых учебных заведениях города это уже внедрено).

В фокусе - универсал

Но самое главное, что изменится принцип обучения:

— Прежний стандарт прописывал содержание образования: что следует изучать на уроках литературы, что - на уроках алгебры, какие произведения должны быть прочитаны, какие формулы изучены, и так по всем предметам, — высказывается на официальном сайте ФОГС (http://standart.edu.ru)  директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко. — Новый стандарт переводит фокус внимания с сугубо «содержательного» компонента на иные способы регулирования образовательного процесса. В 2007 году было принято решение обозначить в стандарте не запоминаемый объем информации, а базовые требования к условиям, в которых будет проходить процесс обучения: структура образовательных программ, количество часов, отводимых на изучение предметов, во избежание перегрузки школьников материалом, требования к ключевым компетенциям, которыми они должны овладеть.

Важнейшая задача современной системы образования, поясняют специалисты, вооружить обучающихся не отдельными знаниями, а просто вооружить учащихся отдельными знаниями по предметам, а сформировать у них «универсальные учебные действия», которые обеспечат детям умение учиться в течение всей жизни, а не только в стенах школы. Ребенок уже в начальной школе должен научиться на материале любого предмета решать учебные задачи, ставить цель, находить средства для ее достижения, нужную информацию, выделяя ее из большого информационного потока, анализировать, моделировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Полезность и эффективность УУД ученые умы признали уже давно, но до сих пор, как уверяют эксперты, серьезной систематической работы по внедрению УУД в школьное обучение не производилось.

Этот учебный год покажет, насколько готовы школьники и их родители, а самое важное, педагоги (сегодня они прошли обучение, курсы повышения квалификации) к внедрению новых стандартов. Однако эксперимент продлится недолго, с 1 сентября 2011 года стандарт заработает уже в полном режиме, им будут охвачены все первоклассники во всех субъектах РФ.

 

Справка:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Татьяна ЧИРКОВА

Метки: Образование | Реформа