Понаехали и платят |
Статьи - Бизнес |
Автор: Анна Штаер |
05.09.2012 15:14 |
О туристической привлекательности Пермского края твердят постоянно и на всех уровнях. Как и о том, что внутренний туризм из хобби энтузиастов вполне может превратиться в доходную отрасль экономики. Те, кто родился и вырос на Урале, и правда не видят ничего сложного в том, чтобы зарабатывать на туристах: катамаран, палатки, рюкзаки — вот и все капиталовложения. А в горные походы и на сплавы у нас берут даже младенцев, чтобы те «с молоком матери» впитывали все туристические премудрости. Но каким видят этот бизнес клиенты — те самые «приезжие» и «состоятельные», о которых так мечтают местные турфирмы? На этот вопрос «Делу» ответили молодые предприниматели из Москвы и Киева, которые совсем недавно вернулись из горного похода на север Пермского края. — Первый вопрос: что вас сюда привело? Почему вы решили провести свой отпуск не где- нибудь в Европе или в жарких странах, а приехали на Северный Урал? Артур Оруджалиев (г. Киев), владелец и главный редактор AIN.UA – популярного украинского проекта об интернет-бизнесе: —Я уже бывал на Урале. Впервые попал сюда два года назад — пригласили друзья, я приехал. Тогда тоже был поход и сплав. И впечатления очень мощные остались. Я понял, что меня сюда тянет, я хочу испытать это снова. Дмитрий Коваленко (г. Киев), фотограф, вместе с женой Аленой создали портретную фотостудию FOTOKO, занимаются портретной и семейной фотосъемкой: — Урал — это бренд. Есть на карте России несколько таких знаковых точек — Байкал, Карелия, Камчатка… Даже если ты никогда в жизни там не бывал, ты уверен, что это феноменальные места. И ты едешь просто для того, чтобы увидеть их своими глазами. Эту территорию не зря называют «местом силы». За восемь дней у меня произошел качественный Reset жизни, почистились мысли, проверились приоритеты, цели и отношения ко многим вещам. Можно подниматься в гору, идти по лесу, сплавляться по реке и ловить себя на мысли о том, что последние 20-30 минут ты вообще ни о чем не думал. На такой чистый фон прекрасно ложатся новые мысли и понимания. — Интересно, насколько ваши ожидания совпали с действительностью? Игорь Лубневский (г. Москва), владелец интернет-магазина по продаже женского белья и купальников Victoria's Secret VS4U. RU: — Я представлял, что будут какие-то дикие места, что будет тяжело физически. В этом смысле ожидания оправдались на все сто. Мы несколько дней шли по такой глухомани: заблудиться — раз плюнуть. Хотя, это не сразу осознаешь: ты идешь в группе, у тебя есть опытный проводник… Только потом, задним умом понимаешь, что вообще-то ты в тайге, где на многие километры вокруг ни одной живой души. Вот тогда становится жутковато. — Вы трое — люди с предпринимательской жилкой. Если бы вы оценивали перспективы бизнеса в сфере активного туризма, на что в первую очередь обратили внимание? Артур Оруджалиев: — Если говорить о туризме как о бизнесе, то, на мой взгляд, профессионально этим здесь мало кто занимается. Да, есть люди и даже целые компании, которые водят группы, организуют походы и сплавы. У них есть какое-то оборудование, снаряжение, транспорт. И все вроде бы нормально. Но всегда есть шанс, что что-то пойдет не так. Кто-то при подъеме на гору упал и сломал ногу, у кто-то пищевое отравление, у кого-то приступ аппендицита… Да мало ли что может произойти? При этом людей заводят в такие места, откуда быстро не выбраться. Связи там тоже нет. Случись что-то серьезное — и бизнесу хана. Вот эти риски, как мне показалось, учтены очень приблизительно. В нынешнем варианте цена входа в такой бизнес невелика. Это делает его привлекательным для начинающих предпринимателей. Туристов, которым нравится экстремальный отдых, наверное, тоже все устраивает — эти люди знают, на что идут. Но если рассматривать такую услугу как коммерческий проект, то в первую очередь я бы задумался о том, как обеспечить безопасность. — Во время вашего похода возникали ситуации, когда вам действительно могла понадобиться помощь? Игорь Лубневский: — Вообще-то вариантов была масса. При том же подъеме на гору. В принципе, Пендыш — гора не сложная, 1000 метров всего. Но это очень далеко. От Красновишерска до места, где мы разбили лагерь, мы добирались часов пять. Потом еще часа полтора-два шли до подножия горы по бурелому, натурально прокладывая себе дорогу. После такого пути эта 1000 метров подъема уже не кажется легкой прогулкой. К тому же шел дождь. Камни были скользкие… Я не раз ловил себя на мысли, что, знай я заранее, сколько придется пройти, я бы, наверное, засомневался в своих силах. Вообще, неопределенность напрягает: ты не знаешь, сколько придется идти — час или четыре. Дмитрий Коваленко: — К нам в лагерь из леса вышел лосенок. Мы же все — городские жители, диких животных только по телевизору видим… Давай его прикармливать, солью угощать, фотографировать и все такое. Когда наш проводник это увидел, матерился страшно — сказал, наше счастье, что лосенок, по всей видимости, оказался сиротой. Оказывается, лосиха, которая защищает своего малыша, даже опаснее, чем медведь. Хотя сейчас этот эпизод вспоминается, как забавное приключение. Артур Оруджалиев: — Ну да, приколов было достаточно. Ну вот, например: дожди размыли дорогу, и до Ваи, где нас должна была ждать вахтовка, мы добрались с большим опозданием. Нас никто не встретил. Мобильной связи там нет, спутникового телефона у нас тоже не было. В деревне есть таксофон, но нет карточек. Карточки можно купить на почте, но она работает два дня в неделю… — Какие рекомендации вы, как потребители услуги, можете дать людям, которые хотят делать бизнес на активном туризме? Дмитрий Коваленко: — Давать клиентам больше информации. Я — не опытный турист. Поэтому я хочу, чтобы меня заранее предупредили о том, что меня ждет. Я хочу, чтобы мне выслали список вещей и экипировки, которые могут пригодиться. Понадобятся ли мне в походе резиновые сапоги или непромокаемая накидка от дождя. Хочу, чтобы мне предварительно рассказали маршрут и объяснили его сложность. Какой-то инструктаж провели — что можно, чего нельзя. Артур Оруджалиев: — Обязательно решать все финансовые вопросы «на берегу». Урал-Уралом, но мир большой, и люди за свои деньги могут поехать куда угодно. Когда тебе дают в аренду штопаную палатку за сумму, равную половине стоимости новой палатки, появляется ощущение, что тебя надули. Лучше показать клиенту абсолютно все свои затраты и сказать: «Вот столько стоит организовать поход. Наша комиссия от этой суммы составляет столько-то». Игорь Лубневский: — Говорят, удовольствие от путешествия человек получает трижды: первый раз в процессе путешествия, второй — когда рассказывает о нем друзьям, и третий — когда вспоминает, как это было. Надо продавать людям «упакованные», готовые к употреблению впечатления. Сделайте качественный фотоальбом или фильм о походе. Люди готовы за это платить. — Где лучше искать клиентов, чем их привлекать? Артур Оруджалиев: — На приезжих можно заработать больше, поэтому задача как раз в том, чтобы привлекать сюда иногородних туристов. Есть две категории клиентов — те, кто конкретно это ищет, и те, кто даже не подозревает, что ему это может быть интересно. На первых работает контекстная реклама в интернете. Вторым нужен долгосрочный маркетинг — сайт, публикации на популярных интернет-площадках, участие в тематических форумах, работа с сообществами, активность в социальных сетях. Игорь Лубневский: — А я подумал, что поход может быть упаковкой для других мероприятий — например, для корпоративного тим-билдинга. Вообще, может быть, есть смысл ориентировать бизнес на работу с корпоративными клиентами? Дмитрий Коваленко: — Еще одна идея. Что если устраивать походы в формате тематического квеста? Группа выполняет какое-то задание или ряд заданий. Такой уральский «форт Байярд» — это может быть интереснее, чем простое перемещение из пункта А в пункт Б и обратно. |