Главная Статьи Бизнес Закон не писан
Закон не писан Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
30.08.2012 17:00

Власти признали: принятый два с небольшим года назад закон «О торговле» не достиг цели и нуждается в корректировке. Собственно, ничего неожиданного не произошло — специалисты предупреждали, что «ручное управление» ритейлом не принесет пользы ни одной из сторон.

Государство в России часто диктует бизнесу, как ему жить. Правительство уста­навливает цены на газ и электри­чество, «замораживает» цены на бензин, предписывает частным компаниям, какие у их работ­ников должны быть зарплаты… Цели при этом преследуются са­мые благие — защитить потреби­телей, поддержать отечественное производство. Однако реальная картина почему-то упрямо не хо­чет укладываться в законодатель­но очерченные рамки.

Создание конкуренции меж­ду торговцами, снижение стои­мости товаров, повышение ка­чества обслуживания, поддержка местных производителей, умень­шение барьеров для малого биз­неса — все это осталось благими намерениями. К такому выводу пришли чиновники Министер­ства экономического развития в ходе предпринятого ими мас­штабного исследования.

Оказалось, после приня­тия закона дискриминация по­ставщиков только увеличилась (каждый четвертый-пятый по­ставщик, опрошенный чиновни­ками МЭР, заявил, что ощущает ужесточение договорных усло­вий). Цены на продовольствие по-прежнему растут, поскольку неурожай и рост тарифов — ар­гументы более весомые, чем административные запреты. А местных торговцев все активнее теснят региональные и федераль­ные сети. В феврале в помещени­ях соликамских магазинов «Ба­варский» открылись пермские «Виваты». А в августе поступила информация, что одну из самых крупных и успешных сетей Верх­некамья — «Ярмарку» — купила X5 Retail Group под магазины-дискаунтеры «Пятерочка».

То, что закон не работает, под­твердили и антимонопольщики. В прошлом году ФАС провела 370 проверок и проанализировала более 15 тысяч договоров постав­ки. В результате ведомство вы­писало штрафы более чем на 35 млн рублей. Оказалось, что сети, которым закон ограничил взима­ние вознаграждения с поставщи­ков за объем поставки (не более 10% от цены поставленных това­ров), нашли иные способы обло­жить данью поставщика: «платаза полку» превратилась в «бонус от объема поставки» или в «рас­ходы на маркетинг». Кроме того, сетевики ужесточили штрафные санкции за качество товара.

— Работать стало сложнее, — подтверждает соликамский ин­дивидуальный предприниматель, производитель замороженных полуфабрикатов. — Реализация упала вдвое. Для местных се­тей, которые имеют собственное производство, наша продукция — конкурент, и они берут ее не­охотно. А в «Магнит» нас и вовсе не пускают. Для сбыта остаются только маленькие магазинчики и самостоятельная торговля. Такая картина практически у всех соли­камских производителей «замо­розки». Мнение покупателя при этом никто не спрашивает.

Я считаю, что государство может и должно влиять на рынок торговли, но полномочия надо спускать с федерального уровня на местный. Власти города за­интересованы в том, чтобы не­большие производители, вроде нас, продолжали работать и раз­виваться. Но у них нет рычагов воздействия на сетевиков. Осо­бенно на тех, чьи штаб-квартиры находятся далеко за пределами Пермского края.

Представители местной роз­ницы придерживаются принци­па: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Производителям нужно работать над потребительскими качествами своей продукции, а не требовать от государства защиты и покро­вительства.

— Наша компания работает сразу в двух ипостасях, — объ­ясняет руководитель торго­вой сети «Катюша» Алексей Пищальников. — Как торго­вая сеть мы ведем переговоры с поставщиками, а как произ­водители реализуем свою про­дукцию в других сетях, и на собственной шкуре испытываем все «прелести» существующего порядка вещей. Если мы хотим, чтобы федеральная сеть прода­вала наш хлеб в своих магазинах, мы соглашаемся на те условия, которые нам выставляют.Чтобы обеспечить своему производству сбыт, будь любезен сделать так, чтоб твой товар был востребован.

Честно говоря, я не представ­ляю, как законодательно можно заставить ритейлера брать какой-то товар. Это в 90-е годы, когда производителей можно было по пальцам перечесть, сети бук­вально «дрались» за продукцию. Сейчас нам каждый день посту­пают предложения от заводов и оптовых компаний. Естествен­но, мы выбираем те компании, с которыми нам удобнее работать, которые могут предложить наи­более выгодные условия оплаты. Так устроен рынок.

И, кстати, среди наших по­ставщиков есть компании, кото­рые не платят никаких бонусов, которые, по сути, диктуют нам свои требования, но мы не можем от них отказаться — потому что их продукция пользуется спро­сом. Если покупатель не находит ее на полке, он просто разворачи­вается и уходит из твоего магази­на к конкуренту.