Закон не писан |
Статьи - Бизнес |
Автор: Анна Штаер |
30.08.2012 17:00 |
Власти признали: принятый два с небольшим года назад закон «О торговле» не достиг цели и нуждается в корректировке. Собственно, ничего неожиданного не произошло — специалисты предупреждали, что «ручное управление» ритейлом не принесет пользы ни одной из сторон. Государство в России часто диктует бизнесу, как ему жить. Правительство устанавливает цены на газ и электричество, «замораживает» цены на бензин, предписывает частным компаниям, какие у их работников должны быть зарплаты… Цели при этом преследуются самые благие — защитить потребителей, поддержать отечественное производство. Однако реальная картина почему-то упрямо не хочет укладываться в законодательно очерченные рамки. Создание конкуренции между торговцами, снижение стоимости товаров, повышение качества обслуживания, поддержка местных производителей, уменьшение барьеров для малого бизнеса — все это осталось благими намерениями. К такому выводу пришли чиновники Министерства экономического развития в ходе предпринятого ими масштабного исследования. Оказалось, после принятия закона дискриминация поставщиков только увеличилась (каждый четвертый-пятый поставщик, опрошенный чиновниками МЭР, заявил, что ощущает ужесточение договорных условий). Цены на продовольствие по-прежнему растут, поскольку неурожай и рост тарифов — аргументы более весомые, чем административные запреты. А местных торговцев все активнее теснят региональные и федеральные сети. В феврале в помещениях соликамских магазинов «Баварский» открылись пермские «Виваты». А в августе поступила информация, что одну из самых крупных и успешных сетей Верхнекамья — «Ярмарку» — купила X5 Retail Group под магазины-дискаунтеры «Пятерочка». То, что закон не работает, подтвердили и антимонопольщики. В прошлом году ФАС провела 370 проверок и проанализировала более 15 тысяч договоров поставки. В результате ведомство выписало штрафы более чем на 35 млн рублей. Оказалось, что сети, которым закон ограничил взимание вознаграждения с поставщиков за объем поставки (не более 10% от цены поставленных товаров), нашли иные способы обложить данью поставщика: «платаза полку» превратилась в «бонус от объема поставки» или в «расходы на маркетинг». Кроме того, сетевики ужесточили штрафные санкции за качество товара. — Работать стало сложнее, — подтверждает соликамский индивидуальный предприниматель, производитель замороженных полуфабрикатов. — Реализация упала вдвое. Для местных сетей, которые имеют собственное производство, наша продукция — конкурент, и они берут ее неохотно. А в «Магнит» нас и вовсе не пускают. Для сбыта остаются только маленькие магазинчики и самостоятельная торговля. Такая картина практически у всех соликамских производителей «заморозки». Мнение покупателя при этом никто не спрашивает. Я считаю, что государство может и должно влиять на рынок торговли, но полномочия надо спускать с федерального уровня на местный. Власти города заинтересованы в том, чтобы небольшие производители, вроде нас, продолжали работать и развиваться. Но у них нет рычагов воздействия на сетевиков. Особенно на тех, чьи штаб-квартиры находятся далеко за пределами Пермского края. Представители местной розницы придерживаются принципа: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Производителям нужно работать над потребительскими качествами своей продукции, а не требовать от государства защиты и покровительства. — Наша компания работает сразу в двух ипостасях, — объясняет руководитель торговой сети «Катюша» Алексей Пищальников. — Как торговая сеть мы ведем переговоры с поставщиками, а как производители реализуем свою продукцию в других сетях, и на собственной шкуре испытываем все «прелести» существующего порядка вещей. Если мы хотим, чтобы федеральная сеть продавала наш хлеб в своих магазинах, мы соглашаемся на те условия, которые нам выставляют.Чтобы обеспечить своему производству сбыт, будь любезен сделать так, чтоб твой товар был востребован. Честно говоря, я не представляю, как законодательно можно заставить ритейлера брать какой-то товар. Это в 90-е годы, когда производителей можно было по пальцам перечесть, сети буквально «дрались» за продукцию. Сейчас нам каждый день поступают предложения от заводов и оптовых компаний. Естественно, мы выбираем те компании, с которыми нам удобнее работать, которые могут предложить наиболее выгодные условия оплаты. Так устроен рынок. И, кстати, среди наших поставщиков есть компании, которые не платят никаких бонусов, которые, по сути, диктуют нам свои требования, но мы не можем от них отказаться — потому что их продукция пользуется спросом. Если покупатель не находит ее на полке, он просто разворачивается и уходит из твоего магазина к конкуренту. |