Куда едем? |
Статьи - Бизнес |
Автор: Анна Штаер |
14.05.2012 16:30 |
Скоро полгода, как в России действует Федеральный закон № 69-ФЗ «О такси», коренным образом изменивший систему регулирования этого вида транспорта. Но клиенты соликамских такси вряд ли ощутили сколько-нибудь заметные перемены, кроме разве что стоимости проезда, которая внезапно выросла в полтора раза. По данным краевого Минтранса, к началу мая разрешения на перевозку легковыми такси получили 756 единиц транспорта. Больше половины из них имеют пермскую «прописку». В соседних Березниках работают 76 машин с лицензиями. В Соликамске разрешение выдано на один (!) автомобиль. Соликамские таксисты явно не спешат легализоваться. А все попытки создать полноценную службу такси в нашем городе до сих пор заканчивались неудачей. Что же должно произойти, чтобы в Соликамске появилось приличное такси? С этим вопросом мы обратились к предпринимателям, имеющим отношение к организации пассажирских перевозок. Бомбила «по вызову» — Начнем с того, что закон «О такси» решает проблемы, характерные для больших городов, — замечает председатель соликамской «Ассоциации добросовестных перевозчиков» Дмитрий Новиков. — Разрешение ездить по полосам для общественного транспорта — для нас это неактуально. А борьба с «бомбилами» особых результатов не приносит. В городе есть несколько точек, где частники поджидают пассажиров. Мы неоднократно проводили совместные рейды с милицией — составляли списки, сообщали номера, устраивали контрольные закупки. Дела доходили до суда, нарушителей штрафовали, но через пару недель мы встречали их на прежнем месте. 69-й закон не предполагает для «бомбил» наказания более серьезного, чем штраф в 5000 рублей. Но нелегалы — не самая большая беда Соликамска. Гораздо хуже, что у нас нет таксомоторных компаний. Все, что мы имеем — это диспетчерские службы, выполняющие роль посредников между пассажиром и водителем, почти таким же вольным, как уличный «бомбила». Люди думают, что вызов такси по телефону гарантирует им безопасность и качество поездки. В действительности диспетчер оказывает лишь информационные услуги и не несет никакой ответственности, если вместо опрятной и технически исправной машины к вам приедет ржавая, прокуренная «шестерка» с невыспавшимся или неопытным водителем. Но закон «О такси» не предлагает никаких мер воздействия на таких перевозчиков. А поправки, принятые в апреле, допустили к использованию машины, которые находятся в аренде,— первоначальная редакция закона разрешала ездить только на собственном транспорте. Ненадежные кадры — По моим подсчетам, в диспетчерских службах Соликамска сегодня числится больше тысячи водителей, но для 99% из них работа в такси — дополнительный приработок. Они выходят на работу, когда захотят, делают несколько рейсов, чтоб заработать на бензин, пиво и сигареты — и через 2-3 часа на маршруте их уже нет. Единицы соглашаются работать в ночь. В праздники и выходные телефон у диспетчера разрывается от звонков, а свободных машин нет — водители отдыхают, — рассказывает руководитель группы предприятий «Автолюкс» Леонид Гаричев, в прошлом владелец службы такси. На потенциальные проблемы с персоналом указывает и предприниматель Игорь Домрачев. Несколько лет назад он тоже открыл таксомоторное предприятие «Арба-Т»: закупил парк машин Daewoo Nexia, оборудовал их по всем правилам, но свернул бизнес, столкнувшись не только с демпингом конкурентов, но и с обманом собственных водителей, которые придумали массу способов возить пассажиров «мимо кассы». В ожидании лидера — У диспетчерских служб нет ни денег, ни рычагов влияния на водителей, чтобы поднять дело на должный уровень, — считает директор фирмы «Городской экспресс» Сергей Мамаев. — В Соликамске такие фирмы будут существовать, пока не появится лидер — игрок, который задаст определенный стандарт, выстроит стратегию на годы вперед, вложится в автопарк, будет ковыряться в кадрах — этого водителя возьму, этого нет. Остальным придется равняться на него. Тогда можно будет говорить о зарождении в Соликамске рынка такси и вырабатывать какие-то правила, которых станут придерживаться все участники. — Я думаю, появление такого игрока — дело ближайшего будущего, — директор автотранспортного предприятия «Компаньон» Антон Шестаков настроен оптимистично. — Потом последует укрупнение: на рынке останутся 2-3 фирмы с совокупным автопарком в 300-400 автомобилей, которые смогут удовлетворить все потребности города и за счет оборота нормально зарабатывать. Когда участников немного, им и между собой проще договориться, и с властями диалог наладить. Алексей ДРЯГЛЕВ, руководитель таксомоторного предприятия «Единое губахинское такси» (г. Губаха): — Я удивлен, что в Соликамске до сих пор нет сильной службы такси. Население Губахи втрое меньше, но наше предприятие существует уже десять лет, и на отсутствие прибыли мы не жалуемся, хотя в городе помимо нас работает еще четыре фирмы. Поначалу мы привлекали к сотрудничеству частников с личными автомобилями, но вот уже четыре года используем только свой транспорт. Штатные таксисты выходят на работу по графику и зарабатывают по 15-25 тысяч в месяц. Для Губахи это приличные деньги. Для эффективной работы таксомоторного предприятия нужно выполнить три условия. Первое — вложения в машины, механобазу, фонд заработной платы. Затраты немалые, но при грамотной организации дела они окупаются за 2 года. Конечно, неплохо, если помимо такси у фирмы есть другие направления деятельности, которые помогают зарабатывать в том числе и на развитие таксомоторного парка. Второе — нужны компетентные менеджеры, которым собственник делегирует часть своих полномочий. Третье — контроль на всех этапах. В автотранспортных предприятиях на эту тему много чего придумано — от регулярных внутренних экзаменов до технического мониторинга. Например, установка GPS-навигаторов помогла нам решить проблему «левых» рейсов, а перевод машин на газ не только исключил возможность слива топлива, но и позволил удешевить стоимость поездки. |