Главная Статьи Бизнес Чао, «бомбила»?
Чао, «бомбила»? Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Ксения Дутлова   
29.11.2011 14:03

Очередной закон, устанавливающий правила игры для предпринимателей, вступил в силу с 1 сентября. На этот раз рука власти коснулась рынка пассажирских перевозок в такси. Может ли, хотя бы в теории, вмешательство государства принести пользу малому бизнесу?

Нынешней осенью знаменитая фраза про наших людей, которые в булочную на такси не ездят, вновь стала актуальной. Федеральный закон № 69 кардинально меняет систему регулирования пассажирских перевозок в такси, чтобы очистить рынок от «бомбил». Однако вторым концом законодательная дубина привычно ударяет по потребителям и легальным таксистам. И еще неизвестно, кто пострадает больше.

Эксперты прогнозируют значительное удорожание проезда в такси. Кроме того, новые правила могут сократить количество легальных таксомоторных предприятий. Дело в том, что большинство молодых компаний, которые появились на рынке в последние два-три года, сейчас работают на пределе рентабельности в очень жестких конкурентных условиях. Дополнительные затраты и сокращение числа клиентов осложнят их и без того непростое финансовое положение.

Дали по «шашечкам»

Требования к таксистам предъявляются серьезные: до 1 января 2012 года все, кто хочет заниматься частным извозом, должны получить разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Разрешение выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет. То есть, даже если водитель не «таксует» регулярно, а лишь подрабатывает во время отпуска или в перерыве между вахтами, ему придется зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя. О том, чтобы «бомбить» по вечерам после работы, и вовсе можно забыть.

Все автомобили такси дважды в год должны проходить государственный технический осмотр. По словам представителей таксомоторных фирм, автопарк, который используется сегодня, по большей части находится в неудовлетворительном техническом состоянии и подлежит практически полной замене.

Объем автопарка такси в регионе составляет около 20 тысяч единиц. Точнее оценить количество участников рынка невозможно — с тех пор, как пять лет назад отменили лицензии для этого вида деятельности, таксистов никто не контролировал. В Березниках, по разным оценкам, работают от 15 до 25 компаний, предлагающих услуги такси. В Соликамске — порядка 10. В Перми — около 100. Как правило, компании оказывают услуги диспетчерского колл-центра, привлекая водителей с личным автомобилем.

Каждый автомобиль придется оснастить таксометром, кассовым аппаратом, навигацией и профессиональной атрибутикой — цветографической схемой, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета по бокам кузова, и фонарем оранжевого цвета на крыше.

За работу без опознавательных знаков предусмотрен штраф в размере 3 тыс. рублей. Незаконная установка фонаря и «шашечек» обойдется гражданам в 2,5 тыс. рублей, должностным лицам — в 20 тыс. рублей, юридическим лицам — в 500 тыс. рублей. Установлена административная ответственность в виде штрафа водителю в размере 1 тыс. рублей за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции. Штраф за перевозку пассажиров и багажа без разрешения составит от 1 до 5 тыс. рублей — для водителей, от 10 до 50 тыс. рублей — для должностных лиц и от 30 до 200 тыс. рублей — для юридических лиц.

Часть положений закона уже вступила в силу с 1 сентября. К плановым проверкам и «карательным мерам» сотрудники ГИБДД приступят после 1 января будущего года.

Непосильные затраты

В Пермском крае за выдачу разрешений отвечает региональное Министерство транспорта. Чиновники утвердили стоимость разрешения — 2600 рублей за каждое транспортное средство. (К слову, во многих регионах страны, в том числе в Москве, разрешения выдают бесплатно.) Однако, покупка разрешения — это лишь начало. Чтобы соблюсти все нормы закона, таксистам предстоит основательно потратиться.

Во-первых, зарегистрировать фирму (стоимость регистрации ООО — 4000 рублей) или себя как индивидуального предпринимателя (800 рублей).

Во-вторых, автомобили такси должны быть в собственности лицензиата (или использоваться им по договору лизинга). Иными словами, если автомобиль зарегистрирован, скажем, на супругу или родителей, то заниматься на нем пассажирскими перевозками нельзя. Стоимость покупки нового автомобиля — порядка 400 тыс. рублей.

В-третьих, на оборудование каждого автомобиля в соответствии с требованиями закона придется потратить от 20 до 50 тыс. рублей.

Наконец, предприниматель должен обеспечивать обязательный предрейсовый медосмотр (зарплата медику или оплата услуг медцентра — 40-50 рублей за один осмотр каждого водителя) и контролировать техническое состояние автомобиля перед выходом на линию (зарплата механику).

И это лишь, так сказать, гарантированные затраты, понести которые придется совсем скоро.

Для получения разрешения нужно обратиться в Министерство транспорта Пермского края с заявлением о выдаче и предоставить ряд документов. Только после этого будет проводиться осмотр легковых такси на предмет наличия таксометра, опознавательного фонаря таксомотора (ГОСТ 25869-90), цветографической схемы. Лишь после этого (если проверка не выявит нарушений) будет выдаваться разрешение. Вопрос: сколько раз нужно будет съездить в Пермь и как пригнать туда весь автопарк?

К 2015 году помимо обязательных для всех «шашечек» и фонаря предполагается ввести единый цвет кузовов для всех машин. Всемирно принятый цвет такси — желтый. Однако отечественный автопром не выпускает серийно автомобили желтого цвета. Значит, придется перекрашивать. Стоит такое удовольствие (покраска кузова) — от 50 до 70 тыс. рублей.

По предварительным подсчетам, единовременные расходы таксомоторной фирмы, в распоряжении которой находятся 10 автомобилей, составят не менее 15 млн рублей. Ежемесячные расходы диспетчерской службы такси с таким же автопарком «на договоре» сегодня редко превышают 4 млн рублей.

Сколько стоит открыть таксомоторную фирму по новым правилам

Покупка лицензии

2600 рублей за каждый автомобиль

Покупка нового автомобиля

около 400 тыс. рублей за каждый автомобиль

при покупке в кредит — до 500 тыс. рублей

 

Страховка

ОСАГО — 1500-3500 рублей, КАСКО — 12-15 тыс. рублей (при покупке в кредит — до 50 тыс. рублей)

Транспортный налог

2000-2500 рублей за один автомобиль

Установка необходимого оборудования и нанесение цветографической схемы

около 50 тыс. рублей

Обслуживание автомобиля (ремонт, запчасти, ГСМ, хранение, ТО, замена масла)

около 300 тыс. рублей (расчет для автомобиля с пробегом менее 10 тыс. км)

Зарплата водителям

не менее 15 тыс. рублей в месяц

Зарплата диспетчерам

8-10 тыс. рублей в месяц

Зарплата механику

не менее 15 тыс. рублей в месяц

Аренда помещения

от 200 рублей за кв. метр в месяц

Связь (городские телефоны, интернет, сотовая связь с водителями)

около 10 тыс. рублей в месяц

Аренда радиочастоты

около 1000 рублей в месяц

Предрейсовый осмотр водителей

около 500 рублей в месяц на каждого водителя

Реклама

около 15 тыс. рублей в месяц

 

Закон «О такси» подразумевает установку в каждой машине таксометра и кассового аппарата (пп. д п. 16 ст. 9). В России всего четыре завода занимаются изготовлением сертифицированных таксометров со встроенным модулем ЭКЛЗ. Пять лет назад они стоили порядка 12 тыс. рублей, сегодня фирмы Березников предлагают такие устройства по 15-17 тыс. рублей. Счетчики без АКЛЗ стоят более гуманных денег — от 1200 до 6000 рублей. Но их придется доукомплектовывать кассовым аппаратом, самый дешевый из которых — «Элвес-МК» — тянет почти на 14 тыс. рублей.

Дисбаланс «кнута» и «пряника»

Необходимость изменений авторы поправок объясняют борьбой за права потребителей, которым часто оказывают некачественные услуги, и за интересы официальных таксопарков, страдающих от нелегальной конкуренции. Сами участники рынка вовсе не уверены, что закон принесет им пользу. Пассажиров, для которых низкая цена важнее качества и безопасности, меньше не станет. А у сотрудников ГИБДД просто не хватит ресурсов   для борьбы с «бомбилами». Зато «кошмарить» законопослушных игроков, заплативших за лицензии, закон позволяет по полной программе.

— Открываем газету, обзваниваем все рекламирующиеся там службы такси, вызываем по одной машине от каждой фирмы и проверяем их на наличие «шашечек», таксометра, навигатора, заключения о медицинском предрейсовом осмотре, смотрим, есть ли в салоне необходимая информация (на передней панели такси должно быть размещено наименование таксомоторной организации, условия оплаты за пользование такси, визитная карточка водителя с фотографией, наименование и контакты контролирующего органа — прим. ред.). Когда перечень требования такой обширный, всегда найдется, к чему придраться. А нелегала пойди поймай, да еще попробуй докажи, что он выехал на работу, а не подвозит сограждан из чистого альтруизма, — высказывает свои сомнения соучредитель одной из березниковских служб такси. — Скорее всего, как обычно, объявят операцию или месячник по отлову «бомбил», или еще как-то. Значит легальный перевозчик будет находиться под прицелом проверяющих органов постоянно, а нелегальный перевозчик — он как бы вне правового поля. То есть, его, возможно, штрафанут, а возможно и нет.

Тем временем, стоимость услуг извозчиков уже начала расти. Так, поездка из Соликамска в Боровск подорожала в полтора раза — со 100 до 150 рублей. В Березниках таксисты за поездку, которая стоила 70-80 рублей, берут 100. В Перми, где, по оценке генерального директора ООО «Пермтаксисервис» Вадима Обухова, за пассажира конкурируют почти 12 тысяч таксистов, поездка по городу на расстояние до5 кмпока стоит 100-150 рублей, но участники рынка прогнозируют, что до конца года она увеличится вдвое.

— Сейчас в тариф закладываются бензин, стоимость телефонной связи, ну и сама работа. А теперь посчитайте, на сколько возрастут затраты: покупка и оборудование машин, страховка, содержание автопарка, зарплата водителям, налоги за каждую машину и за каждого работника. Тарифы вырастут в полтора-два раза минимум, — убежден Олег Кокшаров, управляющий службы заказа автомобилей (г. Березники). — Впрочем, — предположил Кокшаров, — не все таксомоторные компании сразу пойдут на повышение цен. Фирмы находятся в разных экономических условиях. У кого-то большое количество заказов и достаточно машин — им комфортно ввести новую цену. А у кого-то   заказов не хватает, и такие фирмы могут «поиграть» в старую цену, чтобы нарастить клиентскую базу.

— Диспетчерские службы, которые существуют сейчас, хотели бы и в дальнейшем остаться таковыми — нанимать водителей с личным авто и не нести никакой ответственности. Но тогда все расходы — на получение разрешения, установку таксометра, «шашечек», кассового аппарата — ложатся на водителя. При этом ему еще нужно оформить ИП. Сомневаюсь, что найдется много охотников работать на таких условиях. Либо водители согласятся, но будут «левачить» под официальной вывеской, — считает соликамский предприниматель Игорь Домрачев. К нововведениям он относится скептически. Несколько лет назад сам Домрачев организовал в Соликамске таксомоторное предприятие «Арба-Т»: закупил парк машин Daewoo Nexia, оборудовал их по всем правилам, но вскоре от затеи пришлось отказаться — компания столкнулась не только с демпингом нелегалов, но и с обманом со стороны собственных водителей, которые придумали массу способов возить пассажиров «мимо кассы».

— На фоне сокращения штатов МВД в текущем году и занятости инспекторов по основному профилю деятельности, их борьба с нелегальными извозчиками пока выглядит утопично, — высказывает свои сомнения руководитель автотранспортного предприятия и, в прошлом, владелец одной из первых официальных служб такси в Соликамске Леонид Гаричев. — Тем более, что достоверно доказать факт нелегального оказания услуги такси можно лишь с помощью операции «контрольная закупка», а механизм общественного контроля, чтобы можно было пожаловаться на таксиста-нелегала куда следует, в законе не прописан.

Хотели как лучше…

Таксисты предрекают скорый передел рынка, и, похоже, они правы. Все приметы сходятся. Если новый закон или постановление обещают улучшить условия для развития малого бизнеса (например, отмена обязательного применения ККТ плательщиками ЕНВД или закон, устанавливающий трехлетний мораторий на проверки контролирующими органами предприятий малого бизнеса) — смотри, как бы не появились новые проблемы. Государство обращает особо пристальное внимание на какую-нибудь вотчину малого бизнеса — строительство, частную охрану, розничную торговлю — жди укрупнения отрасли. Так что сфере таксомоторных перевозок вряд ли удастся избежать общей участи.

Некоторым отраслям малого бизнеса таксомоторный закон пришелся вполне ко двору:

Типографии и автомагазины уже наладили выпуск съемных «шашечек» на магнитном виниле, которые легко прикреплять к кузову и снимать по мере необходимости.

Разработчики ПО и магазины цифровой техники активизировали рекламу программ-таксометров для навигаторов и мобильных телефонов.

Больше всех повезло сервисным центрам технического обслуживания. Отмена обязательного использования KKT лишила их основного источника дохода. Зато теперь они будут продавать и ремонтировать таксометры.

— Рынок такси, который есть сейчас, далек от совершенства, — соглашается Олег Кокшаров. — Водители с личным автомобилем обеспечивают себе самозанятость и зарабатывают, как говорится, на бензин. Новый закон приведет к тому, что в России снова появятся полноценные службы такси. А диспетчерские колл-центры исчезнут. Для себя я вижу несколько вариантов. Первый — купить машины и нанять водителей. Чтобы оправдать все грядущие расходы, нужен автопарк машин на 20-30. А если хочешь быть лидером — на все 50. Второй — оказывать диспетчерские услуги тем предпринимателям и фирмам, которые зарегистрировались, получили разрешения и так далее.

— На рынке удержатся только крупные и сильные предприятия, которые смогут выжить за счет объемов, — считает Леонид Гаричев. — Потребуются большие вложения. Конечно, если ты этим бизнесом серьезно занимаешься, из штанов вылезешь, но деньги найдешь. Ну а то, что цены вырастут — это даже не обсуждается. Вот только местные власти вряд ли готовы со своей стороны к симметричным усилиям, чтобы очистить рынок от нелегалов. Нет у них на это ни людей, ни сил, ни времени. Снова получается игра в одни ворота. Если я и открою снова службу такси, то лишь когда закон вступит в силу не только на бумаге.

— Что-то мне подсказывает, что штрафовать будут направо и налево за все и про все, — утверждает соликамский таксист Антон Мехоношин, — и с нас и с нашего начальства будут «драть» неимоверно. За нарушения. И что делать? Правильно — повышать стоимость проезда, чтобы денежка на штраф была. Так что пассажиры также пострадают, цена проезда поднимется в полтора-два раза — это точно. Такси, которое сейчас и так может позволить себе далеко не каждый соликамец, станет совсем буржуйским видом транспорта. Ну и «бомбилам», конечно, будет, где развернуться. Всех их никогда не выловят, это просто нереально. К тому же их ряды пополнят таксисты-частники, которые сейчас работают через диспетчера и просто не потянут новые расходы.

— Нововведения стоят денег. Скорее всего, цены у официальных служб такси будут выше, чем у частников. Зато появится ответственный человек — предприниматель, который будет содержать автомобильный парк, механослужбу. И именно он будет отвечать за исправность машин, — делится соображениями директор фирмы «Городской экспресс» Сергей Мамаев (г. Соликамск). — Диспетчерские службы, которые просто передают заказы водителям, не утруждают себя вопросами, исправна ли машина, в адекватном ли состоянии водитель. Поэтому тем, кто сейчас оказывает услуги такси, придется либо взять всю ответственность на себя, либо уйти с рынка. Но это станет возможно, если контролирующие органы будут действовать достаточно активно. Пока вести контроль за соблюдением закона некому.

Столичные власти пообещали легальным извозчикам ряд преференций, например, открыть по всему городу полторы тысячи специальных стоянок, паркинги на вокзалах, аэропортах и т.д., и жестко отсекать от этих мест «бомбил». Нелегал, осмелившийся стать на стоянку такси, будет оштрафован, а его автомобиль отправлен на штрафстоянку.

Определенный выход предприниматели видят в создании отраслевой ассоциации. Чтобы сообща решать возникающие вопросы, договариваться об общих правилах игры на рынке, вместе выходить с предложениями к администрации. По их мнению, сделать рынок такси цивилизованным без поддержки местных властей будет сложно: нужны оборудованные места стоянок такси, разрешения подъезжать к автовокзалу, торговым центрам и так далее.

Между тем, водители уже строят схемы обхода закона. Так на одном из форумов появилось предложение разработать пакет документов по виду деятельности «Услуги по предоставлению в аренду автомобилей с водителем» и заключать с водителем-частником договор аренды транспортного средства с экипажем. При этом в рекламе можно указывать не «такси», а «аренда автомобиля с водителем»:

— Не нужны фонари, наклейки и таксометры. Конечно, меняется документооборот, водители будут подписывать с каждым пассажиром договор и акт. Но аудиторы сказали, что это самый простой выход из ситуации, — сообщает автор идеи.

Конечно, лучше всего работать по закону, а не пытаться под него подстроится, но такие уж законы принимают в России, — резюмируют читатели форума. — К тому же, все еще может измениться. Такое с новыми законами в России происходит сплошь и рядом. Вот и глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин, получивший письмо от общественной организации «Движение автомобилистов России», уже заявил, что предложения таксистов не могут быть проигнорированы. Более того, уже создается рабочая группа, которая будет заниматься подготовкой и мониторингом выполнения на региональном уровне изменений, внесенных в федеральный закон. К тому же в предвыборный год принято делать красивые жесты. А значит, суровый закон может быть переписан.

Еще пять законов, усложнивших жизнь малому бизнесу 

Закон № 152-ФЗ «О персональных данных», последние поправки к которому были приняты в 2011 году, обязал все компании, использующие в своей деятельности персональные данные потребителей (а сегодня это почти любая компания) получить согласие владельца на их обработку. Без такого разрешения предприятие осуществляет деятельность почти незаконно. Большинство компаний не готовы выполнять эти требования в полном объеме, что дает дополнительный повод для репрессий.

В 2011 году значительно возросла финансовая нагрузка на бизнес, связанная с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предусматривают повышение размера страховых взносов с 26 до 34%.

Исходя из своей формулировки, закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» призван бороться с проблемами бизнеса. Однако, по оценке экспертов ОПОРЫ России, закон реанимирует целый ряд избыточных функций органов государственной власти и способен значительно усложнить предпринимательскую деятельность. 

В июле этого года Госдума приняла пакет поправок к закону 171-ФЗ «О госрегулировании производства и оборота алкоголя». С 1 июля 2011 года пиво считается алкоголем. Индивидуальные предприниматели, торгующие пивом, до 1 января 2013 года должны перерегистрироваться в ООО и получить лицензию. После вступления документа в силу будет запрещена продажа любой алкогольной продукции после 23 часов и до 8 часов, за исключением пунктов общепита. При этом субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкоголя, в том числе полный запрет такой продажи.

Последняя редакция № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязала работодателей с 1 января 2011 года подавать в ПФР сведения о наемных работниках ежеквартально. В 2009 году персониф. сведения о наемных работниках сдавались ежегодно, в 2010 году — один раз за полугодие. Соответственно частота потенциальных проверок и разборок с пенсионным фондом возросла, так как единых правил заполнения документов фактически не существует.