Главная Статьи Бизнес Чертова дюжина транспортных советов
Чертова дюжина транспортных советов Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Ксения Дутлова   
29.11.2011 13:30

Как правильно организовать транспортные расходы компании? «Дело НС» попросил предпринимателей поделиться практическим опытом.

Коммерческий транспорт — не только средство передвижения товаров, но и источник постоянной головой боли для собственника бизнеса. Транспортная составляющая в себестоимости отечественных товаров достигает 20% (в странах Запада этот показатель не превышает 8%). Прибавьте к этому трудности с качественным ремонтом и эксплуатацией, проблемы с подбором персонала, постоянный рост цен на топливо и отвратительную дорожную инфраструктуру.

Становится ясно, что вопросы, связанные с сокращением затрат и правильной организацией транспортных расходов, стоят для малого бизнеса весьма и весьма остро. При этом далеко не каждая компания готова взять на себя решение собственных транспортных проблем. Большинство из них предпочитают пользоваться сторонним транспортом, формируя устойчивый спрос на логистическую услугу.

Опросив своих читателей, журнал «Дело НС» сформулировал тринадцать вопросов, связанных с транспортом, и попросил ответить на них самих предпринимателей. Чужой опыт всегда лучше собственных шишек.

Что выгоднее — собственный транспорт или наемный?

Вопрос, который мы вынесли в заголовок, можно отнести к разряду риторических и считать частным случаем знаменитого «Что делать?». На него, как известно, никогда не существовало однозначного ответа. Говорят, что счастье — это отсутствие выбора. Увы, в данном случае счастье недостижимо. Юридические или физические лица вынуждены выбирать, пусть даже только из трех позиций: собственный, наемный транспорт или и то, и другое вместе в определенной пропорции. Когда выбор верен, расходы на транспорт не тянут бизнес ко дну, а наоборот — помогают зарабатывать больше.

Алексей Кичигин, собственник производственной компании «Бастион», (г. Соликамск):

— Для начала попробуйте взвесить все плюсы и минусы. Когда у вас собственный транспорт, вы можете предоставить клиентам максимально высокий уровень сервиса. Вы гарантируете соблюдение сроков доставки, потому что сами контролируете техническое состояние и местонахождение транспортных средств. Вы можете применять гибкие мотивационные схемы для водителей. Вы точно планируете свои затраты.

С другой стороны, само приобретение автопарка прибыли не приносит — это инвестиция, притом долгосрочная. К тому же кроме самого автомобиля вы должны приобрести страховку, купить или взять в аренду гаражные боксы, создать ремонтную базу, склад для хранения запчастей и ГСМ и т.д. Вы автоматически увеличиваете собственную налогооблагаемую базу. При этом ваши основные средства каждый год теряют в цене из-за амортизации. Вы несете затраты на администрирование автомобильного хозяйства и на техобслуживание и ремонт транспортных средств. Вы вынуждены оплачивать холостой пробег и простои в периоды сезонных спадов. Наконец, вы распыляете свои усилия на непрофильную деятельность.

Наемный автопарк полностью лишен этих недостатков, однако стоимость транспортных услуг довольно высока, а риски значительны. Далеко не каждая транспортная компания возместит ущерб, причиненный вам или вашим клиентам по вине перевозчика. И даже если все получат компенсацию, ваша репутация будет запятнана. С наемным транспортом вы не можете быть так же мобильны, как с собственным. Да и рынок логистических услуг в Верхнекамье все еще недостаточно развит.

Для себя мы все просчитали еще 10 лет назад, когда начинали бизнес. Мы поняли, что иметь собственный автопарк намного выгодней, чем обращаться к сторонним компаниям. В общем, купили, исходя из своих нужд.

Транспорт покупаем, в основном, в Нижнем Новгороде — там выбор больше и сам транспорт дешевле. Сейчас у нас четыре единицы транспорта. При хорошей работе машину можно окупить за год. Обновляем парк раз в четыре года. Стараемся брать новые авто. Б/у покупали только в начале, когда открывали свое дело.

Как выбрать транспортную компанию?

К услугам транспортных компаний чаще всего прибегают фирмы, имеющие более-менее постоянный грузооборот. Таким компаниям важно соблюсти стабильный график поставок, что не всегда может гарантировать частный перевозчик. Крупных транспортных компаний, имеющих филиалы в Верхнекамье — не более десятка. Но в совокупности они занимают более 60% местного рынка грузоперевозок. Остальную долю делят транспортные компании местного масштаба и частники. На что же нужно обращать внимание, выбирая транспортную компанию?

Александр Падерин, генеральный директор ООО «Русские сладости» (г. Березники):

— Компании, которые занимаются перевозками наших грузов, мы выбирали методом проб и ошибок. Искали через знакомых, делали пробные отгрузки, просчитывали графики и, если перевозчик не укладывался в сроки, разрывали с ним отношения.

Сегодня рынок логистики позволяет выбирать. Но еще до подписания договора с транспортной компанией хочется понимать, с кем имеешь дело и на что можешь рассчитывать.

Практически любая транспортная компания начинает с того, что набирает частных водителей с личными автомобилями. По прошествии нескольких лет покупает собственный транспорт — на заработанные деньги или в кредит. Вот таким компаниям-«стажистам» мы отдаем предпочтение — фирма, заработавшая на приличный автопарк, выполнит заказ быстрее. Да, неприятности случаются и у них, автомобиль — не волшебный ковер-самолет, бывают и поломки, и аварии. Но солидная компания в состоянии быстро прислать замену.

Иногда приходится пользоваться услугами компаний, которые привлекают водителей со стороны, но в этом случае обязательно надо поинтересоваться, заключен ли договор между компанией и водителем, кто будет отвечать за сохранность груза, где гарантия, что ваш груз будет доставлен в срок и по нужному адресу.

С фирмами-агентами, которые выступают посредниками между грузоотправителем и вольными перевозчиками, я предпочитаю не связываться. Ответственности они практически никакой не несут, случись что — придется вам расхлебывать все проблемы самостоятельно. И даже если удастся привлечь такого агента к суду, взять с него нечего: недаром среди логистов-профессионалов такие компании называют «табуретками».

Одни компании имеют сеть филиалов и четкий график доставки. Их плюсы — гарантия, что ваш груз прибудет к месту назначения в оговоренное время. Минус — грузополучателю придется самостоятельно забирать ваш товар со склада транспортной компании. Другие обещают доставку «до подъезда» в любую точку, но не гарантируют сроков (чтоб не гонять машины полупустыми, перевозчик ждет, пока накопится нужное количество грузов по каждому направлению).

Важный пункт — наличие у компании транспортной лицензии (не панацея, но признак того, что компания привыкла к порядку и четкой организации процесса) и страховки. Попросите выслать по электронной почте отсканированную копию полиса страхования ответственности грузоперевозчика или экспедитора на текущий год.

Неплохо бы узнать о финансовой стабильности компании-перевозчика и о возможных системах оплаты. Мне, например, удобно, если дают отсрочку платежа.

Другой признак надежности — предложение заключить договор и застраховать имущество. В документах прописываются все оказанные услуги и расценки на них, а также ответственность обеих сторон. В договоре, который мы заключаем с компанией-перевозчиком, прописано, что именно компания (а не водитель-экспедитор) является материально-ответственным лицом за сохранность и доставку груза.

Хорошо, если компания имеет круглосуточную диспетчерскую службу. Иначе как она узнает, что, скажем, ночью машина сломалась и ее надо заменить?

Обращаясь в новую фирму, не стесняйтесь показаться дотошным занудой. Задавайте побольше вопросов. Например, «Что, если машина не приедет?», «Как вы поступите, если автомобиль сломается?», «Могу ли я потребовать заменить машину, если есть сомнения в ее безопасности?», «Как вы поддерживаете связь с водителями в рейсе?».

Машина может сломаться, попасть в ДТП. Важно узнать, каким образом компания выходит из таких ситуаций. Лично я не верю тем, кто уверяет, что у них никогда не было подобных форсмажоров. Обязанность диспетчера — ответить на любой ваш вопрос.

Полезно узнать, где хранится транспорт: в гараже или на стоянке. Гараж предпочтительнее: там на машины не влияют погодные условия. К тому же в гаражах обычно трудятся механики, проверяющие автомобили перед выездом. Еще один хороший показатель — наличие в штате медика, который проводит предрейсовые осмотры.

Ну и последний совет — не пренебрегайте общением с теми, кто уже стал клиентом этой компании. «Парадные» отзывы на сайте всегда можно перепроверить личным звонком.

Олег Масленников, директор филиала транспортной компании «Ратэк» (г. Березники):

— Услуги автотранспортных компаний всегда будут востребованы малым бизнесом. Во-первых, доставка грузов автотранспортом дешевле и быстрее, чем железнодорожные и авиаперевозки. Во-вторых, транспортные компании оказывают услугу экспедирования, предоставляют гарантии сохранности груза, облегчают жизнь и помогают сэкономить время — сделать заявку, оплатить услуги, получить или отправить груз в любую точку страны, следить за его перемещением можно, не выходя из офиса, по интернету или телефону. В-третьих, транспортные компании, как правило, имеют разветвленную филиальную сеть — это позволяет выстроить оптимальную логистическую цепочку, доставить груз в сжатые сроки и с минимумом затрат.

Транспортно-экспедиционные компании специализируются на перевозке грузов различного характера — сложных, габаритных, опасных, и т.п. Естественно, ТЭКи лучше оснащены, более опытны и качественнее справятся с этой задачей. По сути дела, транспортная компания встраивается в цепь поставок своих клиентов и берет на себя функции полноценного отдела логистики. Непрофильные компании и мелкие компании-перевозчики не в состоянии предоставить такой исчерпывающий комплекс услуг. Поэтому сотрудничать с транспортными компаниями, однозначно, стоит. Другой вопрос, с какой именно компанией вы свяжете себя постоянными отношениями. Но на него, я думаю, каждый руководитель отвечает самостоятельно, проверяя каждого потенциального партнера на практике.

Александр Ташлыков, владелец салона-магазина «Праздник» (г. Березники):

— Все познается в сравнении. Мы пользовались услугами нескольких транспортных компаний. И часто возникали проблемы, срывались сроки доставки. Было и такое, что груз вообще не доходил до места. Мы хотели найти компанию, которая бы за разумные деньги доставляла груз из разных городов России до Березников (большинство возили только до Перми). Семь лет назад вышли на «ЖелДорЭкспедицию» — тогда они были чуть ли не единственной компанией, которая возила грузы до Березников и по железной дороге, и автотранспортом, причем, строго по графику, а не по принципу накопления грузов по направлению. Единственный минус — у них нет доставки до офиса. На нас постоянно выходят другие транспортные компании, но менять партнеров я не хочу.

Как избежать проблем, нанимая частника с личным автомобилем?

Эффективность использования «вольного» автотранспорта на 10-20% выше, нежели наемный транспорт от сторонней транспортной компании. Водитель, который работает сам на себя, заинтересован выполнить заказ оперативно и качественно. Он бережнее относится к своему кормильцу-автомобилю. К тому же стоимость его услуг, как правило, ниже, чем в транспортных компаниях, которые несут гораздо более значительные издержки, чем частник с личным авто. По большей части именно разницей в тарифах привлекают клиентов такие грузоперевозчики. К их услугам прибегают также фирмы, которые не слишком часто отправляют грузы, или работают в пределах края и заключать договор с транспортной компанией считают нецелесообразным.

Однако, у каждой медали две стороны. За низкую цену нередко приходится платить испорченными нервами. Потому что частник, как правило, работает нелегально, а потому и спрос с него невелик.  

Особо безответственный товарищ может не выехать на заказ по причине тяжелого похмелья или дачного сезона. У него может сломаться машина сразу перед выездом, а он не догадается предупредить об этом клиента. Он может проспать или просто забыть. Он может не выходить на связь, потому что рация в машине не предусмотрена, диспетчера у него нет, а сотовый ловит далеко не везде. В общем, проблем может возникнуть более чем достаточно. Как их избежать?

Алена Старцева, логист ООО «Завод металлических изделий», (г. Соликамск):

— «Завод металлических изделий» пользуется услугами 10-15 перевозчиков каждый месяц, в основном, это уже проверенные, постоянные перевозчики. С несколькими водителями мы работаем со дня основания нашего завода. Мы поставляем продукцию в большое количество торговых точек во многих   городах России (более 30-ти). На отработку одного маршрута уходит до пяти дней. К тому же товар штучный, его необходимо качественно сдать, поэтому лучше заплатить больше проверенному водителю, чем отправить неопытного, но дешевле.

Большой водительский стаж, конечно, плюс, хотя не гарантирует качества. Немолодые водители зачастую не готовы работать так же активно и добросовестно, как молодежь, которая только нарабатывает репутацию. Хотя «старички» более опытны.

В первую очередь водителей ищут через знакомых, тех, кто уже пользовался их услугами и остался доволен. Как вариант — можно воспользоваться рекомендациями водителей, с которыми у вас сложилось сотрудничество. Искать водителя по рекламе я бы не советовала: можно нарваться на кого угодно.

На всякий случай, можно навести справки о водителе или фирме, которой вы собираетесь доверить груз, в интернете. Например, на главном сайте по грузоперевозкам www.ati.su, в разделах «Недобросовестные партнеры», «Недобросовестные водители».

Работа с физлицами — это всегда риск. Надежнее пользоваться услугами ИП и заключать с ними договор подряда, в котором расписывается ответственность водителя по всем пунктам: от обязанности присутствовать при погрузке/выгрузке до графика выхода на связь.

Объемы отгружаемой продукции растут, клиентская база расширяется. Поэтому мы постоянно ведем поиск новых перевозчиков. Первые 2-3 рейса — испытательный период, в течение которого можно оценить стиль и качество работы водителя. Стараемся не нанимать водителей через диспетчеров, так как это дополнительные расходы (определенный процент с каждой перевозки).