Как покупать автотранспорт: за наличные, в кредит или в лизинг? |
Статьи - Бизнес | |||||||||||||||||||||||||||
Автор: Анна Штаер | |||||||||||||||||||||||||||
22.11.2011 15:18 | |||||||||||||||||||||||||||
По мере роста бизнеса увеличивается потребность в собственном транспорте. Решения о способе покупки авто, как правило, базируется на оценке экономической эффективности подобных долгосрочных инвестиций. Кирилл Шилов, «Центр кредитно-финансовых консультаций» (г. Березники): — Покупка за наличные — наиболее дешевый способ приобретения автотранспорта. Но редкая компания может позволить себе купить автомобиль за наличные средства. Покупка авто выводит из финансового оборота значительную сумму денежных средств, а также, автоматически увеличивает налогооблагаемую базу. Другой вариант — купить машину в кредит. Единовременные затраты меньше, зато возникают другие факторы. Кредитно-финансовое учреждение запросит стандартный пакет документов, документы, подтверждающие правоспособность организации и ее финансовую устойчивость. Банк, сомневающийся в платежеспособности клиента, может потребовать дополнительное обеспечение кредита залогом либо поручительством. Кроме того, заемщику придется оформить обязательную страховку КАСКО. До полного погашения кредита транспортное средство находится в залоге у банка, что лишает компанию возможности совершать с автомобилем какие-либо юридические действия. Зато все риски, связанные с владением транспортным средством, переходят к заемщику сразу после подписания кредитного договора. Сами автосалоны наряду с автокредитованием предлагают покупку в рассрочку — уплату стоимости автомобиля по частям в течение определенного периода времени. В отличие от стандартного автокредита, рассрочка не предусматривает начисления процентов на сумму непогашенной задолженности. На самом деле, автосалон, как и любая другая организация, не может позволить себе кредитовать покупателя. Рассрочка при покупке автомобилей работает по факторинговой схеме: покупатель вносит часть денежных средств в счет уплаты первоначального взноса за приобретаемый автомобиль автосалону. Оставшуюся часть задолженности автосалон переуступает банку, т.е. покупатель (а теперь уже заемщик) становится должен не автосалону, а кредитной организации, куда он и будет совершать платежи. Банку не выгодно давать деньги в долг, не извлекая для себя из этого никакой прибыли, поэтому долг у автосалона он выкупает с дисконтом (скидкой), который является прибылью кредитной организации. Автосалон, по сути, оказывается в небольшом проигрыше. Но потеря части долга компенсируется большим объемом продаж автомобилей в рассрочку. К тому же, размер первоначального взноса по беспроцентным кредитам значительно, иногда в разы выше, чем по обычным. Автосалоны компенсируют свои расходы, вводя различные побочные комиссии, а также, внося потери от дисконта в стоимость ТС. Еще одна особенность сделки приобретения автомобиля в «беспроцентный» кредит — более короткий срок кредитования: в среднем, это 1-3 года (обычная схема — до 5 лет). Дополнительных расходов здесь также не избежать. Несмотря на отсутствие процентов за пользование средствами, различных комиссий за обслуживание ссудного счета и прочих, заемщику придется оплатить комиссию за пользование картой банка, с помощью которой он будет погашать кредит, как правило она выше обычного размера аналогичной комиссии. Страхование авто от угона, несчастных случаев и т.д. тоже никто не отменял. Причем размер страховки в случае рассрочки может быть выше. Еще одна схема приобретения ТС — лизинг. В этой сделке участвуют три стороны: продавец авто (автосалон либо производитель), лизинговая компания, которая приобретает ТС (лизингодатель) и лизингополучатель — лицо, которое приобретает ТС. Часто есть еще четвертая сторона — банк, который кредитует лизинговую компанию (лизингодателя) на приобретение ТС. У лизинга есть один минус — переход права собственности на транспортное средство к заемщику происходит только по окончании действия договора лизинга и выкупа авто. Из этого вытекает следующее: ремонт автомобиля только в определенных автосалонах, постоянный контроль за транспортным средством в ходе его эксплуатации, при выявлении каких-либо нарушений — применение штрафов или изъятие автомобиля у заемщика (деньги, уплаченные в счет стоимости авто, будут возвращены, а проценты нет). При наступлении страхового случая выплату по нему получает не лизингополучатель, а владелец авто — лизингодатель. Но лизинг имеет и определенные преимущества, актуальные, в основном, для налогоплательщиков, использующих общую систему налогообложения. Во-первых, лизинговые платежи относятся на затраты, что позволяет уменьшить налог на прибыль. Во вторых, предприятие-лизингополучатель не оплачивает налог на имущество. После окончательной оплаты стоимости передача ТС от продавца к покупателю происходит по остаточной стоимости, которая уменьшается благодаря возможности применения ускоренной амортизации. Таким образом, уменьшается налоговая база по налогу на имущество организации-покупателя, уменьшая тем самым суммы платежей. Также уплаченные суммы НДС подлежат возмещению (зачету или возврату). Подведем итог, кому же и при каких обстоятельствах будет выгоден кредит автомобиля, рассрочка и лизинг. 1. Если предприятие использует общую систему налогообложения, то оно может значительно сэкономить на налогах, используя схему кредитования в виде лизинга. 2. Если вы имеете возможность внести первоначальный взнос за автомобиль в размере 30-50 и более процентов, а также, если доходы достаточны для погашения задолженности за автомобиль значительными суммами, оптимальным вариантом станет рассрочка. Но при этом стоит сравнить цены на ТС в случае рассрочки и без нее, комиссии и все ваши прочие расходы, связанные с приобретением ТС, а также оценить, действительно ли финансовый эффект от рассрочки будет выше, чем от простого автокредита, либо какого-то иного способа приобретения ТС. 3. Если же вы используете специальные режимы налогообложения и можете позволить себе изъять из оборота лишь сумму, достаточную для оплаты первоначального минимально необходимого взноса, но уровень дохода не настолько высок, чтобы вносить большие суммы в счет погашения задолженности, оптимальным может оказаться вариант со стандартной схемой автокредитования. Конечно, вариантов сочетания желаний и возможностей может быть намного больше. Все зависит от конкретных случаев, в каждом из которых стоит детально и профессионально изучить все альтернативные варианты приобретения автомобиля и выбрать для себя наиболее подходящий из них. Сравнительная таблица кредита и лизинга
Елена Давыдова, гостиница «Прайд-отель», (г. Березники): — Год назад для нашей гостиницы и химчистки мы решили приобрести новый автомобиль. Остановили выбор на Renault Kengoo. До этого мы 4 года эксплуатировали автомобиль той же модели, убедились в его надежности, выстроили отношения с дилером и сервисным центром. Поскольку мы предполагали использовать новый автомобиль не только для перевозки грузов, но и как служебный транспорт для гостей отеля, требования к комфортабельности и комплектации машины были значительно выше. Соответственно, выросли и наши расходы. Приобретать автомобиль мы решили в кредит на три года: наличностью в достаточном количестве мы на тот момент не располагали (все деньги уходили на обустройство гостиницы), а лизинговые компании в нашем регионе были представлены слабо. Мы изучали этот рынок, когда закупали новое оборудование для химчистки. Прокредитовались в Сбербанке. Наша компания имела в этом банке хорошую кредитную историю. Кстати, ее мы создавали себе целенаправленно, в течение нескольких лет — брали небольшие кредиты, исправно их выплачивали. Зато когда потребовалось сделать большое приобретение, смогли получить весьма выгодные условия. Правда, мы не стали оформлять специальный автокредит, взяли обычный, на общие нужды — по нему проценты были ниже. Виталий Черкасов, руководитель отдела коммерческого транспорта «Сильвер Моторс» (г. Пермь): — Контингент наших покупателей самый разный. Фирмы и предприятия покупают крупнотоннажную технику, индивидуальные предприниматели и физические лица — мало- и среднетоннажную. В Березники и в Соликамск уходит примерно 60% всех покупаемых машин. Остальные 40% — в другие города Пермского края. Большинство покупает транспорт за безналичный расчет. На втором месте — лизинг. Меньше всего берут в кредит. Кроме цены покупателей всегда интересует репутация бренда, отзывы владельцев, срок гарантии, периодичность и стоимость обслуживания. Ну и, конечно, качество сборки, уровень оснащения. |
|||||||||||||||||||||||||||