Главная Статьи Бизнес Рекламу призвали к порядку
Рекламу призвали к порядку Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Евгения Пантелеева   
30.08.2011 16:25

22августа березниковское управление имущественных и земельных отношений подведет итоги первого в 2011 году аукциона по продаже прав на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Все лоты, выставленные на торги (порядка полутора сотен площадок), соответствуют новой концепции размещения наружной рекламы на территории города. С критикой этой концепции, утвержденной городской Думой, местные рекламные агентства выступают уже несколько месяцев. По их мнению, нововведения закроют березниковский рынок outdoor не только для рекламистов, но и для рекламодателей из числа малого бизнеса.

Концепция использования видов рекламных конструкций ужесточила требования к размещению наружной рекламы на территории Березников. До последнего времени реклама в городе размещалась по заявительному принципу, теперь власти намерены придерживаться четкого плана. Березниковское управление по распоряжению муниципальной собственностью совместно с управлением архитектуры и градостроительства, управлением благоустройства администрации города Березники и ГИБДД уже разработали карту-схему размещения рекламных конструкций на территории города.

— Рекламные поверхности давно необходимо привести к единому формату, поскольку этот сектор рекламы рос очень хаотично. Сегодня мы решаем сразу несколько задач — формируем целостный архитектурно-художественный облик города, унифицируем форматы наружной рекламы и устанавливаем общие требования к размещению рекламных конструкций, — объясняет начальник березниковского управления имущественных и земельных отношений Наталья Лежнева.

Теперь предпочтение отдается рекламным конструкциям со сменным рекламно-информационным полем, а также светодинамическим конструкциям. Арендаторам и собственникам помещений предлагается устанавливать перед фасадами крупных торговых и общественных зданий рекламные конструкции в виде уличной мебели. Рекламоносителями станут уличные скамьи и остановочные павильоны. А самые востребованные форматы — билборды, растяжки и баннеры из жилой части города исчезнут. По новым правилам эти конструкции разрешены только на въездах в город.

Все по закону

Вообще-то, ничего принципиально нового березниковские чиновники не придумали — табу на использование крупногабаритных рекламных конструкций и растяжек наложили еще федеральные власти, утвердившие в 2009 году новый ГОСТ для наружной рекламы.

Из 335 рекламных конструкций, установленных на территории Березников, только 153 отвечают действующим нормам (11 % рекламных щитов; 4% транспарантов и перетяжек, 85% — прочие рекламные конструкции). 56 рекламоносителей не соответствуют ГОСТу и по истечении срока договоров будут демонтированы за счет владельцев. Еще 126 незаконно установленных конструкций снесут по решению суда.

По подсчетам рекламщиков, количество «наружки» вдоль центральных улиц города уменьшится на 50%, ближе к окраинам — на 10-25%. Соответственно, городской бюджет получит меньше денег от сдачи в аренду земельных участков. Но для чиновников это не самая большая потеря: «В любом случае поступления в доходную часть бюджета от наружной рекламы невелико», — считает Наталья Лежнева.

— Реклама должна быть цивилизованной и полезной, дающей людям нужную информацию, и чтобы на нее было приятно посмотреть, — пишет в своем блоге на wordpress.com мер города Березники Сергей Дьяков. — В городе много незаконно установленных конструкций. Тех, кто в судебном порядке не убирает конструкции сам, будем учитывать в дальнейшем при установке новых, так же как и самовольщиков.

Контраргументы

Березниковские рекламные агентства, для которых «наружка» всегда была одним из главных источников дохода, таким перспективам вовсе не рады.

— Под запрет попали самые популярные форматы наружной рекламы, — говорит Светлана Ванькова, компания «СПК — рекламные технологии» (г. Березники). — Билборды охотно раскупали федеральные компании, а доступные по цене виниловые растяжки и баннеры пользовались успехом у местного малого бизнеса.

— В сегменте рекламы на щитах 3х6, рекламные агентства определенно потеряют часть клиентов из числа небольших локальных компаний, — считает директор дизайн-студии «Сфера» Павел Кушнин (г. Березники). — «Наружка» и так уже вышла на докризисный уровень: если в 2009 году место на щите 3х6 можно было арендовать за 5 тысяч рублей в месяц, то сегодня те же самые поверхности продаются по 8-12 тысяч. Далеко не каждая компания может позволить себе тратить такие деньги на рекламу.

— То, что сейчас происходит в рекламной отрасли — болезненный процесс и для рекламодателей, и для outdoor-операторов. Старые конструкции демонтируют, новые в достаточном количестве появятся не скоро. К тому же требования ГОСТа к размещению рекламных конструкций очень жесткие, поэтому количество мест, пригодных для размещения, ограничено. Стоимость динамичных рекламных конструкций и расходы по обслуживанию в разы больше стоимости статичных билбордов, соответственно стоимость аренды рекламных полей будет выше, — прогнозирует владелец рекламного агентства «Лайт-Сити» Сергей Шайхитдинов (г. Березники).

Установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 Кодекса об административных нарушениях РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Статья 14.37 КоАП РФ «Нарушения требований к установке рекламной конструкции».

— Я согласен, что динамические конструкции выглядят более современно и эстетично, но нужно учитывать особенности нашего региона, нашего климата, — отмечает генеральный директор ООО «РИО-Гранде» Дмитрий Головнёв (г. Пермь). — В конструкциях, где используются роллерные системы, полотно замерзает при температуре ниже минус 25 градусов по Цельсию. При монтаже в ветреную погоду оно рвется. С уличной мебелью тоже проблемы: все знают, сколько снега у нас зимой и как убираются тротуары. Первый же снегоуборочный комбайн может повредить вашу «мебель» или превратить ее в сугроб.

К сожалению, в Березниках рекламный бизнес не чувствует поддержки со стороны администрации. ЕНВД в Березниках в четыре раза выше, чем в Перми: за одну рекламную поверхность в Перми мы ежемесячно платим 309 рублей, в Березниках — 1235 рублей. Налоговая нагрузка на бизнес возрастает, и в первую очередь ее ощущает на себе потребитель, так как цены на рекламу растут.

— В Перми мы столкнулись с подобной ситуацией три года назад. Тогда центр города тоже очищали от больших щитов. Цены на рекламные конструкции выросли в разы. Но постепенно все наладилось, операторы подстроились под новые требования. Стали искать выходы: вместо щитов площадью больше 10 кв. метров стали делать щиты на 9,5 кв. метров. Убрали рекламу из центра, увеличили количество конструкций в спальных районах.

Станислав Ивашов, РА «Паритет», г. Пермь

И все же самые большие тревоги рекламщиков связаны с возможным усилением конкуренции со стороны сетевых outdoor-операторов. Крупные агентства обладают серьезными финансовыми возможностями и административным ресурсом. К тому же, в больших городах за наружную рекламу взялись уже давно, и лидерам рынка ничего не остается, как уходить все дальше в регионы. И это уже происходит: второй по величине оператор наружной рекламы в СНГ компания Gallery активно скупает региональных операторов, готовясь развивать бизнес в провинции. А пермские агентства присматриваются к березниковскому рынку. Наружная реклама перестает быть «заповедником» для местного малого бизнеса.

Соликамские рекламисты пока чувствуют себя спокойно. Новый рекламный ГОСТ носит рекомендательный характер, и городские власти не спешат избавляться от наружной рекламы.

— Слава богу, наша администрация не принимает скоропалительных решений в отношении наружной рекламы, — комментирует Сергей Иванов, РА «Мегаполис» (г. Соликамск). — Решение березниковских властей считаю, по крайней мере, странным. Стандарт 3х6 — мировой, пользующийся большим спросом. Сокращение площадок подстегивает цены, березниковская аренда уже сравнима с пермской. Такое решение привело к тому, что местному малому бизнесу стало не по карману размещение наружной рекламы.

— То, что происходит сейчас в Березниках — нормально, — считает специалист по маркетингу пермского РА «Паритет» Станислав Ивашов. — Мы следим за тем, что происходит в городе, ваш рынок для нас очень привлекателен. Поэтому мы обязательно будем участвовать в аукционах, будем выкупать места у местных операторов. У нас есть для этого не только желание, но и возможности.

Концепция, схема размещения и описание всех новых форматов наружной рекламы, принятых в Березниках, опубликованы на официальном сайте администрации города http://admbrk.ru/77/907.