Главная Статьи Бизнес Михаил Елин: «Тендер - палка о двух концах»
Михаил Елин: «Тендер - палка о двух концах» Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
15.04.2011 14:44

Как любой другой конкурс, тендер призван помочь заказчику выбрать наиболее выгодное предложение. Но это в теории. На практике эффективность тендерного подхода не всегда очевидна.

Безусловно, тендер помогает изучить среднюю стоимость предложения, при этом выбор поставщика исключительно на основании цены — весьма опасное дело. Опытные подрядчики адекватно оценивают и объем работ, и сроки их выполнения. Например, в производственных цехах из-за особенностей технологического процесса определенные ремонтные и монтажные работы можно производить только в пересменках или ночью. Новичку, не знакомому со спецификой промышленного предприятия, такие тонкости невдомек. Страдают в такой ситуации и подрядчик, и заказчик.

Я знаю реальный случай, когда выбор поставщика оборудования, назвавшего самую низкую цену в тендере, привел к серьезным проблемам. Потратив почти год на безуспешные попытки получить искомые комплектующие и убедившись, что поставщик физически не в состоянии выполнить условия договора, заказчик был вынужден обратиться к прежним контрагентам. А те не преминули воспользоваться отчаянным положением своего бывшего партнера и взяли с него, что называется, «по полной программе».

Так что, если сравнить экономию от использования тендеров и возможные убытки, связанные с низким качеством, срывом сроков и вообще плохой работой «дешевого» подрядчика с улицы, идея проведения тендера может показаться не такой уж и привлекательной. К счастью, действительно серьезные заказчики, с которыми интереснее всего работать, это понимают и учитывают не только цену, но и другие критерии.

Подрядчиков же тендерная схема учит работать в условиях «рынка покупателя», где предложение превышает спрос. И это заставляет включать мозги, искать оптимальные решения, минимизировать расходы. Например, у «Континенталя» нет избыточных материальных активов — недвижимость не покупает: лучший вариант аренда офиса и производственной площадки, тяжелую технику берем внаем. Зато сделали ставку на персонал. Пригласили на работу опытных инженеров с советским еще образованием и многолетним стажем работы на предприятиях региона. 

Сформировать команду помог и кризис: крупные строительные организации и производственные компании, испытывая проблемы с заказами, стали сокращать штат. Среди ищущих новую работу оказались рабочие-профессионалы. Из их числа «Континенталь» набрал слесарей-ремонтников, монтажников, футеровщиков — людей зрелых, не склонных часто менять работу…

А на должности руководителей среднего звена, мастеров и прорабов, мы пригласили специалистов помоложе — в отличие от тех, чей трудовой путь начался еще при СССР, они более энергичны, практичны и ориентированы на результат.

Еще одно правило — не жалеть денег на приобретение профессионального оборудования и средств индивидуальной защиты. Расходы эти окупаются быстро, а риск поломок и простоев сокращается. Да и для персонала комфортные условия труда — дополнительный стимул держаться за свое рабочее место. Все вместе позволяет повысить производительность и качество выполнения работ, не увеличивая их стоимости.

Первые годы жизни «Континенталя» совпали с кризисом, и это, наверное, можно назвать удачей. Мы с самого начала привыкли работать в условиях жесткой конкурентной борьбы, не гоняясь за сверхприбылями, реально оценивать свои возможности и приспосабливаясь к требованиям рынка. Так что участие в тендерах нас не пугает. Но, по моему глубокому убеждению, заказчикам стоит рассматривать их только как инструмент однократного действия. Долгосрочные и взаимовыгодные отношения строятся совсем другими способами.