Главная Статьи Бизнес «Мы выбираем, нас выбирают…»
«Мы выбираем, нас выбирают…» Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
11.04.2011 16:14

Тендер — это когда у вас несколько кавалеров, и вы должны выбрать лучшего для дальнейшего совместного «сосуществования». Это обычный конкурс между компаниями одного профиля деятельности, где главный приз — право заключить договор с фирмой-организатором тендера.

Но насколько честно идет борьба между претендентами и равны ли их шансы на успех? Уравнять в правах компании-участницы правительство решило с помощью введения процедуры электронных торгов. Получилось чисто по-черномырдински…

С 1 июля 2009 года вступили в силу поправки к ФЗ-94 и, в частности, глава 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме». С 2010 года открытые электронные тендеры стали обязательными для федеральных  заказчиков, а с минувшего лета — и для заказчиков регионов и муниципальных образований.

После этого потеряло какой-либо смысл деление способов закупки на конкурсные и неконкурсные. Котировочные заявки, как и объявления о проведении конкурсов и аукционов, теперь размещаются в личных кабинетах заказчиков всех уровней на определенной электронной площадке (ЭТП). Выбор торговой площадки остается за заказчиком и зависит от условий, которые предлагают операторы ЭТП: где-то они берут на себя обучение специалистов, где-то — назначают за свои услуги небольшую плату.

Всего ФАС определила пять ЭТП:

• ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru
• ОАО «Единая электронная торговая площадка» — www.roseltorg.ru
• ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Система Торгов» — www.sberbank-ast.ru
• ММВБ  — ets-micex.ru
• РТС — rts-tender.ru

Участвовать в котировках может любой желающий, а не только те компании, у которых запрашивает цену заказчик. Следовательно, термин «котировка» сегодня можно отнести к более широкому понятию — тендер.

Несколько честных способов отъема

Теперь, когда мы определились с терминологией, посмотрим — что происходило в этой сфере до того, как электронные аукционы стали единственной формой торгов.

Раньше законодательство предоставляло неограниченные возможности для размещения заказов у «аффилированных» компаний. Самая распространенная фишка участников такого тендера — банальная взятка участникам или менеджерам организации-устроителя торгов или, собственно, «откат». Бывалые участники тендеров не раз сталкивались с ситуацией, когда, якобы, открытый конкурс превращался в кулуарные переговоры, а «выигравший» подрядчик был известен задолго до начала торгов. Схемы, по которым заказ передается нужной компании, примерно таковы.

— В муниципальных тендерах чаще всего результат известен заранее, — считает Игорь Ерогов (компания «Спецремонт», г. Соликамск). — Как правило, компания, желающая получить заказ, договаривается с остальными участниками тендера, что отдаст им 10% от стоимости заказа. За обещанный откат они не демпингуют цену во время торгов.

— Организация тендера, как правило, строится на связях и на репутации компании, — рассказывает Денис Закиев (компания «Организация Конгломерат», г. Березники). — Например, нам необходимо принять участие в тендере, но мы на него заявимся, если только заранее будем уверены в выигрыше. Чтобы соблюсти формальности, обязательно приглашаем на торги еще одну компанию, иначе аукцион не состоится — в итоге получается так называемый «тендер по взаимозачету».

Многие из верхнекамских представителей малого и среднего бизнеса согласны с тем, что в большинстве случаев процедура открытого конкурса или аукциона — чистой воды фикция, но по вполне понятным причинам не торопятся высказывать свое мнение публично.

— Тендер проводится для отчетности перед учредителями или инвесторами-партнерами организации-устроителя, кто получит заказ — известно заранее, — уверены подрядчики.

— Чем впустую готовить конкурсную документацию и делать расчеты, проще заранее прийти к организаторам тендера и договориться с ними. Такая вот «подготовительная работа». Как-то раз мы участвовали в тендере без предварительной документации. Вроде бы и цену на наши услуги заявили минимальную, а все равно не смогли выиграть — видно кто-то все же успел перехватить этот заказ.

Прибыль, которую могли получить организаторы тендера до введения процедуры электронных торгов, не всегда имела форму «отката», выражаясь в денежном эквиваленте. Недобросовестные заказчики раньше широко пользовались тем, что в нашей стране авторские права до сих пор являются категорией мифической. Они устраивали тендер исключительно ради конкурсной документации и потом реализовывали тендерные разработки без согласования и оплаты труда своих несостоявшихся партнеров. Доказать «коварный  умысел» со стороны организаторов  было непросто, и тендер (в котором к тому же никто не выигрывал) превращался в бесплатную и крупномасштабную консультацию для заказчика.

— Я стараюсь не участвовать в тендерах, — делится мнением Александр Ионов (компания «Профмонтаж», г. Березники). —  Мы несем затраты, выполняем большую подготовительную работу, делаем контрольные измерения. А в конечном итоге все решает цена — чем больше скинешь, тем больше шансов получить заказ. Смысла занижать цену нет — не получишь прибыли, поэтому приходится уходить ни с чем. Конкурсная документация остается заказчику, а ведь на ее подготовку уже потрачены время, силы и средства.

Лекарство от сговора

Тендеры в интернете, где каждый смог бы иметь доступ к интересующей его информации о проводящихся торгах, были призваны избавить рынок от откатных схем. Сеть должна была стать одним из основных каналов взаимодействия между заказчиком и поставщиком, снять ограничения по территориальному признаку — сегодня подрядчики могут принимать участие в тендерах, проводимых в любой точке страны. Главное — зарегистрировать свою индивидуальную цифровую электронную подпись (ЦЭП) и личный кабинет на соответствующей электронной площадке.

Также предполагалось, что электронные торги сделают процедуру проведения тендера более прозрачной, позволят избежать недобросовестного сговора между участниками или организаторами, будут проводиться анонимно и по принципу абсолютного равноправия между претендентами.

На первый взгляд все логично. Но у этой медали есть и обратная сторона. Во-первых, при проведении тендеров на электронных площадках устроители торгов не имеют возможности увидеть будущих участников, получить о них какие-либо сведения, ознакомиться с представленными на процедуру конкурсными документами. Весь обмен информацией идет через оператора, поэтому для многих заказчиков эта процедура и по сей день представляется весьма сложной и «некомпетентной».

Во-вторых, многие небольшие компании, которые уже зарекомендовали себя на местном рынке, не успевают мониторить интернет-пространство в поисках нужных им тендеров. Или же не имеют в своем штате достаточно квалифицированного человека, который умеет быстро и правильно заполнить заявку на участие и подготовить конкурсную документацию. Наконец, сама процедура получения цифровой электронной подписи может стать камнем преткновения и потребовать дополнительных временных и финансовых ресурсов.

В-третьих, раз «природа не терпит пустоты» — на смену местным и уже проверенным компаниям, которые оказались недостаточно «продвинутыми», приходят компании иногородние. Как правило, это недобросовестные подрядчики из крупных городов, которые были «выдавлены» оттуда конкуренцией. Имея доступ к информации обо всех торгах на территории страны, они принимают участие в тендерах на периферии, при этом демпингуя и оставляя позади местных участников. Результат — заказ уходит к «гостям», а качество его выполнения зачастую оставляет желать лучшего. Этим, конечно же, грешили и традиционные конкурсы, и аукционы, но электронные торги значительно расширили географию потенциальных недобросовестных подрядчиков.

И, в-четвертых, известный всем закон рынка — спрос рождает предложение. Если есть компании, которые нуждаются в ЦЭП и личном кабинете на электронной площадке, то есть и те, кто им готов это предоставить. За определенную плату, конечно. Шустрые посредники предлагают широкий спектр услуг — начиная от представительства в сети интересов заказчиков до быстрого оформления всех необходимых формальностей для подрядчиков. Гарантируют даже, что именно ваша компания выиграет определенный тендер. Кое-кому из местных подрядчиков-строителей уже поступали подобные предложения. Насколько продуктивным будет такой «союз» — предугадать невозможно.

— Переход на электронные торги не решает вопроса о коррупционной составляющей госзаказов, — считает депутат Земского собрания Соликамского района Евгений Дмитриев. — Аукционы в электронной форме сделали обязательными для всех, чтобы обеспечить честную конкуренцию между участниками и предотвратить злоупотребления в сфере размещения заказов. Однако поправки к 94-му ФЗ не избавили от существовавших проблем, а скорее добавили новых.

В своей повседневной речи мы называем тендером все конкурентные виды закупок: конкурсы, муниципальные заказы, запросы котировок, аукционы — одним словом, все, что регламентирует Федеральный закон  № 94-ФЗ. Если же быть максимально точным, то запрос котировок (в отличие от остальных) является неконкурсным способом закупок. Различие заключается в цене вопроса — до 500 тысяч рублей и самой организации процесса.

Во-первых, заказчик не имеет права озвучивать какие-либо требования к потенциальным участникам, кроме цены вопроса. Те в свою очередь могут предложить лишь одну ценовую котировку либо вообще отказаться от участия.

Во-вторых, если после запроса котировок установлено, что лишь один участник способен выполнить заказ — с ним и будет заключен договор. Аукцион или конкурс в подобном случае признаются несостоявшимся       и назначается заново.

Подводные камни

Ко всем перечисленным нюансам добавился еще один, пожалуй, самый главный. Он практически дискредитирует саму процедуру электронных торгов, так как является лазейкой для тех, кто заранее хочет отсечь нежелательных участников тендера.

Подводные камни для претендентов могут содержаться уже в конкурсной документации. Например, заказчик включает в требования к участникам тендера параметры, которые «подстраивают» конкурсную документацию под определенного подрядчика. Хотя выполнение заказа возможно и без «особых» критериев. В этом случае желающим все же принять участие в тендере достаточно будет просто обратиться к Федеральному закону № 53-ФЗ. Он строго регламентирует требования, которые может содержать конкурсная документация по квалификационным параметрам. Или же внимательно изучить ФЗ-135 «О защите конкуренции». В нем установлены правила, по которым можно признать нечестные торги недействительными и отменить сделку.

Еще один способ лоббировать тендер — случай, когда конкурсная документация содержит в названии так называемые «кодовые знаки». Участник и заказчик всегда смогут договориться о том, как должна выглядеть заявка, чтобы выделиться среди остальных. Например, в названии тендера используется английская раскладка клавиатуры всего лишь для одной-двух букв. В сети уже обнаружены подобные «ляпы» чиновников, которые в понятных целях пишут текст с использованием не только кириллицы, но и латиницы или же намеренно допускают орфографическую ошибку. Этот нехитрый прием способен обмануть любую поисковую систему — в результате выйти на информацию по конкретному тендеру получается только у тех, кому организатор тендера подсказал нужный «пароль».

Кроме подготовки конкурсной документации участнику тендера еще предстоит подача заявки. Она производится в электронном виде при помощи ЦЭП. Подача заявок должна быть выдержана в определенных законодательством параметрах. Однако бывают случаи, когда именно на этапе подачи заявки отсекаются неугодные исполнители заказа — отсутствие в тексте всего лишь одной запятой может стать поводом для отказа. Здесь лучше перестраховаться и тщательно перепроверить соответствие конкурсной документации и заявки на участие всем требованиям закона.

— Пока из местных компаний мало кто успел поучаствовать в электронных торгах, — рассказывает Виталий Серёгин (компания «Каматехника», г. Березники). — Ближе к лету начнется «оттепель» на строительно-отделочном рынке — тогда и следует ждать активизации обеих сторон. Участие большего, чем обычно числа претендентов приведет к тому, что цены на услуги подрядчиков будут минимальными, и не факт, что их предложат добросовестные компании.

Многие участники рынка услуг признают, что участие в электронных аукционах ко всему прочему — дело довольно затратное. К тому же нет гарантии того, что подряд достанется именно вашей компании. Небольшие строительные организации Верхнекамья нашли такой способ решения своих проблем, как заключение договоров с провайдером, представляющим интересы «малышей» на электронной площадке. Чаще всего в роли таких посредников выступают московские компании. Они берут определенный процент за свои услуги, но при этом избавляют строителей от необходимости регистрироваться на ЭТП.

Информацию, которая будет полезна при выборе электронной площадки, тендера и оформлении  конкурсной документации, можно посмотреть на следующих сайтах:

• сравнение норм об открытых аукционах в электронной форме, содержащихся в Законе № 94-ФЗ http://www.klerk.ru/boss/articles/186017

• интервью c Михаилом Евраевым, начальником УФАС России по контролю за размещением госзаказа http://www.ubook.ru/?news=1853

• официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

www.zakupki.gov.ru

• информация обо всех тендерах, объявленных в Пермском регионе:

http://www.tenderguru.ru/tend_reg_eauc.php?id=59

http://www.tenderer.ru/regions/59/index.html

http://goszakaz.perm.ru/

Нет предела совершенству

Относительно запроса котировок — однозначного решения по ним еще не существует. Поскольку они не являются конкурсной процедурой, планируется заменить котировки на короткий (по сро-    ку проведения — 7 дней) электронный аукцион. Ориентировочно это произойдет во второй половине 2011 года. По словам начальника управления Федеральной антимонопольной службы по контролю за размещением государственного заказа Михаила Евраева, «размещать заказы на таком коротком аукционе можно не до 500 тысяч рублей, как на запросе котировок, а до 3 миллионов рублей. При этом у федеральных заказчиков такая возможность уже есть. Таким образом, останется обычный электронный аукцион, короткий электронный аукцион, конкурс, а также размещение заказа у единственного поставщика в определенных законом случаях».

Что касается электронных торгов в целом, то однозначную оценку последним поправкам  дал Президент. На ноябрьском заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики он заметил, что за пять лет действия ФЗ-94 было внесено 19 пакетов поправок, но ни одна из них так и не решила всех проблем. Дмитрий Медведев поручил правительству (http://www.kremlin.ru/news/9724) разработать концепцию новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Срок представления концепции — 1 апреля 2011 года, так что очередные перемены — не за горами.

Николай Афанасьев, компания «Лига Саунд», г. Березники:

— Тендеры — всегда и везде договорные, но цель предварительной договоренности может быть разной — с благими намерениями и без откатов. Например, директору муниципальной организации нужно поменять старое оборудование. Он обращается к нам, и наша компания составляет грамотную конкурсную документацию в обмен на определенные обязательства с его стороны. Мы знаем, что он лично не определяет победителя тендера на поставку, но с его мнением считаются при рассмотрении поданных на конкурс заявок. Таким образом, обе стороны соблюдают взятые на себя обязательства и получают от этого максимальную выгоду.

А можно обойтись и без предварительной договоренности, но, тем не менее, попасться на уловку мошенников. Приведу пример из реальной практики. Один из пермских театров размещает заявку на поставку оборудования. В требованиях заказчика присутствует оговорка: «или аналог» (необходимого оборудования). При рассмотрении поступивших заявок один из приглашенных экспертов помогает вычленить предложение на поставку оборудования солидного европейского производителя. Эксперта смущает цена — она на порядок меньше, чем себестоимость товара, но его мнение игнорируют. Оборудование хорошее? Да! Цена минимальная? Да! Победитель тендера определен, с ним заключается контракт. А в тексте контракта присутствует та же оговорка: «или аналог».

После доставки оборудования выясняется — вместо обещанного поставщик привез дешевый китайский аналог, но по цене хорошего европейского продукта. Заказчик хотел было расторгнуть договор и не оплачивать оставшиеся 70% суммы. Во время судебного разбирательства юристы поставщика предъявили контракт, в котором написано «или аналог». Юристы заказчика посмотрели документы и поняли — вариантов нет. Поставка была оплачена. Директор театра так и остался со старым оборудованием, потому что новое было еще хуже. А пять миллионов бюджетных денег осели в карманах недобросовестных поставщиков.