Главная Статьи Бизнес Тачки на «прокачку»
Тачки на «прокачку» Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
16.06.2010 15:15

Льготные госпрограммы 2009-2010 годов сделали свое дело: парк личных машин в Прикамье начал расти вновь. В свою очередь экономический кризис заставил многих автолюбителей отказаться от услуг дилерских центров, где ремонт стоит в несколько раз дороже, чем в неавторизованных сервисах. Но, несмотря на довольно внушительный выбор станций техобслуживания (СТО), проблема соотношения цены и качества авторемонта продолжает оставаться в категории «вечных».


В Березниках зарегистрировано более полусотни независимых автосервисов, на территории Соликамска их число значительно меньше — всего 11. Количество неофициально работающих в наших городах «умельцев» не поддается исчислению. По словам автолюбителей, отремонтировать машину могут буквально в каждом гараже, традиционно там обслуживаются владельцы недорогих подержанных авто (чаще отечественного производства).

По данным ГИБДД численность машин в автопарке Верхнекамья составляет около 66 тысяч. Средний возраст легковых автомобилей — 9,3 года. На ремонт машины ежегодно каждый владелец расходует в среднем 10 тысяч рублей. Если речь идет об иномарке, стоимость ремонта увеличивается в геометрической прогрессии.

Количество и качество

Потребности местного автопарка далеки от насыщения, несмотря на большое количество сервисных предприятий самого разного калибра. Предложение явно выше спроса, но особого оптимизма по этому поводу автовладельцы не испытывают. Уровень профессионализма в легальных и полулегальных мастерских не слишком вырос с «совковых» времен. И если владельцы отечественных автомобилей и по сей день предпочитают обслуживать свою «лошадку» самостоятельно, то для местных владельцев иномарок отсутствие фирменных СТО с едиными стандартами качества становится реальной проблемой.

— Никто не хочет делать серьезных вложений в бизнес, поэтому сегодня даже хорошему, знающему механику элементарно не хватает приборов для диагностики поломки. Стоит оно, конечно, недешево,  один только вибростенд сравним по цене с иномаркой среднего класса, но правильный «диагноз» неисправности — это залог качественного ремонта. Только у нас чаще всего поломки исправляют «методом тыка», а оплачивать эти «эксперименты» приходится клиенту, — сетуют собственники автомобилей иностранного производства. — Отсутствие необходимого оборудования — наша проблема «номер один».

Проблема «номер два» — отсутствие «родных» запчастей для автомобилей. Как правило, небольшие сервисные предприятия приобретают детали на замену не у официальных дилеров, а на авторынке — где подешевле. Это снижает не только стоимость выполненной работы, но и ее качество:

— Многие сервисы работают нелегально, порой просто в гараже, и не дают каких-либо гарантий на выполненную работу, — говорит Роман Шанин («Пермская металлоперерабатывающая компания», г. Березники).  — К тому же сейчас на рынке автозапчастей много недорогих подделок. Вот и получается, что большинство ремонтируют  «дешево и сердито», но в ущерб безопасности своего автомобиля.

Отсутствие гарантий — третья проблема, с которой сталкиваются клиенты местных СТО:

— Конечно, сервисов у нас хватает, и выбрать можно, — считает индивидуальный предприниматель из Соликамска Андрей Пестриков. — Но у меня нет уверенности  в том, что после «гаражного» обслуживания не придется ремонтировать машину заново — скупой платит дважды.  Я считаю, не стоит размениваться на дешевые мастерские, которые сейчас открыты буквально на каждом углу и где вам никто не гарантирует качественной работы.

Тем не менее, для устранения несерьезных поломок многие автовладельцы обращаются в ближайший «гаражный» сервис, полагаясь на честное слово мастера. Ехать через весь город в дилерский центр, чтобы, к примеру, «переобуть» шины «с гарантией», совсем  необязательно. Но если поломка существенная, или это страховой случай, или автомобиль оборудован сложной электроникой, рулить в крупный сервис все же придется. Для владельцев дорогих машин ближайший, как правило, находится в Перми. Удаленность дилерского техсервиса и отсутствие его альтернативы в своем городе — еще одна проблема для местного автопарка:

— У нас нет оборудования и специалистов, которые могли бы качественно проводить диагностику и ремонт иномарок. Я больше доверяю пермским сервисным центрам, которые хотя бы дают гарантию на свою работу, — делится своим мнением  Александр Шлыков (ООО «Уралстройавтоматика», г. Соликамск).

Пожалуй, самая наболевшая из проблем — прохождение техосмотра. Сегодня в Верхнекамье этим занимаются три частных СТО (одна в Березниках, две — в Соликамске), да и то в присутствии сотрудника ГИБДД. Остальных отпугивает высокая «входная» цена: уже на старте на приобретение оборудования, помещения и зарплату персонала придется потратить минимум 2 млн рублей. Кроме значительных финансовых затрат есть еще организационные проблемы, а за разрешением придется обращаться в краевое ГИБДД.  Далеко не каждый предприниматель готов приложить столько усилий, к тому же затраченные средства окупятся не раньше чем через два-три года (по мнению экспертов). Поэтому в Перми есть уже полтора десятка СТО, имеющих разрешение на проведение техосмотра, а у нас — многочасовые очереди к «своей единственной».

Структура рынка

Большинство местных автосервисов позиционируют себя как универсальные и готовы оказать техпомощь легковым машинам всех моделей. На иномарках специализируются в основном техцентры пермских компаний.

Авторизованные сервисные центры

- Принадлежат официальным дилерам.

- Осуществляют предпродажное и послепродажное обслуживание машин конкретной марки.

- Предоставляют полный комплекс сервисных услуг для ряда автомобилей определенных брендов.

- Дают гарантии на запчасти и выполненную работу.

- Обязаны соблюдать единый стандарт обслуживания.

- Сотрудники должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую требованиям компании-производителя, и систематически повышать ее на курсах компании-производителя.

- Клиенты — владельцы гарантийных и постгарантийных автомобилей  (достаток выше среднего).

Автотехцентр «ДАВ-Авто» (филиал пермской компании в г. Березники)

«ДАВ-авто» является официальным дилером марок Kia, Opel, Chevrolet и Fiat, эти автомобили березниковский автотехцентр принимает на обслуживание с сохранением гарантии. Кроме того, ТЦ располагает оборудованием для диагностики и ремонта автомобилей Ford, Toyota, Renault, Hyundai и др.

Автотехцентр «Сатурн Р» (филиал пермского холдинга в г. Березники)

Основной профиль — продажа и гарантийное обслуживание автомобилей Renault, обслуживание и ремонт всех автомобилей отечественной и зарубежной сборки (за исключением моделей китайского производства).

ООО «СервисАвтоБерезники» (представитель пермской компании «Гарант-Н»)

Дилер АвтоВАЗа, обслуживает и гарантийные, и постгарантийные автомобили тольяттинского производства, а также иномарки Kia, Hyundai, Chevrolet, Volvo, Peugeot, Mitsubishi.

ООО «Экс-Авто» (филиал пермской компании в г. Березники)

Официальный дистрибьютор АвтоВАЗ, УАЗ, ИЖ-Авто в Пермском крае. При березниковском салоне работает небольшой сервис, обслуживающий гарантийные машины. В 2011 году компания планирует открыть в городе новый автоцентр площадью 1300 кв. метров. Кроме торгового зала и склада для автомобилей проект предусматривает СТО по ремонту и обслуживанию машин отечественного производства и иномарок, которыми торгует компания — Mazda, Fiat, Kia и Hyundai.

После завершения гарантийного срока (обычно это два-три года) большая часть автовладельцев «разъезжается» по независимым автосервисам, так как цены там ниже.

Независимые сервисные центры

- Могут использовать запчасти и расходные материалы не только компании-производителя, но и закупать у посредников.

- Подбор и обучение персонала осуществляется владельцем сервиса.

- Цены ниже за счет отсутствия единых стандартов компании-производителя.

- Могут быть универсальными (все виды работ) и специализированными (например, осуществлять только кузовной ремонт).

- Дают гарантии (завода-изготовителя) на запчасти и на выполненную работу.

- Как правило, клиенты  — владельцы иномарок и отечественных моделей с достатком среднего уровня, но среди них встречаются владельцы автомобилей премиум-класса и корпоративные клиенты.

Одиночные сервисные пункты

- Небольшие по размеру и формату мастерские.

- Выполняют технически несложные задачи (например, шиномонтажные работы).

- Цены до 50% ниже, чем в официальных СЦ.

- Гарантией служит «честное слово» мастера.

- Клиенты — владельцы недорогих иномарок и отечественных автомобилей.

«Свой» техцентр каждый автовладелец выбирает сам. Кто-то методом проб и ошибок, кто-то использует личные связи среди сотрудников сервисных предприятий, но большинство все же опирается на мнение друзей, знакомых и коллег. Специфика периферийных городов как раз и заключается в сравнительно небольшой потребительской аудитории, для которой самый эффективный способ рекламы (и антирекламы, соответственно) — это «сарафанное радио», от одного автовладельца к другому.

По другую сторону «баррикад»

На рынке автоуслуг в Верхнекамья независимые легальные сервисные предприятия (как универсальные, так и специализированные) занимают достаточно большой сегмент, стоимость норма-часа у них колеблется от 250 до 800 рублей. Большинство серьезных сервисов оказывают полный комплекс услуг. Это один из важнейших факторов привлечения и последующего удержания клиентов, но постепенно на первое место выходит культура обслуживания. Интерес общий — и у клиентов, и у владельцев сервисов, но до полного взаимопонимания еще далеко.

— Основная проблема заключается в том, что уровень культуры обслуживания на периферии еще не дотягивает до уровня крупных городов, — считает директор автосервиса «Золотой ключ» Олег Фалин (г. Соликамск). — Причем это касается не только независимых игроков на рынке, но и дилерских сервисных центров. Например, время ожидания: в «гаражном» сервисе иногда обслужат быстрее, чем в АСЦ, где машина стоит и ждет своей очереди, несмотря на предварительную запись.

Его коллега, директор автосалона «Экс-Авто» в Березниках Евгений Мезенцев придерживается того же мнения:

— Есть много способов привлечь новых клиентов и удерживать старых. В конечном итоге это говорит о фирменном стандарте обслуживания. Например, можно поставить машину на ремонт без предварительной записи, при этом предоставив клиенту напрокат другой автомобиль. Некоторые автосервисы готовы по звонку клиента выехать на место поломки или выслать эвакуатор, чтобы доставить машину на СТО. Просто у нас мало кто использует эти приемы.

К примеру, березниковский автоцентр MAXI SERVIS предоставляет такие услуги. Его руководитель Роман Санжаровский рассказывает, что при серьезной поломке их специалисты могут выехать «по месту» или эвакуировать машину до мастерской.

Еще одна вечная проблема всех автосервисов — персонал. Безусловно, авторизованные дилерские техцентры способны решить кадровую проблему, например, вывезти сотрудников на обучение в Москву и даже за рубеж. Независимому сервису не так просто укомплектовать штат квалифицированными сотрудниками.

— Нам было проще решить вопрос с кадрами, потому что весь наш персонал — это бывшие сотрудники АСЦ «Форд», — объясняет Роман Санжаровский, — но эта проблема рано или поздно возникает у всех.  Хорошие специалисты, как правило, предпочитают работать «на себя». К опытному мастеру (даже в «гаражном сервисе») всегда стоит очередь, причем не стареньких «Жигулей», а иномарок среднего уровня. Хотя владельцы авто премиум-класса предпочитают обслуживать свою машину в дилерских  центрах.

Перспективы

Гарантия дилерского центра дает покупателю защиту от всякого рода неожиданностей, но при этом он становится заложником гарантийного договора. Обладатель машины премиум-класса, живущий на периферии, сталкивается с проблемой послепродажного обслуживания, и до окончания гарантийного срока ему приходится выбирать из двух зол  — либо стать постоянным клиентом независимого автосервиса, отказавшись от услуг дилерского техсервиса, либо постоянно «кататься» в Пермь по дорогам, которые для России — беда национального масштаба.

После реконструкции региональной трассы Пермь-Соликамск мечты о «фирменном» сервисе могут стать реальностью. Аналитики рынка прогнозируют, что дилерские центры  в скором времени займут около 20% рынка автоуслуг. По данным «Автостата», в последние годы автомобильные ритейлеры получают большую часть (до 60-70%) валовой прибыли не от продажи автомобилей, а от сервиса, поэтому «кровно» заинтересованы в расширении своего бизнеса за счет создания сети автосервисов, в том числе и на периферии. Экспансия пермяков вглубь региона — явление предсказуемое, но насколько рентабельны станут тогда местные независимые сервисы? В борьбе за привлечение новых клиентов ритейлеры используют все средства — от ценовой политики до пакетных предложений и скидок.

Наряду с уже открывшимися автотехцентрами «ДАВ-Авто» и «Сатурн Р» свою нишу на верхнекамском рынке автоуслуг планирует занять пермская «Верра Моторс». В отличие от своих предшественников, продавать в Верхнекамье автомобили она не будет. Местный рынок лишь начинает возвращаться к докризисным объемам автопродаж, а покупательскую способность стимулируют только действующие госпрограммы, считают в ООО «Верра Моторс».

— Сейчас на севере края экономически оправдана не продажа, а обслуживание машин с максимально высоким уровнем сервиса, — поясняет бренд-менеджер сервисных центров «Верра Моторс» Виктор Хохряков, — причем всех машин иностранных моделей, а не только гарантийных, поэтому наша компания заинтересована в расширении на рынок Верхнекамья именно в сегменте автоуслуг. Сейчас мы ведем переговоры с березниковскими собственниками помещений, с выбором пока не определились, но это вопрос ближайшего будущего.

Впрочем, сегодня выходить на периферийный  рынок автосервисных услуг собираются немногие. Кого-то настораживает печальный опыт компаний «Машинный двор» и «УралАвтоИмпорт», кто-то ждет окончания действия госпрограмм по утилизации и льготному автокредитованию, чтобы реально оценить уровень покупательской способности жителей Березников и Соликамска. Игроки рынка ожидают снижения объемов продаж уже осенью, когда у дилеров закончатся все «льготные» автомобили.

Сети — угрозы и возможности

По мере усложнения «начинки» машин роль автосервисов в обслуживании машин увеличивается с каждым годом. Уже сегодня многие из тех, кто рулит иномарками, не представляют, что находится под капотом их авто, потому что разобраться в электронной начинке современных машин могут только специалисты.

Для СТО такая ситуация на руку — больше потенциальных клиентов. С другой стороны — в разы увеличиваются затраты на оснастку и переподготовку кадров. Независимым сервисам это зачастую не по карману, да и рентабельность таких вложений вызывает сомнения у хозяев бизнеса. Зато сетевой формат позволяет крупным компаниям не скупиться и предлагать клиентам высокие стандарты качества. Пока сетевые техцентры существуют лишь в крупных городах центральной России, однако первые шаги в этом направлении уже сделаны и в Перми. О своих планах выйти на пермский рынок автосервисных услуг сообщила группа компаний «Рольф», крупнейший в России импортер и продавец автомобилей иностранных марок. Ее новый проект — сервисная сеть по обслуживанию постгарантийных авто «Белый сервис». До конца 2010 года компания планирует открыть в России около 100 автосервисов. В Перми «Белый сервис» создан на базе автоцентра Mitsubishi пермского дилера «УралАвтоИмпорт». По условиям партнерского договора поставкой запчастей занимается компания We Love Parts, все работы выполняет «УралАвтоИмпорт», а ГК «Рольф» передает дилерам-партнерам бренд и технологии.

По прогнозам аналитиков, в ближайшем будущем сетевые автосервисы могут занять до 60% российского рынка. Однако руководители местных СТО-центров сомневаются в том, что Верхнекамье попадет в прицел сетевиков от автосервиса.  Тот же «Белый сервис» выполняет лишь определенный перечень работ — в основном замену расходных материалов. Специализированные автомастерские Березников и Соликамска могут «спать спокойно» (пока), потому что кузовной или агрегатный ремонт автолюбителям Березников и Соликамска придется все же делать либо у дилера, либо в независимом сервисе.

— «Кавалерийский наскок» московских или пермских акул бизнеса на периферию неизбежен, — считают многие владельцы автосервисов. — Их преимущество — профессиональное оборудование и возможность обучать специалистов высокого класса. Экспансия сетевиков приведет к тому, что на местном рынке автоуслуг они будут диктовать свои цены (как это происходит сейчас практически во всех сферах бизнеса). Хотя низкая стоимость «гаражных» работ позволит какое-то время существовать и этому сегменту, а на первых порах даже составлять конкуренцию сетевым СТО.

— У нас в городе всего десяток сервисов, имеющих лицензии, поэтому если в Верхнекамье будут появляться авторизованные пермские автотехцентры, они перетянут на себя обслуживание части гарантийных и постгантийных автомобилей, — говорит Игорь Домрачев (автотехцентр «Автодива», г. Соликамск). — Но пока для наших клиентов определяющим фактором является стоимость услуги, а не ее качество, освоение местного рынка будет непростым делом даже для крупных пермских игроков.

— На территорию Соликамска уже планировали выходить и березниковские, и пермские дилеры, — добавляет Леонид Гаричев (автотехцентр «Подкова», г. Соликамск), — но кризис «похоронил» их планы. Хотя через год-другой переговоры о сотрудничестве с местными автосервисами могут возобновиться. Пока соликамский рынок для пермяков не столь привлекателен: для организации бизнеса на периферии требуются такие же серьезные вложения, как в краевом центре, а их окупаемость значительно ниже — наши люди привыкли платить по минимальным расценкам.

Александр Власов (ИП «Упаковка и сервис», г. Березники):

— Пермские дилеры не гарантируют качественного обслуживания. Раньше я обращался в компанию «УралАвтоИмпорт» — там были постоянные проблемы с диагностикой и запчастями, теперь обслуживаюсь у другого дилера — тоже не самый высокий уровень. Контролировать качество работы было бы проще, находись такой техцентр у нас в городе. А сейчас получается так: оставляешь свою машину в дилерском сервисе, а сам вынужден где-то болтаться, пока не сделают.

Максим Пересада (ООО «Уралстройизыскания», г. Березники):

— У нас несколько иномарок в эксплуатации, поэтому приходится обслуживаться в разных дилерских сетях. В отношении качества могу сказать, что халтурят все, более-менее профессионально работают в компании «Верра Моторс». Я считаю, что фирменные СТО необходимы Верхнекамью, здесь большой автопарк иномарок у частных и корпоративных собственников. Сейчас в Пермь вынуждены ездить около 70% владельцев дорогих автомобилей (даже на плановый техосмотр, не говоря уже о серьезных поломках).

Виктор Фогель (ООО «Электростройсервис», г. Соликамск):

— Свою машину я ставлю на техобслуживание в местную фирму «Автолюкс», меня полностью устраивает работа ее сотрудников. До этого я обращался в пермские дилерские центры, и впечатление было далеко не радужным: постоянные очереди, дорогие запчасти, расход времени на дорогу — недостатков масса. Я не вижу смысла переплачивать деньги за обслуживание в «фирменном» пермском сервисе, поэтому пользуюсь услугами местных автомас-терских.

Борис Василенко (компания «ИНСИ», г. Соликамск):

— Тем, кто живет на периферии, особо выбирать не приходится. Пока моя машина была на гарантии, я ездил на обслуживание в Пермь. Это тоже не лучший вариант, потому что уже после второго техосмотра заметил на кузове царапину и отказался от их услуг. Пермяки понимают, что у нас нет другого выхода, поэтому и отношение у них соответствующее — мол, куда денутся. Так оно и есть.

Владимир Бубенцов (ОА «Элас», г. Березники):

— Качественный сервис нужно развивать здесь, на периферии. Я обслуживался в одной  пермской компании и не могу сказать, что поездки в Пермь того стоили — многие проблемы решать просто отказывались, отсылая с претензиями к производителю. Мне намного больше нравится местный автосервис «АвтоВиП», здесь обслуживают на профессиональном уровне и гарантию дают. Мы у них весь наш автопарк ремонтируем.

Олег Поляков (Ассоциация добросовестных перевозчиков, г. Соликамск):

— В Перми выше уровень обслуживания иномарок, но лишь за счет диагностического оборудования высокого класса. Далеко не каждый автосервис такое приобретет, да и окупится ли оно на периферии? В пермские СТО ездят клиенты со всей области, а в Верхнекамье монобрендовые авторизованные техцентры — невыгодная затея.

Елена Павлова (ООО «Уралэнергострой», г. Березники):

— Моя машина находится на гарантийном обслуживании, и мне приходится тратить целый день на поездку в пермский дилерский центр, оплачивать их работу, несмотря на гарантийный договор. Обслуживаться «на расстоянии» очень неудобно,  да и дорого. Лучше если бы сервис хотя бы такого уровня, как у дилеров, был у нас в городе.

Кстати

С точки зрения независимого сервиса, быстрый рост сетевых структур представляет и угрозу, и возможности. Это угроза в том смысле, что сети конкурируют с независимыми ремонтниками, которые имеют низкие инвестиционные возможности для приобретения прав на использование бренда, технической информации, инструментов и обучения, т. е. конкурентно слабы в сравнении с участниками сетей. Но это еще и возможности, потому что затраты на покупку франшизы таких компаний намного меньше, чем затраты на присоединение к авторизованным сетям автопроизводителей. Присоединившись к сервисной сети, независимые ремонтники увеличивают свою конкурентоспособность по отношению к авторизованным дилерам автокомпаний. Сети в состоянии предложить своим членам низкие цены на запчасти (оптовые закупки, логистика, экономия за счет роста производства и другие возможности), а также лучший доступ к обучению, технической информации и системам распределения частей.

Юлия ЦАПЛИНА

Метки: Авто | Березники | Конкуренция | Малый бизнес | Пермь | Регион | Рынок | Соликамск | Спрос | Транспорт