Главная Статьи Бизнес Большие перспективы малого бизнеса
Большие перспективы малого бизнеса Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
19.12.2006 00:09
Недавно мне в руки попали данные одного социологического опроса. Опрос как опрос, ничего особенного: очередные исследователи в очередной раз выясняли, как население российской глубинки относится к предпринимательству. Но один пункт показался очень любопытным: жителей десяти разных периферийных городов просили сказать, какие ассоциации рождает у них понятие «малый бизнес». Чаще всего респонденты вспоминали «рынок», «торговый ларек» и почему-то «шиномонтаж». Считанные единицы назвали «строительство», «общепит» и «компьютерный сервис». Между тем, ситуация в малом бизнесе меняется так стремительно, что за нею не поспевают не только общепринятые представления, но и даже сами предприниматели... Недавно мне в руки попали данные одного социологического опроса. Опрос как опрос, ничего особенного: очередные исследователи в очередной раз выясняли, как население российской глубинки относится к предпринимательству. Но один пункт показался очень любопытным: жителей десяти разных периферийных городов просили сказать, какие ассоциации рождает у них понятие «малый бизнес». Чаще всего респонденты вспоминали «рынок», «торговый ларек» и почему-то «шиномонтаж». Считанные единицы назвали «строительство», «общепит» и «компьютерный сервис». Между тем, ситуация в малом бизнесе меняется так стремительно, что за нею не поспевают не только общепринятые представления, но и даже сами предприниматели...

Бизнес удвоится

Несмотря на то, что легальное предпринимательство в нашей стране существует уже больше двадцати лет (кто не помнит: первые частные фирмы появились в 80-х и назывались «кооперативами»), отношение к этой сфере экономики коренным образом начинает меняться лишь сейчас. Знаете ли вы, что на предприятиях малого и среднего бизнеса трудится четвертая часть всего экономически активного населения страны? А что за четыре последних года малые предприятия увеличили производство товаров и услуг на 230%? Кто там говорил об удвоении ВВП? Вот же они, ресурсы!

Предпринимательский вклад в развитие экономики Соликамска вполне сопоставим с общероссийскими показателями: на долю всевозможных ИП, ЧП и.т.п. приходится 16,6% налоговых и неналоговых отчислений в городской бюджет, эта сфера создает рабочие места для 8500 человек — для 20% работающего населения города. Конечно, возможности мелких фирм несопоставимы с мощью промышленных предприятий, но, как заметил заместитель председателя краевого правительства Михаил Антонов, выступая 13 декабря перед предпринимателями Верхнекамья, новым «локомотивом» для региональной экономики может стать как раз малый бизнес, который куда меньше зависит от макроэкономических процессов, цен на мировых рынках и запасов природных богатств. По расчетам руководителей региона, количество субъектов малого предпринимательства в Пермском крае через три года должно вырасти вдвое. Это сделает малый бизнес гарантом социальной стабильности в регионе: на соликамском рынке труда уже сейчас спрос превышает предложение. Прогнозируемый рост количества малых предприятий означает, что соликамцы смогут найти достойную работу, не уезжая далеко от родного дома.

Где густо, а где пусто

О большом будущем малого бизнеса в этом году активно заговорили на всех уровнях власти. Мэр столицы Юрий Лужков предлагает возвести малый бизнес в ранг нацпроекта. Министерство экономического развития и торговли готовит новый федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». В Перми завершается работа над аналогичным законопроектом регионального масштаба. Краевая четырехлетняя программа поддержки малого и среднего бизнеса, которая  должна быть принята к середине 2007 года, главную роль в деле развития предпринимательства отводит муниципалитетам. За собой региональная власть оставляет заботу о финансовой стороне дела и взаимоотношения с федеральным руководством, а власти на местах должны определить наиболее актуальные для своих территорий сферы бизнеса, стимулировать их развитие, поддерживать предпринимателей.

В Соликамске такая работа уже ведется: есть цифры, характеризующие нынешнее положение вещей, обозначены перспективные направления. По словам главы города Сергея Девяткова, почти половина (42%) субъектов предпринимательства представлены в сфере розничной торговли. В этом сегменте предприятия конкурируют не только друг с другом, но и с пермскими сетями, недавно вышедшими на наш рынок. Население от такого изобилия только выигрывает — Соликамск наполнен магазинами почти на 100%.  В то же время в городе не хватает предприятий общественного питания, бытового обслуживания, гостиничного бизнеса.

Обеспеченность посадочными местами в заведениях общепита составляет 72%, при этом в структуре преобладают закусочные и буфеты. Отсутствуют бары, рестораны, кофейни, предприятия быстрого обслуживания. Предприятий бытового обслуживания всего 46% от необходимого: соликамцам нужны бани, сауны, прачечные, химчистки, центры по ремонту бытовой техники. В пяти городских гостиницах 105 номеров на 185 коек. Максимальное количество койко-мест в гостинице — сорок. Для города, который планирует стать туристическим центром, это до смешного мало и неудобно: группы численностью более сорока человек сейчас приходится размещать в разных гостиницах.

Бизнес, в школу собирайся!

Дефицит предприятий в этих отраслях связан со значительными издержками по организации и ведению бизнеса, недостатком квалифицированных кадров и… невысоким уровнем подготовки местных бизнесменов, — считают в администрации. Сами предприниматели пока не видят проблемы в недостатке образования. «Предприниматели не привыкли вкладываться в обучение, — говорит начальник управления торговли городской администрации Татьяна Мамонова. — Деньги на модернизацию оборудования они уже закладывают, а на развитие человеческих ресурсов — пока нет. Но рынок Соликамска все чаще привлекает иногородние компании, сильные и профессиональные. Если наши бизнесмены хотят успешно развиваться, быть конкурентоспособными, учеба должна стать для них приоритетом номер один».

Сейчас администрация прорабатывает вопрос создания бизнес-школы при Соликамском городском фонде поддержки малого предпринимательства, где бизнесмены смогут получать необходимую информацию, участвовать в семинарах, проводить курсы повышения квалификации для своих сотрудников. Партнерами в создании бизнес-школы выступили соликамское отделение Сбербанка РФ, Пермский институт предпринимательства и лидерства (ПИПЛ), городской ресурсный центр. Первый практический семинар по маркетингу в рамках этого проекта уже состоялся 2 декабря, в январе состоится тренинг по продажам. Со следующего года обучающие семинары планируется проводить ежемесячно.