Главная Новости Культура Усольские музейщики делают мечту
Усольские музейщики делают мечту Печать E-mail
Новости - Культура
Автор: ИА "Верхнекамье"   
02.08.2005 19:51
В Усольском историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых» восстанавливают изразцовые печи XVIII века. Первая попытка воссоздать оригинальный облик печей в Строгановских палатах была предпринята еще в 80-е годы

В Усольском историко-архитектурном музее «Палаты Строгановых» восстанавливают изразцовые печи XVIII века. Первая попытка воссоздать оригинальный облик печей  в Строгановских палатах была предпринята еще в 80-е годы.

Во время первой реставрации 1954-1962 годах палат Строгановых было обнаружено довольно много изразцов XVIII века, которые, по утверждению искусствоведа и нынешнего заведующего отделом истории и архитектуры музея Виктора Цыпуштанова, относились к времени строительства дома. Реставрационные мастерские передали их в березниковских музей, где они и хранятся до сих пор. В 60-е годы Цыпуштанов классифицировал изразцы и, когда разобрал их  по типам и видам, оказалось что по остаткам можно восстановить семь печей дома Строгановых. В 70-годы в пермском архиве искусствовед нашел фотографии двух из них. А еще через десять лет, когда березниковцы задумали создать усольский музей, было принято решение реконструировать четыре печи на втором этаже особняка.

Макеты печей были выполнены на бумаге, прошли экспертизу в Перми и Ленинграде, их достоверность была подтверждена… Но реставрационные работы так и не начались: вопрос о создании музея повис в воздухе. Только в 2002 году, году Усольский историко-архитектурный музей «Палаты Строгановых» все-таки был открыт, о печах вспомнили снова.. Cегодня здание особняка постепенно превращается в полноценный музей: восстанавливается внутреннее убранство комнат, в том числе и великолепные изразцовые печи.

Специалисты музея начали искать варианты изготовления изразцов: одни предлагали воспользоваться керамическим производством в Березниках, другие — заказать их в Москве. Потом музейщики узнали, что изразцовую плитку делают в Новом Иерусалиме (Воскресенский монастырь на Истре). Но, как рассказывает , —  рассказывает г-н Цыпуштанов,  «иерусалимская» плитка оказалась не по карману усольскому музею...

А решение проблемы пришло само: мастер нашелся среди «своих». Сотрудники музея во главе с художницей Натальей Червяковой, сделали формы из фондовых изразцов, недостающие куски «досочинили» по эскизам, картинкам и  рисункам. Параллельно изучали историю создания строгановских печей, выяснили, что в XVIII веке изразцы изготавливались мануфактурами: заводы выпускали целые «наборы» изразцов для печей. Современные усольские мастера стараются соблюдать историческую  технологию: из хорошей глины делают образцы,  с них — гипсовые матрицы. «Сложностей хватает», —рассказывает г-жа Червякова, выпускница Кунгурского художественного колледжа. — «Например, оказалось, что точный отпечаток с подлинного образца сделать нельзя, потому что глина дает  большую усадку при сушке и обжиге. Все детали необходимо делать больших размеров». Другая сложность, с которой пришлось столкнуться реставраторам — отсутствие собственной печи для обжига.

Решить проблему вызвался завод «Меакир», но процесс производства здесь непрерывный: обжиг кирпича ведется круглые сутки. Художницы опасаются, что дожидаться своей очереди им придется нескоро. К тому же при транспортировке часть ценных плиток приходит в негодность. Учитывая это,  художники изготавливают изразцы с запасом.

По словам директора музея Станислава Хоробрых, вопрос о покупке печи будет решать попечительский совет музея, который состоится в ближайшие дни.  И если печь решат приобрести, изразцы не надо будет никуда везти. В мастерской их высушат, обожгут, покроют эмалью и распишут эмалью четырех цветов: белой. желтой, коричневой и синей.  Оборудование для изготовления глазури предоставил Березниковский кирпичный завод. «Лукойл-Пермь» оказал финансовую помощь. Если все пойдет по намеченному плану, в октябре-ноябре музейщики приступят к облицовке печей.

Как это обычно бывает с увлеченными людьми, взявшись за трудную задачу, усольские мастера даже не представляли себе, насколько уникален их опыт: оказывается, на территории Пермской области нет ни одной мастерской, занимающейся  изготовлением керамического изразца. Как утверждает главный хранитель музея Татьяна Сергеева, в результате реализации проекта возможно не только восстановление интерьера палат, но отработка целого ряда форм для изготовления точных копий Строгановского изразца. А интерес к нему  очень велик. Некоторые популярные дизайнерские журналы уже высказали предложение о размещении на страницах своих изданий материалов об усольском краеведческом промысле.

Директор музея смотрит еще шире: он считает, что работа по изготовлению изразцов для других музеев и частных лиц, не только даст усольскому музею собственный источник заработка, но позволит создать дополнительные рабочие места. Музей, который кормит себя сам — это мечта. В Усолье ее делают собственными руками.