Главная Новости Культура В День города Соликамску вернут икону-покровительницу
В День города Соликамску вернут икону-покровительницу Печать E-mail
Новости - Культура
Автор: ИА "Верхнекамье"   
17.06.2005 23:10
Чуть меньше двух недель осталось до самого, пожалуй, значительного события в культурной, исторической и православной жизни Соликамска — 1 июля в город вернется икона-покровительница, складень с житием Николая Чудотворца. Завершается сорокалетнее противостояние столицы и провинции — Белокаменная сдалась, а мотив: «кто поедет в такую даль ради одной иконы?» наконец-то канул в небытие

В первый день второго летнего месяца Соликамск отпразднует сразу две важные даты: во-первых, свое 575-летие, а, во-вторых, возвращение в родные стены иконы Николая Чудотворца, сорок лет проведшей в стенах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

История иконы — хранительницы Соликамска — сложна и многогранна. В тяжелые для города времена появилась она в его стенах, и не менее труден был ее путь домой уже в наши дни.

По преданию, в 1547 году, когда во время набега ногайской орды Соликамск был полностью сожжен, а население его почти целиком вырезано, оставшиеся в живых соликамцы пошли на поклон к государю Ивану Грозному — просить войска для защиты города. Однако царь, стоявший с осадой у Казани, решил вопрос по-другому: «поелику царь стоит под Казанью с войском и из оного выделить не может», но без помощи подданных оставлять было нельзя, он наградил ходоков от Соликамска иконой-складнем из своей походной молельни (в 2003 году, когда соликамские власти развернули серьезную кампанию по возвращению святыни на историческую родину, а проблемой, мягко говоря, не совсем этичного способа столичного музея пополнять свой коллекционный фонд за счет провинции озаботились многие федеральные СМИ, еженедельник  «Культура» публиковал комментарий относительно исторической ценности соликамского складня историка Нелли Савенковой: «Кроме как из своей походной церкви, царь эту икону ниоткуда больше изъять не мог. А на осаду Казани взять написанную недавно, «ненамоленную» икону он вряд ли решился бы»).

Икона Николая Чудотворца почти четыре века считалась самой ценной реликвией Соликамска, «на девятую пятницу по Пасхе» каждый год устраивали крестные ходы, которую возглавлял складень. Этот день считался главным городским праздником — «днем победы», «избавлением чудесным» от ногайцев, когда совсем небольшая Чердынско-Искорская рать сумела отогнать кочевников от разграбленного города в буквальном смысле раз и навсегда — с этого момента Соликамск ногайским набегам более не поддавался.

Неудивительно, что благодарные горожане так превозносили складень: его спасали от пожаров, не раз бушевавших в деревянном городе, а с появлением каменных храмов содержали поочередно то в летнем Троицком соборе, то в зимнем Крестовоздвиженском, а главная соликамская площадь долгое время носила имя «девятой пятницы».  

Даже в советские времена, когда крестные ходы были запрещены, а Троицкий собор — «летняя резиденция» иконы Николая чудотворца — практически уничтожен (в 1929 году собор закрыли, его иконостас сожгли, фрески соскоблили, а утварь разворовали), складень с житием Николая Чудотворца тщательно сохранялся в музее. Другое дело, что условия хранения и тогда, и на протяжении последующих десятилетий были абсолютно ненадлежащие, особенно для иконы такой ценности. Не мог краеведческий музей Соликамска позволить себе и реставрацию дорогостоящей «доски». Именно поэтому в 1965 году  легендарный складень перевезли в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Согласно передаточному акту, икона Николая Чудотворца отправлялась на реставрацию, а срок временного хранения определили в три года.

Срок, безусловно, немалый, но соликамские музейщики ждали и того дольше — только через десять лет начались регулярные напоминания московским коллегам по поводу того, что реставрация реставрацией, но пора бы уже и вернуть святыню в родные места. Столица отмалчивалась до последнего, а икона Николая Чудотворца тем временем занимала отведенное ей место в коллекции Рублевского музея.

Интересная ситуация сложилась и с датированием складня. Соликамские историки уверены, что «датировать складень с житием Николая Чудотворца можно смело как минимум 40-ми годами XVI века». «Рублевцы» соликамского Николая датировали XVII веком, нивелировав таким образом его ценность. Специалисты прекрасно знают, что разница в век в иконописи более чем существенна: между XVI и XVII столетиями проходит рубеж, отделяющий древний стиль иконописи от стиля московского, сформированного мастерами Оружейной палаты. Грубо говоря, за семнадцатый век нечего копья ломать — не такой уж и раритет.

К слову сказать, в том же 1965 году вместе со складнем Николая чудотворца из Соликамска увезли в музей Рублева еще две иконы — «Богоявление» и «Деисус с припадающими». Но на их возвращение городские музейщики и духовенство даже не надеются — москвичи возвращать взятые сорок лет назад на реставрацию раритеты отказались категорически. Решили, что одной иконы Соликамску вполне достаточно.

…Описывать в подробностях все «хождения по мукам» соликамских энтузиастов, решивших во что бы то ни стало вернуть икону в родной город, сейчас смысла нет. Вопрос наконец-то решен, икона возвращается на родину, в Богоявленский собор. Упрекнуть соликамцев в ненадлежащих условиях хранения или несоблюдении норм безопасности никто не решится — к возвращению святыни все подготовлено самым тщательным образом. О том, насколько высоко ценят икону Николая Чудотворца в Соликамске, говорит уже тот факт, что вместе с сами древним и очень ценным складнем в город будет привезен список современного авторства. Логика понятна: скорее всего, именно он будет возглавлять крестные ходы,  его же будут возить по храмам, чтобы все верующие могли собственными глазами увидеть святой лик, поскольку сама икона слишком ценна и давно уже является достоянием всего российского православия.

По словам пресс-секретаря Пермского епархиального управления Николая Гогелина, встречать складень с житием Николая Чудотворца, который доставят из Москвы с максимальными предосторожностями, непосредственно в аэропорту Большое Савино (произойдет это, скорее всего, 29-30 июня) намерен лично епископ пермский и соликамский Иринарх. Под его чутким руководством святыню перевезут в Кафедральный собор, где она пробудет до 1 июля, а уже оттуда икона в сопровождении епископа и духовенства отправится в Соликамск (делегацию встречающих на въезде в город возглавит благочинный соликамского округа Петр Ужвеюк), где возглавит крестный ход от Мемориала памяти погибших от ран до Богоявленского собора. Там, как надеются в епархии, складень и останется навсегда. Ведь, как верят в Соликамске, пока икона остается в городе, он будет богатеть и процветать…