Главная Интервью Прямая речь Туристический бизнес: от программ к делу
Туристический бизнес: от программ к делу Печать E-mail
Интервью - Прямая речь
Автор: Анна Штаер   
27.12.2011 10:34

Как у человека, профессионально занимающегося туристическим бизнесом, у меня есть определенные внутренние фильтры, по которым мое внимание четко и быстро улавливает любую информацию, так или иначе касающуюся сферы внутреннего туризма.

Юрий Половников
www.nordural.ru
Директор компании-туроператора активного отдыха «Соло-Тур» (г. Соликамск)

Я всегда довольно критично отношусь к любым заявлениям наших властей о развитии туризма и очень болезненно воспринимаю любые лозунги типа «Даешь увеличение потока туристов в Пермский край вдвое/втрое/вдесятеро к следующей пятилетке!!!». Эти лозунги воспринимаются мной болезненно не потому, что они неверны или нереальны, а как раз напротив, именно потому, что они очень даже реальны и реализуемы при правильном подходе к делу.

При наличии грамотного алгоритма действий туризм в Пермском крае действительно способен стать очень значимой статьей доходов и поможет соскочить с «сырьевой иглы». В пользу этого говорит тот простой факт, что поток туристов в Пермский край уже растет год от года. Причин тому несколько.

Во-первых, на Урал идет устойчивый поток туристов из центральной России, которые «устали» от брендованных туристических маршрутов по Карелии, Алтаю, Саянам и Кавказу (люди хотят попробовать что-то новое и, как ни странно, Урал для многих до сих пор является неоткрытой страницей).

Во-вторых, надо учитывать, что внутренний туризм дешевле и организационно проще выездного туризма. Грубо говоря, в России можно отдохнуть за меньшие деньги и с меньшей беготней, а увидеть ничуть не меньше, чем за границей. Не зря же все-таки мы занимаем одну шестую долю всей суши планеты Земля.

В-третьих, хочется верить, что на увеличение потока туристов в Пермский край и на Урал влияет и работа туроператоров. Как известно, знаменитая формула Маркса «спрос рождает предложение» работает и в обратную сторону, т.е. предложение формирует спрос.

Я сознательно не говорю о туристическом потоке в Пермский край, связанном с проводимой краевым правительством культурной политикой. На мой взгляд, этот поток, во многом, искусственен и напрямую зависит от бюджетных денег и от мероприятий, проходящих в рамках фестивальной программы «Белые ночи» и ей подобных. Если представить, что вдруг, каким-то образом, все эти «культурные революции» перейдут в «контрреволюцию», и мероприятия перестанут проводиться, то, уверен, ни о каком серьезном туристическом потоке говорить не придется (я не представляю людей, которые бы захотели специально приехать из Москвы или Питера, чтобы посмотреть на «знаменитую пермскую табуретку»).

Если честно, то мне вообще не понятно, почему власти региона во главе с губернатором смешивают два понятия: туристический бизнес и некая программа под названием «Пермь — культурная столица Европы». Их обязательно надо развести по разным углам, чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка («ребенок» в данном случае — это туристический бизнес).

В связке слов «туристический бизнес» акцент надо делать на слове «бизнес». А бизнес, как известно, понятие довольно консервативное, требующее порядка и методичной плановой работы. Любой бизнес — это, прежде всего, продажа, а продавать надо бренды. И гораздо выгоднее продавать уже сформированные бренды, которые (вот удача-то!) не требуют дополнительных капиталовложений. Именно поэтому реальные векторы развития туризма в Пермском крае я лично вижу не в «Перми фестивальной» (хотя против самой этой программы я ничего не имею), и не в современном искусстве вроде пермского «жука-скарабея», а в других, уже отработанных и менее громких и резонансных, с точки зрения культурно-политического пиарa, направлениях.

Если говорить о прогнозах развития туризма на Урале, то я бы выделил (сразу оговорюсь, что не системно) следующие векторы:

1. Безусловно, будет развиваться самостоятельный автомобильный туризм. Сейчас я скажу для многих удивительную вещь, но на Северном Урале довольно неплохо развита сеть автомобильных дорог (если сравнивать с тем же Приполярным Уралом, где автодороги практически отсутствуют как явление). Вкупе со всеобщей автомобилизацией населения это обязательно приведет к буму автотуризма.

2. Очень перспективным для нашего края я считаю и активный отдых. Этот вид отдыха по определению непритязателен, т.е. не требует больших вложений в инфраструктуру (отели/гостиницы, дороги). Когда люди приезжают на Урал, чтобы походить по горным хребтам и перевалам, сплавиться по реке, покататься на лошадях или на квадроциклах/снегоходах, они не будут требовать пятизвездочных отелей и скоростных автобанов. Причина очень проста: эти люди, в основной своей массе, находят особое удовольствие в том, чтобы пожить в палатках в условиях дикой природы, самостоятельно разводить костер и готовить себе пищу, поковыряться в грязи, вытаскивая машину или квадроцикл из очередной «бездорожной ловушки». Отдельно хочу выделить и сделать упор на активном водном туризме, который, на мой взгляд, обязательно будет расти и развиваться в нашем регионе. Природа одарила нас таким богатством, как вода. В Пермском крае только официальных (занесенных в реестр) около двух тысяч водных объектов: ручьев, рек, озер. По сути, Северный Урал — рай для любителей сплавов по рекам и вообще отдыха на воде.

3. Логически вытекает из предыдущего пункта и такое направление, как рыболовный туризм. Многие скажут, что это слишком узкое направление и нет смысла акцентировать на нем внимание. Но факты вещь упрямая. Согласно статистике, рыболовный спортивный туризм в семь (!) раз прибыльнее промысловой добычи рыбы. И на Урале есть все предпосылки для развития именно рыболовного спортивного туризма: популяции редких и интересных для рыбаков рыб (хариус, таймень, сиг, ленок, голец-палия и др.), красивые горные реки, нетронутые индустриализацией уголки дикой природы. Эта сфера требует очень деликатного и профессионального внимания со стороны властей (в плане сохранения ресурсов и умения грамотно выстроить политику распределения этих ресурсов), но если это будет сделано, то наш край может встать на одну ступень с Норвегией и Швецией и привлечь к себе внимание целой спортивно-рыболовной индустрии (к слову, миллиардной в долларовом эквиваленте).

4. Краеведческий или историко-экскурсионный туризм также не стоит сбрасывать со счетов. История развития и освоения Урала насчитывает не одно столетие. Многие события прошлого России и даже Европы немыслимы без участия уральского региона. К нам ехали и будут ехать «за историей», за возможностью увидеть многие объекты на месте, «потрогать» наследие веков своими руками и подышать воздухом настоящего прошлого. Нам в наследство достались такие туристические бренды, как «пермский звериный стиль», «пермская деревянная скульптура», «пермское храмовое зодчество», «горнозаводская цивилизация». Они уже сейчас привлекают тысячи туристов на Урал и могут привлечь, я уверен, еще больше.

Оговорюсь еще раз: эти направления перспективного развития туризма на Урале выделены мной условно и отражают лишь мою точку зрения.

А теперь я хотел бы дать несколько практических советов каждому, кто хочет побывать на Урале или лучше узнать свой родной край. Не буду затрагивать такую тему, как обращение к туроператору или в агентство за уже готовым турпродуктом, т.к. эта статья носит информационный, а не рекламный характер. Все мои советы, надеюсь, пригодятся самостоятельным или «диким» туристам.

Итак, что нужно делать, если вы хотите попутешествовать по Уралу? Сначала, конечно же, надо определиться с видом туризма и с теми конкретными объектами, которые вы хотели бы увидеть и посетить. Если вы выбрали активный отдых, то путешествие лучше планировать на летний сезон с июня по сентябрь. В этот период можно сплавиться по какой-нибудь реке (самые популярные реки: Чусовая, Сылва, Вишера, Березовая, Колва, Лемва на Приполярном Урале). Небольшой сплав по реке (на 2-3 дня) можно организовать самостоятельно, не обращаясь в туристические фирмы. Как правило, самой большой проблемой становится аренда сплавсредств (катамаранов, байдарок или рафтов), но эта проблема легко решается при помощи поиска в интернете. Также можно организовать несложный горный треккинг, благо, Уральские горы не слишком высокие и крутые (из-за своей старости) и некоторые горные маршруты вполне можно пройти самостоятельно, не имея большого туристического опыта. Например, посетить камень Помяненный (Колчимский) или гору Ветлан в Красновишерском районе. Практически все эти природные объекты доступны на автомобиле и не требуют каких-либо сложных схем по заброске группы.

Больше возможностей дает автомобильный туризм. Здесь нет никаких ограничений, связанных с сезоном, т.е. можно путешествовать и зимой, и летом. Зимой даже предпочтительнее, т.к. появляются дороги-зимники и многие природные и исторические объекты, недоступные летом, зимой вполне посещаемы (например, я сам планирую этой зимой посетить заброшенную колонию за поселком Ныроб. Она интересна с точки зрения такой страницы в истории нашей страны, как ГУЛАГ, и доступна только зимой). Главное для самостоятельных автотуристов — определиться, куда ехать и по какому маршруту. Очень много информации об исторических объектах Урала сегодня можно найти в интернете. Я бы рекомендовал посетить сайт

www.visitperm.ru, который курирует Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края. На сайте можно найти очень много полезной информации об интересных объектах, геологических, природных и исторических памятниках Пермского края, о городах Урала. Там же вы найдете информацию по отелям и гостиницам, узнаете контакты почти

всех пермских туроператоров. Кроме того, я сам частенько захожу на сайт писателя Алексея Иванова — www.arkada-ivanov.ru, — где он опубликовал очень много статей по истории Урала, по истории и даже философии Горнозаводской культуры и Прикамья в целом. При желании можно найти еще не один десяток сайтов, так или иначе освещающих историю Урала, на основе которых можно составить маршрут. А если взять во внимание еще и блоги (на livejournal.com или diary.ru) то количество полезных интернет-ресурсов перевалит за сотню. В общем, при определенном усердии и умении в сети можно найти много информации. Людям, не владеющим интернетом, я бы рекомендовал поспрашивать в книжных магазинах путеводители екатеринбургского издательства «Азимут». Я сам зачитал до дыр один из их путеводителей, который так и называется «33 маршрута выходного дня по Уралу».  

После того, как вы определились с целью вашей поездки, надо обязательно разработать конкретный маршрут. Хорошо, если у вас есть навигатор, который буквально может подсказать куда ехать, где поворачивать и где останавливаться. Если же его нет или вы не надеетесь на его карту, воспользуйтесь сервисом Яндекс.Карты, где можно проложить точный маршрут от начальной до конечной точки. Похожий сервис есть на сайте www.ati.su/trace.

Если цели определены, маршрут обозначен и команда единомышленников собрана, то остается только реализовать ваши планы! Единственное, о чем следует еще позаботиться — это наличие некоторого туристического оборудования. Автомобильный туризм не так требователен к наличию и качеству туроборудования, как тот же горный треккинг, например, но, тем не менее, некоторые вещи лучше все же иметь под рукой. К примеру, спать все же лучше в кемпинговой палатке и в спальнике, чем в машине. Можно взять с собой и специальную мебель. Многие берут в такие поездки туристические газовые плиты с баллонами и даже бензогенераторы. Все это, безусловно, скрасит ваш походный быт, если не получится остановиться в гостинице или на какой-нибудь базе отдыха. Если у вас нет подобного оборудования и вы не хотите его покупать, то его вполне можно взять в аренду (фирмы легко найдете в интернете через любой поисковик).

Напоследок отмечу, что есть некоторые виды туров, которые лучше, все же, покупать у туроператоров. Например, рыболовные туры. Дело в том, что результативность этих туров очень чувствительна к наличию хорошего проводника. Так же, как, например, экскурсии по некоторым уральским городам (если взять Чердынь или Соликамск) будут значительно информативнее и интереснее, если вас будет сопровождать грамотный гид-экскурсовод.

Бывают случаи, когда для посещения того или иного природного или исторического объекта требуется комплексная, сложная заброска группы, с использованием автомобильной техники, моторных лодок и даже вертолета. Тогда тоже не стоит пренебрегать услугами туроператоров.

В любом случае, главное — начните путешествовать и исследовать такой интересный и многообразный регион, как Урал и, поверьте, с каждым годом ваши аппетиты будут расти. Появится туристический азарт, который, безусловно, принесет вам много-много положительных эмоций и новых знаний. В общем, действительно отдохнете!