Главная Интервью Прямая речь Плюсы и минусы краевого бюджета
Плюсы и минусы краевого бюджета Печать E-mail
Интервью - Прямая речь
Автор: ИА "Верхнекамье"   
22.11.2022 13:53

Законопроект «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» готовится к рассмотрению во втором чтении

Осенняя повестка регионального парламента традиционно выстроена вокруг принятия главного финансового документа на ближайшую трехлетку. Законопроект «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» был рассмотрен и принят Законодательным Собранием в первом чтении еще 20 октября, в редакции, подготовленной краевым правительством. Сейчас к работе с бюджетом подключаются депутаты, подавая поправки и предложения в соответствующую рабочую группу. В окончательном варианте закон будет рассмотрен 24 ноября, на последнем в уходящем году пленарном заседании краевого парламента.

Каковы основные параметры главного финансового документа? На чем будет зарабатывать региональная казна? Какие расходы будут приоритетными? Как можно улучшить бюджетный законопроект? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Кожанов, депутат Законодательного Собрания Пермского края по партийному округу № 13, член фракции КПРФ.

Сейчас не время для паники

— Дмитрий Дмитриевич, закон «О бюджете Пермского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» был принят в первом чтении на октябрьском заседании краевого парламента. Изменились ли подходы в связи с санкциями в отношении производств-экспортеров?

— Двадцатого октября мы рассмотрели в первом чтении законопроект о бюджете на ближайшую трехлетку. Казалось бы, обычная практика — бюджет отрабатывается и дорабатывается ежегодно, при этом не только в октябре-ноябре, но и в течение всего следующего года. Практически каждый болеющий за свой округ депутат пытается протолкнуть ту или иную инициативу, принести в «свою» территорию лишнюю копейку. Добавьте к этому партийные приоритеты народных избранников, и вы сразу поймете, что такое обсуждение и принятие бюджета в условиях полярных политических позиций и разных взглядов на территориальное развитие региона.

Однако нынче, как вы понимаете, все по-другому. Другая обстановка, другие приоритеты, другие реалии. Мобилизация в широком смысле этого слова. Далеко не все из нас смотрят в будущее оптимистично. Почти наверняка в будущем году могут возникнуть риски, связанные с международной торговлей отечественной продукцией. При самом негативном прогнозе могут пострадать и калийщики, и нефтяники, что, разумеется, незамедлительно скажется на региональном бюджете. Тем не менее, федеральные власти и краевое правительство дают оптимистичные прогнозы социально-экономического развития. На их базе и верстался главный финансовый документ на 2023-2025 годы.

Считаю оптимистичный прогноз нормальной реакцией государства. Сейчас не время для паники. Не думаю, что переход всей экономики страны на военные рельсы, сворачивание всех инфраструктурных проектов и социальных программ в угоду международной политике будет правильным решением. Регион живет и работает, люди живут своими обычными проблемами.

Облигации на семь миллиардов

— Каковы основные параметры бюджета? На чем регион планирует зарабатывать?

— Далеко уходить не буду, остановлюсь только на будущем финансовом году. Цифры дам в сравнении. В 2023 году собственные доходы Пермского края составят 214,4 миллиардов рублей, что выше показателя предыдущего года почти на 18 процентов. Наибольший удельный вес в налоговых и неналоговых поступлениях в краевой бюджет в 2023 году занимают:

-налог на прибыль организаций — 42,6 процента (в 2022 году — 46 процентов),

-налог на доходы физических лиц — 27,2 процента (в 2022 году — 26,7 процента),

-налог на имущество организаций — 9,4 процента (в 2022 году — 7,8 процента),

-акцизы — 7,5 процента (в 2022 году — 8 процентов),

-налоги на совокупный доход — 6,7 процента (в 2022 году — 7 процентов).

Как видим, провалов в налоговых сборах не ожидается, лишь небольшая коррекция внутри общего объема.

Бюджет Пермского края будет пополняться не только за счет налоговых поступлений, но и за счет реализации материальных и нематериальных активов. Однако в 2023 году от продажи имущества казны планируется выручить всего 33,5 миллионов рублей. А на 2024-2025 годы поступления по этой статье в доходную часть бюджета не прогнозируются вообще. Одни инструменты бюджетной политики теряют актуальность и становятся историей, другие появляются. Правительством нынче предложен новый источник компенсации дефицита бюджета: в 2023 году предусмотрен выпуск облигационного займа Пермского края в сумме 7 миллиардов рублей на срок до пяти лет. Кто и как сможет приобрести эти облигации, сказать пока трудно. Все будет зависеть от состояния рынка.

Несмотря на тревожную обстановку в стране, в Пермском крае продолжают действовать 66 видов налоговых вычетов и преференций. Более того, в 2023 году ожидается рост — их число увеличится еще на шесть пунктов.

Индексация и инфляция

— Расходная часть бюджета всегда вызывает интерес. Сколько, чего и куда будет тратиться?

— Тоже возьму только 2023 год. Расходная часть бюджета имеет в основном социальную направленность. Из 14 государственных программ самыми затратными остаются:

-«Образование и молодежная политика» — 52,6 миллиардов рублей

-«Социальная поддержка жителей Пермского края» — 40,3 миллиардов

-«Качественное здравоохранение» — 37,6 миллиардов рублей.

Согласно пояснительной записке, представленной правительством Пермского края к проекту бюджета, планируется индексация стоимости питания на 16,6 процентов, мер социальной поддержки населения и стипендий — на 6,1 процента, увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы — тоже на 6,1 процента. Заявленный уровень индексации пока не окончательный. Нас заверили, что он будет скорректирован в 2023 году исходя из темпов инфляции.

Также увеличатся расходные обязательства по программам развития культуры и спорта, вырастут расходы на градостроительную и региональную политику. Наибольший рост отмечается по программе «Развитие транспортной системы»: в 2023 году они составят 37,4 миллиарда рублей, что почти на 11 миллиардов больше, чем в 2022 году. Рост — 41,6 процента! Часть из этих средств будет направлена на дороги в краевом центре, который готовится к 300-летнему юбилею, часть — на приведение в нормативное состояние дорог местного значения, переданных в ведение региона. Надеюсь, что дорога по улице Братьев Давыдовых, на состояние которой жалуется уже второе поколение жителей Александровска, войдет в эту программу и будет отремонтирована.

Традиционно масштабны расходы краевого бюджета на капитальное строительство. Большинство крупных объектов, запланированных на 2023 год, расположены в Перми. Это и многофункциональный студенческий кампус, и онкологиче-ский центр, и Пермская краевая инфекционная больница. Не забыты объекты, строительство которых происходит в рамках концессионных соглашений: пермский зоопарк и спортивная арена в Дзержинском районе Перми. Отрадно за столицу Прикамья, преображающуюся к своему 300-летнему юбилею. Надо сделать этот рывок, а после завершения юбилейных торжеств вернуться в муниципальную повестку.

В муниципальной повестке

— Что не так с муниципалитетами? Какую помощь они могут получить из краевого бюджета?

— Все так. Не только Пермь, но и отдаленные муниципалитеты тоже нуждаются в инфраструктурном развитии. Если часть проектов моего избирательного округа не вошла в бюджет 2023 года, то требует включения хотя бы в бюджет 2024-2025 годов. Из года в год соликамцам обещают бассейн «Олимпиец» в Боровске, стадион возле 12-й школы, дорожную развязку на Карналлитово и здание пожарной части на Клестовке. По Александровску еще в бытность министром ЖКХ Александром Шицыным были приняты решения по строительству автономной модульной котельной, по выкупу у машзавода сетей водоснабжения и водоотведения. Все это надо реализовывать, не откладывая в долгий ящик.

Да, было время, когда у каждого главы в рамках краевого бюджета был свой толстый кошелек и варианты его освоения. Благодаря нему в Александровске в свое время был построен крытый ледовый стадион «Алекс-арена». Сейчас те механизмы в прошлом. Мы постепенно отходим от инструмента под названием «единая субсидия». Все инфраструктурные объекты — через программу «Пермский край — комфортный край». Теперь муниципалитетам необходимо всегда иметь под рукой готовые проекты по самым актуальным проблемам. Правительство обещает, что все средства будут расходоваться по краю равномерно. В качестве пилотного проекта на 2023 год — отремонтировать в каждом муниципалитете Пермского края по одному школьному двору. В таком же формате с 2024 года начнется работа по другим направлениям — дорожному строительству, социальной инфраструктуре и так далее.

Интересным фактом является введение дотации для муниципальных образований к увеличению численности самозанятых граждан и поступлений налога на профессиональный доход в сумме 262 миллиона рублей. Предполагается, что данная мера позволит увеличить собственные доходы муниципалитетов. Помимо этого, продолжается стимулирование округов к росту собственных доходов, ежегодно на эти цели из бюджета выделяется свыше 300 миллионов рублей. К моему глубокому сожалению, одна из территорий моего избирательного округа — Александровский муниципальный округ — в текущем году не получила по этой статье ни копейки. Подушевой доход на моей малой Родине за год снизился. Очень надеюсь на возрождение Александровского машзавода, который набирает персонал и потихоньку восстанавливает портфель заказов.

Кейсы под призыв и мобилизацию

— Одна из самых горячих тем — социальная защита мобилизованных. Вроде с параметрами этой помощи со стороны края правительство и депутаты уже определились. Какие расходы по этим статьям заложены на следующий год?

— Да, сегодня краевые власти помогают мобилизованным и их семьям, подключив ресурсы краевого и муниципальных бюджетов. Единовременная денежная выплата в размере 100 тысяч рублей, бесплатное питание в школах для детей мобилизованных, адресная бытовая и социальная помощь. Кому-то деньгами, кому-то дровами, кому-то лекарствами. Все это есть в текущем режиме. Однако в бюджете будущего года средств по линии помощи мобилизованным и их семьям пока не заложено, цифр нет. Это объясняется тем, что проект бюджета формировался еще до начала частичной мобилизации, к первому чтению цифры просто не успевали посчитать. Ждем поправок от губер-натора и правительства. А если не будет, то внесем свои.

Наша фракция КПРФ единогласно выступает за расширение существующих мер поддержки мобилизованных жителей Пермского края, а также предприятий оборонной промышленности на территории нашего региона. В нашем партийном портфеле есть уникальные кейсы. К примеру, соликамская первичка КПРФ организовала курсы военной подготовки для тех, кто готовится к призыву в армию или к мобилизации. Привлекла к этому делу местных ветеранов боевых действий. Хорошо бы распространить такой опыт на весь Пермский край и обеспечить его грантовой поддержкой. Ждать, когда в школы вернут уроки начальной военной подготовки слишком долго и не факт, что они будут эффективными. А ветераны боевых действий — вот они, есть в каждом муниципалитете и с радостью поделятся своим опытом. Уверен, что коллеги в Законодательном Собрании к подобным предложениям отнесутся, как минимум, с интересом.

Держим руку на пульсе!

— Давайте попробуем блиц-вопросы. Каковы плюсы рассматриваемого бюджета?

— Главный плюс: как и в прошлые годы, бюджет остается социально ориентированным. Расходы социальной направленности в общей структуре бюджета составляют свыше 70 процентов. Как всегда, приоритет за образованием, медициной и социальной сферой. Индексируются расходы, связанные с социальными выплатами и стипендиями, заработной платой работников бюджетной сферы. Опережающими темпами продолжится догазификация и расселение людей из ветхого и аварийного жилья.

В проекте закона о бюджете Пермского края на 2023 предусмотрен рост межбюджетных трансфертов, предоставляемых органам местного самоуправления Пермского края, на 10% по сравнению с бюджетом на 2022 год. Их объем составит 75,3 миллиарда рублей. Это почти треть общего объема расходной части бюджета.

— Какие минусы у текущей редакции бюджета?

— Трудно не согласиться, что индексация производимых выплат является недостаточной. Мы прекрасно видим, что темпы инфляции на конец текущего года значительно выше ожидаемых значений. Многократно выросли расходы на услуги ЖКХ, продукты питания, проезд в общественном транспорте. Надеюсь, что в следующем году мы вновь проиндексируем эти расходы на должном уровне, чтобы каждый житель Пермского края чувствовал себя хоть немного увереннее и защищеннее.

Не до конца понятна политика в отношении муниципалитетов. В этом году транспортный налог начал поступать не в местные бюджеты, а сразу в краевой. Обратно возвращается лишь часть в виде субсидий. Указанный налог был заменен на УСН (налог на профессиональный доход для самозанятых). Разумеется, объемы этих поступлений значительно разнятся. Здесь же скажется отмена так называемой «единой субсидии». Вероятно, ситуация как-то прояснится при рассмотрении бюджетов муниципальных образований, которое будет проходить в ноябре- декабре. От нас же необходимо «держать руку на пульсе» и незамедлительно отрабатывать возникающие трудности.

Несколько смущает также снижение расходной части по госпрограмме «Развитие информационного общества». По словам министра финансов Пермского края Екатерины Тхор, данная позиция связана с недостаточными темпами импортозамещения необходимого оборудования. Остается лишь надеяться, что эта ситуация сдвинется с мертвой точки, и мы продолжим цифровизацию нашего региона в полной мере.

Наши программные предложения

— Фракция КПРФ в краевом парламенте если иногда еще поддерживала бюджет в первом чтении, то во втором всегда была против. Нынче позиция будет какой?

— Рабочая группа по доработке бюджета ко второму чтению соберется на днях. Поправки я еще не видел. На фракции мы их не обсуждали, поэтому говорить о нашей позиции пока рано. Наши программные предложения остаются прежними: достойная поддержка жителей Перм-ского края, развитие крупных промышленных предприятий, снижение или полная заморозка тарифов на оплату услуг ЖКХ. Принципиальной для нас является тема поддержки мобилизованных земляков и их семей. Если в бюджете Пермского края появятся указанные пункты, то я не сомневаюсь, что такую редакцию закона наша фракция поддержит единогласно.

 

Беседовал Илья АЛЕКСАНДРОВ

Метки: Бюджет | Депутаты | Диалог