Владимир ТОЛКУН: «Доверие клиента — наш самый главный капитал» |
Интервью - Прямая речь |
Автор: Анна Штаер |
24.10.2012 16:20 |
Итак, свершилось. Цены на бензин перешагнули пресловутый «психологический рубеж». В некоторых регионах литр 95-го стоит уже больше 30 рублей. По мнению аналитиков, еще до зимы такой тариф установится на всей территории страны. Темпы роста розничных цен в семь раз превышают уровень инфляции. Опережающими темпами растут и оптовые цены… Это закономерный итог той политики, которую проводит государство в отрасли торговли нефтепродуктами — считает руководитель нефтебазы ООО «Элбиком» в Соликамске Владимир ТОЛКУН, — гигантские структуры, выстроенные по принципу вертикали, прекрасно обходятся без конкуренции. Небольшим независимым игрокам в таких условиях приходится демонстрировать чудеса деловой смекалки и делать ставку на клиентоориентированность. Владимир Георгиевич, почему так сильно растут цены на бензин? — Причин для этого много. Цены на топливо внутри страны привязаны к экспортным, хоть рынок и внутренний. В этом году повысились налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина. Чтобы сохранить привычную маржу, производители подняли тариф для потребителей. К тому же закончился срок действия предвыборных обещаний Путина. Ничто больше не сдерживает рост цен. Скажу больше: двойной рост тарифов приведет к тому, что цены будут повышаться не раз в год, как раньше, а два раза: в августе-сентябре и — традиционно — в январе. Но самая главная причина — в отсутствии нормальной конкуренции. Весь внутренний рынок России фактически поделен между шестью ВИНКами (вертикально-интегрированными нефтяными компаниями – прим. ред.), включающими в себя весь цикл — от добычи и переработки сырой нефти до оптовой и розничной продажи нефтепродуктов. ВИНКи загружают сырьем свои НПЗ, которые продают бензин и дизтопливо оптом и одновременно снабжают нефтепродуктами собственные сети АЗС. Независимым операторам ничего не остается, кроме как покупать бензин по ценам и на условиях, которые диктует крупная нефтяная компания. Чтобы стимулировать собственную розницу, поставщик продает топливо «своим» и «чужим» по разной цене. Доходит до абсурда: розничные цены на бензин и дизтопливо на заправках, принадлежащих местному монополисту, иной раз ниже оптовых цен на его же нефтебазах. Поэтому в регионах, где у ВИНКов сильные позиции, практически нет самостоятельных игроков. В Пермском крае, к примеру, только восемь независимых топливных операторов, которые в сумме по количеству АЗС проигрывают лидеру — ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт». — Как же в таких условиях выживают независимые операторы, такие как ООО «Элбиком»? — «Выживать» — неправильный глагол применительно к ООО «Элбиком». Мы развиваемся, поступательно и уверенно. Тринадцать лет назад компания начинала с оптовых поставок корпоративным клиентам. Когда мы заключили контракты о поставках ГСМ с несколькими крупными предприятиями в Верхнекамье, встал вопрос о создании собственной сырьевой базы, чтобы мы могли гарантировать клиентам бесперебойное снабжение. Шесть лет назад мы открыли нефтебазу в Соликамске, а еще спустя два года — первую собственную АЗС для обслуживания розничных клиентов. Сейчас у нас уже две заправки (вторая работает в Красновишерске). А в планах перспективного развития — открытие еще трех АЗС, две из которых будут в Соликамске. — Литр 95-го бензина на соликамской заправке «Элбиком» стоит дешевле 29 рублей. За счет чего вы умудряетесь удерживать цены на таком уровне? — Помогают опыт и знание рынка. Мы работаем с поставщиками по всей стране. Добиваемся выгодных условий, участвуем в биржевых торгах — недавно через топливную биржу купили большой объем у «Лукойла». Кроме того, собственник ООО «Элбиком» Элла Борисовна Игошева проводит политику разумной бережливости: у нас небольшой штат, но все наши специалисты — опытные профессионалы. Ни в Перми, ни в Соликамске у нас нет роскошных офисов, накладные расходы очень скромные. Вроде бы мелочь, но это позволяет нам экономить не одну сотню тысяч рублей в год. — А на качестве топлива ваша экономия не отражается? — Надо понимать, что при существующей системе мы не можем купить топливо нигде, кроме как на НПЗ, входящих в структуру ВИНКов. Еще совсем недавно в Уфе было несколько независимых заводов. Но пару лет назад и их пристроили в ВИНК. Так что топливо сегодня везде практически одинаковое. Наши заправки проверяют несколько раз в год. Отбирают пробы, дают заключение, что все в порядке. Если бы я на своей заправке стал торговать «самоваром», первая же жалоба — и против меня возбуждают уголовное дело. Зачем мне это надо? К тому же я живу в этом городе, все мои друзья и половина знакомых заправляются на заправке «Элбиком». Я же не буду обманывать своих родных и близких. При заключении долгосрочных договоров мы фиксируем цену на топливо: если клиент заключил договор и внес предоплату, мы ему на весь период действия договора замораживаем цены на бензин. У нас сегодня есть клиенты, которым отпускают топливо по ценам прошлого года. Последний аргумент — мы снабжаем топливом десятки предприятий по всему Пермскому краю. В реестре партнеров — порядка 200 организаций. Мы работаем с предприятиями такого масштаба как «Уралкалий», «Ависма» или «Уралалмаз» — у них жесткий входной контроль, и они точно не станут работать с компанией, которая не гарантирует стабильного качества топлива. Но, хочу заметить, цена — далеко не единственное, на что смотрят наши партнеры, предпочитая «Элбиком» другим поставщикам. — На что же еще они обращают внимание? — Самый главный плюс сотрудничества с «Элбиком» — то, что руководство компании находится здесь, рядом со своими потребителями. Попробуйте решить какую-нибудь проблему с крупной компанией. Штаб-квартира в Москве, а на местах менеджмент не имеет никаких полномочий. Я все претензии разбираю лично. Да, приходится вникать в детали, но такой подход себя оправдывает: из любой ситуации можно найти такой выход, чтобы клиент остался доволен. А значит выиграет и компания. Потому что доверие клиента — наш самый главный капитал. |