К успеху - шаг за шагом |
![]() |
![]() |
Интервью - Прямая речь |
Автор: Анна Штаер |
10.05.2012 10:56 |
Прежде чем начать собственный бизнес, резидент соликамского бизнес-инкубатора Александр БЕЛЯКОВ изучил будущее дело в теории. А потом напросился на практику в аналогичную компанию, работающую в другом регионе. «Принимающая сторона» удивилась, но допустила дотошного чудака из Соликамска на свои объекты... — Идея бизнеса нашла меня сама, — рассказывает предприниматель. — То есть, я, конечно, думал о том, чтобы организовать свое дело, но вначале мысль работала немного в другом направлении. Я понял, что «нашел», когда на пермской строительной выставке увидел мини-установку для бурения скважин на воду. Тут же в кафе «салфеточный» бизнес-план набросал с учетом расходов, фонда заработной планы, ГСМ. Цифры мне понравились. И я давай размышлять: «Была бы у меня такая техника…» Стоп, а почему «была бы»? Вот же она продается. Хоть сейчас иди и покупай. Снова стоп — а почему именно эта установка? Может быть, есть лучше? Вернулся домой, засел в интернет, сходу нашел два десятка компаний, которые изготавливают буровую технику. Потом перелопатил множество сайтов с информацией о профессиональном бурении. Все снова взвесил, самые пессимистические прогнозы по прибыли заложил, понял, что даже при наихудшем раскладе рентабельность положительная получается. Значит, можно двигаться дальше. Следующим шагом был анализ рынка и конкурентов в Соликамске и других городах Верхнекамья. Пока этого не сделал, бизнес нельзя открывать. Конкурентов изучить не трудно — все рекламу дают. Не ленись, обзвони все компании, задавай вопросы, как потенциальный потребитель — тебе сразу понятно станет, стоит ли на этот рынок выходить. Я свою разведку летом начал, в разгар сезона, и очень скоро выяснил, что очередь на бурение скважин в 30-50 дней — это в порядке вещей. Налицо неудовлетворенный спрос. Параллельно в процессе обзвона определил, какие моменты можно сделать своим преимуществом. Все делают так, а я могу и по-другому, если потребителю это будет удобнее. Так рождается стратегия продвижения. Ты должен понимать, как будешь себя позиционировать. Не надо изобретать велосипед, нужно искать «ноу-хау» внутри уже существующего бизнеса. Что-то у тебя должно быть лучше — цена, более привлекательные условия, более полный комплекс услуг. Если понял, как усовершенствовать то, что уже работает, — место под солнцем для тебя найдется. Ну а дальше нужно было все попробовать своими руками. Если ты сам не изучил свое дело до тонкости, ты рискуешь. Наивно думать — найму профессионалов, и они мне сделают бизнес. Я нашел в Челябинске компанию, которая занималась бурением на воду, и приехал к ним — здравствуйте, хочу у вас поучиться. Они, конечно, поначалу были в шоке, но когда поняли, что на Южном Урале я им вряд ли конкуренцию составлю, успокоились. Я надел робу, прицепился к их рабочей бригаде и недели две катался по объектам. Смотрел, как все делается, все трогал, интересовался — почему так, почему эдак. Двух бригадиров замучил вопросами. Потом несколько дней в офисе посидел — посмотрел, как осуществляются продажи, как заключаются договора, как работают с клиентами… С техническими специалистами, с менеджерами пообщался — и еще ряд выводов для себя сделал: вот это я бы организовал так, а вот это — иначе. Естественно, я просчитывал и риски. Худший вариант — дело не пошло, не получилось. Что я в этом случае потеряю? Какие ликвидные активы у меня останутся? Как из бизнеса выйти с минимальными потерями. Хотя, что значит — «не получилось»? Это значит, возникли трудности, которые ты не захотел преодолевать. Люди говорят: «Ой, у нас проблемы». Да не проблемы у нас, а задачи. Пока желание не пропало, всегда можно найти варианты. Кстати, очень здорово помогает участие в бизнес-инкубаторе. Одна голова — хорошо, а много — отлично. Когда возникают какие-то затруднения, есть, с кем посоветоваться. К тому же я снял с себя часть забот: работа с документами, бухгалтерия, вопросы содержания офиса — когда этим занимается еще кто-то, больше времени остается на развитие проекта у меня. Предварительная работа, с момента появления идеи до покупки оборудования, заняла не больше месяца. После этого началась практика. Совсем избежать ошибок, конечно, не удалось. Но без тщательной подготовки, неверных шагов было бы больше. У меня есть опыт стартапов — в роли наемного менеджера я создал несколько компаний «с нуля». Проектный подход, который я применял тогда, пригодился и для создания собственного бизнеса. Сегодня у меня есть уверенность в правильности выбранного пути. И я знаю, в каком направлении буду развивать свое дело. Чтобы удержаться на рынке, ты должен всегда быть чуть-чуть впереди и диверсифицироваться. В этом году мы решили вопрос с кадрами — собрали бригаду опытных буровиков и начали осваивать сопутствующие направления, которые будут выполнять роль «подушки безопасности» для базового бизнеса. Подписали эксклюзивные дилерские договоры с поставщиками материалов и оборудования для скважин. Теперь можем не только пробурить скважину, но и организовать комплексную систему водоснабжения «под ключ». Бизнес нужно раскручивать, как спираль — начинаешь с маленькой точки, и постепенно расширяешь область влияния, наворачиваешь на него дополнительные опции. Только важно, чтобы эта спираль шла наружу, а не внутрь. Чтобы не получилось, что, развивая новые направления, ты лишаешь поддержки и финансирования основное дело. |