Главная Статьи События Татьяна Марголина: «Учитесь самостоятельно решать проблемы с властью»
Татьяна Марголина: «Учитесь самостоятельно решать проблемы с властью» Печать E-mail
Статьи - События
Автор: ИА "Верхнекамье"   
28.07.2005 22:35
18 июля в Соликамске прошел прием граждан Уполномоченным по правам человека по Пермской области Татьяной Марголиной. За два часа Татьяна Ивановна приняла жалобы от пятерых соликамцев. Только когда за последним из посетителей закрылась дверь, она согласилась ответить на вопросы корреспондента «Наш Соликамск».

18 июля в Соликамске прошел прием граждан Уполномоченным по правам человека по Пермской области Татьяной Марголиной. За два часа Татьяна Ивановна приняла жалобы от пятерых соликамцев. Только когда за последним из посетителей закрылась дверь, она согласилась ответить на вопросы корреспондента «Наш Соликамск».

— Татьяна Ивановна, это ваш первый прием в Соликамске в качестве Уполномоченного по правам человека. Какие впечатления остались от общения с соликамцами?

— Действительно, я впервые лично провожу прием в Соликамске, но здесь уже два года работает общественная приемная, куда обращаются жители города, района и всего Верхнекамья. Благодаря обращению к нам, у людей появляется возможность находить решение проблем, которые не решались годами. Институт Уполномоченного по правам человека решает проблемы, возникающие между гражданами и властями разных уровней: местной, региональной и даже федеральной. Вообще мы сторонники того, чтобы граждане сами находили ответы на свои вопросы у власти того или иного уровня. Это очень важно. Иногда на приеме просто подсказываешь, что нужно сделать, и проблема исчезает.

Учитывая специфику вашего города (близость исправительных учреждений), общественная приемная получает много жалоб от людей из мест лишения свободы или от их родственников, считающих, что каким-то образом нарушаются их права. Такого рода обращения были и сегодня. Обращение взято на контроль и будет передано в прокуратуру.

 Как и в приемных других городов, в Соликамске было обращение по линии ЖКХ. В данном случае это претензии к предприятию ЖКХ, касающиеся проведения ремонта. Разбираться здесь будет администрация.

Было обращение, затрагивающее интересы большого числа соликамцев. По решению суда администрация города должна выплатить разницу стоимости содержания детей в дошкольных учреждениях, поскольку постановление о повышении платы должным образом не было доведено до населения. Через главного судебного пристава будем способствовать, чтобы решение суда было исполнено.

Рассмотрено обращение по занятости жителя города, который испытывает сложности при устройстве на работу. Постараемся содействовать, чтобы мужчина имел возможность использовать свой потенциал при устройстве на работу в родном городе. Были и претензии к работе соликамских адвокатов. Эта информация пойдет в областную коллегию, дабы оградить людей от непрофессиональной работы адвокатов.

Хотела бы отметить, что все эти вопросы сложны в своем исполнении. Что-то с этого приема будет решено достаточно быстро, на что-то потребуется гораздо больше времени.

— Не так уж много у вас сегодня посетителей, наверное, соликамцы приезжают на прием в Пермь?

— Таких случаев я не припоминаю. Общественная приемная разгружает работу приемной в Перми. Много вопросов решается прямо на месте, так что моего личного вмешательства иногда и не требуется. Очень хорошо, что мои представители в Соликамске могут квалифицированно представлять жителей в суде, защищать их интересы. Кроме того, в Соликамске работает приемная и при администрации города. Их совместная работа позволяет достаточно оперативно решать большинство вопросов.

— Есть ли на территории области очаги напряженности, откуда к вам приходит много жалоб?

— Такое напряжение у нас было на всей территории области в начале года, когда началась реализация Закона о монетизации льгот. Был просто поток обращений и от отдельных граждан, и от общественных организаций. И очень важно, что в области решили объединить усилия. На уровне Законодательного Собрания была создана представительная группа, включавшая представителей и ветеранских, и правозащитных организаций, которая рассматривала все обращения граждан.  Шаг за шагом проблемы решались. Где-то более быстро (например, по обеспечению лекарствами региональных льготников), где-то более медленно (лекарства для федеральных категорий льготников).

Сегодня территорий, в которых постоянно возникает напряжение между населением и властью, нет. Проблемы местного уровня возникают то там, то здесь. Как правило, это происходит при смене власти.

Не так давно пришлось решать проблему, возникшую у сельских учителей и  врачей, которые в этом году стали получать меньшую субсидию по оплате ЖКХ. В городах в такое же положение попали семьи с тремя и более детьми, семьи с большим количеством иждевенцев, имеющие  инвалидов. Права этих категорий граждан были нарушены из-за изменений методики начисления субсидий. Методика принималась на уровне правительства, поэтому, чтобы защитить права граждан, мы приняли обращение от всей области на уровень федерации.

— И федерация реагирует на такие обращения?

— В каждом случае по-разному. Важен конкретный расчет, обозначение проблемы. У нас  ушло полгода, чтобы собрать все данные, привести конкретные примеры нарушения прав человека. Методика — это не закон, и времени для его изменения требуется гораздо меньше, чем, например, для изменения федерального закона, который принимается Госдумой, утверждается Советом Федерации и Президентом. Например, нами отправлено обращение в Думу о возвращении ветеранам войны льготы бесплатного проезда не только к месту лечения, но и в другом случае. Закон предусматривает лишь проезд к месту лечения, а среди ветеранов есть категория, которая не может лечиться, но возможность съездить к родственникам они должны иметь.

— Вы сказали, что граждане сами могут решать свои проблемы в отношениях с властью. Отмечаете ли вы рост правовой грамотности населения? Научились ли мы «спрашивать с власти»?

— Гражданское общество нашего региона ощутимо продвинулось в отстаивании своих позиций. Рост произошел в силу двух составляющих. Во-первых, проведение конкурсов социальных проектов способствовало осознанию людьми себя силой, способной при поддержке власти и бизнеса решать свои проблемы. Во-вторых, в нашей области есть целая система правового и гражданского образования школьников. Она не везде пока явно влияет на процессы в обществе. Но, например, в Перми уже дает свои результаты. Здесь создана целая система такого образования, создается правовое пространство. И  то, что такая политика идет по всей области, это очень важно. 

Есть в этих вопросах и негативные моменты. До сих пор у властей каждого уровня сохраняется «советское» отношение к некоммерческим, общественным организациям. Власти смотрят на общественников сверху вниз, присматривают, как старший брат за младшим, дают поручения. Отношения к ним на равных по большому счету нет. Стереотипы власти мешают устанавливать партнерские отношения с теми, кто сегодня уже что-то реально делает.

В свою очередь, и у общественных организаций есть свои «пункты». Они считают, что во власти все формалисты, что они придумывают нерешаемые проблемы. Это непонимание того, что у власти всегда есть некоторое ограничение возможности. И с той, и с другой стороны отношения нельзя назвать доверительными. А в партнерских отношениях так нельзя, надо выступать на равных. 

Я думаю, что ситуация эта будет меняться очень быстро — сегодня есть острая потребность у власти налаживать контакты с общественными организациями и с коммерческим сектором экономики. Уже сейчас идет процесс передачи функций власти в медицине, в ЖКХ, в соцсфере  структурам, у которых уровень мотивации выполнить эту функцию лучше гораздо выше.

— Сколько времени уйдет на исчезновение стереотипов во власти и в общественных организациях?

— Я не стала бы называть определенные годы. Система должна заработать в целом. Если политически это будет поддерживаться, то процесс будет идти гораздо быстрее и шире. На  местном уровне с внедрением закона о местном самоуправлении процессы создания правового общества начнут активно внедряться уже через год.  Передача бюджетных функций некоммерческим организациям будет проходить на уровне эксперимента в ближайшие три года. Тут и сами граждане должны победить стереотипы, что за них кто-то решает проблемы. Надеюсь, что в этом вопросе скоро начнет формироваться рынок информации, и правозащитное движение будет расти и более активно выполнять эту функцию — у нас не так много городов, где есть правозащитные организации, в которые  люди могли обратиться и узнать, как решаются их проблемы. Этот процесс еще впереди.