Призрачный «Белкомур». Финансировать некому? Печать
Статьи - События
Автор: Людмила Климова   
27.01.2011 17:23

Самый глобальный для Пермского края в целом и для Соликамска в частности транспортный проект, о котором после довольно долгого перерыва заговорили в 2007 году, — строительство железнодорожной магистрали Белкомур» (Белое море —  Коми — Урал), похоже, откладывается на неопределенный срок.

В начале ноября 2010 года пресс-служба краевой администрации сообщала о том, что Министр транспорта РФ Игорь Левитин «готов поддержать Белкомур за счет Инвестфонда РФ»:

— Мы поддерживаем этот проект, но нам здесь нужен инвестор, то есть нужен партнер. Мы не можем целиком за счет федерального бюджета построить эту железную дорогу. Я буквально вчера говорил с губернатором Пермского края и есть письма других глав регионов – это Коми, Архангельск. Мы готовы поддержать проект Белкомур за счет Инвестиционного фонда РФ. Мы считаем, что это важный проект для Российской Федерации, — цитировала пресс-служба выступление министра на заседании Государственной Думы РФ. При этом отмечалось, что «строительство новых участков Соликамск (Пермский край) – Сыктывкар (547 км) и Карпогоры – Вендинга (248 км) магистрали Белкомур — это уже дело решенное», поскольку «проект включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года», в «Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года», в «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», в проект Концепции развития ПФО».

В начале 2011 года ситуация, похоже, изменилась. 23 января заместитель председателя краевого правительства Александр Кудрявцев сообщил о том, что «по  информации Министерства финансов РФ, с 2011 года инвестиционного фонда, как инструмента финансирования проектов, не будет! В текущем году будут закрыты все остатки и все. Единственным бюджетным источником финансирования инфраструктурных проектов останутся федеральные целевые программы, которые по поручению Президента РФ до 15 апреля должны будут  трансформироваться в государственные программы».

Это, пожалуй, было бы половиной неприятности, но: «в действующей ФЦП «Модернизация транспортной системы РФ 2010-15 годы» средств на финансирование проекта «Белкомур» не предусмотрено». При этом вице-премьер оценил как «призрачную» возможность того, что проект попадет в федеральную  целевую программу по итогам полугодия. А значит, проект «Белкомур» будет неким образом переформатирован…

Впрочем, есть инвестфонд или его нет, только его средствами магистраль не построишь: предполагалось, что из инвестиционного фонда РФ на проектирование и строительство магистрали общей стоимостью почти 600 млрд руб будет выделено только 118 млрд руб.

С другой стороны, как отчитывается в своем блоге руководитель проекта  «Белкомур» — советник председателя правительства Пермского края Юрий Уткин, «в четверг (на прошлой неделе — прим. Ред.) встретился с председателем совета директоров компании партнера – инвестора проекта «Белкомур». Обсудили план дальнейших совместных действий и шаги по проекту». Кроме того, «с одним из руководителей в ЦИК ЕР обсудил варианты более активного «лоббирования» проекта по «партийной» линии».

Так что «Белкомур», наверное, все-таки будет. Вот только когда?

ДЛЯ СПРАВКИ

В список предприятий — основных участников проекта «Белкомур» входят в том числе ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Сильвинит», ОАО «Березниковский содовый завод», ОАО «Уралкалий», «Ависма» филиал ОАО «Корпорация ВСМПО-Ависма», ООО «Сода-хлорат», ОАО МХК «Еврохим».

По данным Юрия Уткина, федеральный бюджет получил в оплату за новые лицензии крупнейшего в мире Верхне-Камского месторождения калийно-магниевых солей около 56 млрд. руб., что почти равно стоимости «Южного» участка магистрали. Каждая компания-победитель аукциона вложит в строительство новых шахт более 1 млрд.$. В 2016- 2017 годы они запускают свои предприятия, и объём перевозимых только калийных удобрений возрастёт в 3 раза.

На сегодняшний день предприятиями – участниками проекта «Белкомур» ведется строительство, модернизация и ввод в эксплуатацию запланированных объектов. На 01.09.2010 года ими освоено более 110 млрд. руб., что составляет 26% от общей суммы по проекту.

Метки: Власть | Проект | Промзона