Главная Статьи Общество Соликамская сказка о потерянном времени
Соликамская сказка о потерянном времени Печать E-mail
Статьи - Общество
Автор: Мария Скрябина   
29.12.2010 17:14

Вопрос реорганизации Соликамского медицинского училища обострился настолько, что в Соликамск для встречи с педагогическим коллективом, студентами и их родителями выехали представители учредителя образовательного учреждения – краевого агентства по управлению государственными учреждениями.

Как оказалось, возможность сохранить медучилище у руководства СМУ была, но она давно упущена. Тем не менее, проблем для учащихся перенос занятий в Березники не создаст.

Причины реорганизации

Российская система образования сегодня испытывает последствия демографического спада первой половины девяностых. Рожденные тогда дети – нынешние студенты. Их мало, а значит, в условиях подушевого финансирования (вводится с 1 января 2011 года), мало будет и средств на финансирование.

По данным краевого агентства по управлению госучреждениями, годовой бюджет соликамского медучилища – 14,5 миллионов рублей. Восемь  из них расходуются на содержание имущественного комплекса, 4,5 миллиона - фонд оплаты труда, еще два  тратится на стипендии, а так же на содержание и обучение сирот.

С нового года на обучение одного студента учреждений среднего профобразования, к которым относится соликамское медучилище, будет выделяться 26 тысяч рублей в год. Имея сегодня 163 учащихся, медучилище может претендовать на 4,238 млн рублей. Как видно из предыдущих расчетов, этой суммы не хватит даже на то, чтоб выдать заработную плату работникам училища. В нынешнем виде училище нежизнеспособно – сходятся во мнении как городские, так и краевые власти.  А это значит, нужно что-то менять. Существование училища в неприспособленном для учебного процесса здании общежития тоже не способствует сохранению СМУ в том же состоянии, что и сейчас.

Последнее предложение учредителя – агентства по управлению государственными учреждениями – объединить наше училище с березниковским, - энтузиазма у преподавателей, студентов и родителей не вызвало. Между тем, это далеко не первый вариант преобразования училища, вынесенный на суд общественности. Были и другие, правда одобрения они также не встретили...

Из истории

Впервые разговор о реорганизации Соликамского медучилища зашел около четырех лет назад. Тогда предложение преобразовать учебное заведение исходило от городской администрации.

— Переход на подушевое финансирование на различных уровнях власти обсуждается давно. Уже 4-5 лет назад было ясно, что новый принцип распределения средств рано или поздно будет введен, и учебным заведениям, обучающим малое количество студентов, будет крайне тяжело, — комментирует заместитель главы города Евгения Насекина. — Тогда мы предложили директорам нескольких учебных заведений, в числе которых было и медучилище, рассмотреть возможность объединения с другими образовательными учреждениями, чтобы оптимально использовать имеющиеся площади и сократить расходы на содержание учебных зданий. Некоторое время назад по такому пути пошли художественное училище и педагогический колледж. В результате высвободилось здание училища, а будущие художники и дизайнеры продолжили обучение на площадях педколледжа, но тогда наше предложение руководители многих учреждений проигнорировали, не захотев уживаться на одной территории с кем-то еще.

Вторая попытка реорганизации была предпринята два года назад, когда медучилище стояло  на пороге лицензирования и получения аккредитации.

— То время, пожалуй, было самым удобным для реорганизации, — говорит начальник отдела реструктуризации агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края Софья Сырвычева. — У образовательного учреждения, с которым могло произойти объединение, была возможность получить лицензию на обучение по специальностям «сестринский уход» и «лечебное дело», по которым проводится обучение в медицинском училище. Но мы вновь встретились с нежеланием что-то менять. Несмотря на то, что статистика говорила о том, что ситуацию с набором студентов исправить вряд ли удастся, мы дали медучилищу еще один шанс. Грамотно воспользоваться им они не смогли. Государственное задание по набору не выполнено: на первый курс училища в этом году зачислены 43 человека вместо положенных пятидесяти. Между тем, возможность присоединить медицинское училище к какому-либо соликамскому учебному учреждению упущена, так как лицензии уже получены и ни у одного из колледжей и техникумов нет права осуществлять обучение по медицинским специальностям.

Пути решения

На сегодняшний день агентство считает самым разумным выходом из ситуации объединение с Березниковским медучилищем.

— Соликамское медучилище — не единственное учебное заведение, претерпевающее реорганизацию. Через нее сейчас проходит множество учреждений начального и среднего профессионального образования. В Соликамске уже объединились художественное училище и педколледж, в состав политехнического техникума скоро вольются ПУ-64 и ПУ-73. Подобные процессы идут и в других территориях. Цифры говорят сами за себя: около половины образовательных учреждений в крае заполнены менее чем на 50%. Поэтому, чтобы сохранить квалифицированные кадры и иметь возможность достойно существовать, учебные заведения должны объединяться, — рассказывает Софья Федоровна. — После переноса учебного процесса в Березники, соликамские педагоги и студенты испытают минимум неудобств. Нуждающимся будет предоставлено общежитие. Для тех, кто решит ездить на учебу из Соликамска, будут организованы бесплатные автобусные рейсы до березниковского училища. Бесплатно доехать до места работы смогут и преподаватели, которые имеют возможность перейти в БМУ с сохранением учебной нагрузки и, следовательно, уровня заработной платы. Под сокращение попадут только дублирующие должности – руководитель, бухгалтерия, секретариат, обслуживающий персонал. В отношении них будут применены нормы трудового законодательства.

Также огромный плюс для студентов — наличие в БМУ столовой, спортивного зала и библиотеки, чего нет в соликамском училище. К тому же, в Березниках большее количество преподавателей имеют высшее образование и высшую квалификационную категорию, что позволяет говорить о более высоком уровне образования. Показатели трудоустройства выпускников березниковского училища тоже выше – 35% против 19%. Так что мотивы реорганизации очень понятные и прозрачные. Но последнее слово за коллективом медучилища. Если вы на собрании решаете, что для вас неприемлемо объединение с березниковскими коллегами, мы готовы перевести училище в статус филиала БМУ. Тогда все студенты доучатся в Соликамске. Но новые наборы производиться не будут, то есть количество студентов, а значит, и финансирование будет уменьшаться. Решайте сами.

В итоге

Решение о том, в каком виде продолжит свое существование соликамское медучилище,  будет принято на собрании его коллектива. В любом случае, статус самостоятельного учебного заведения СМУ потеряет. Вопрос лишь в том, будут ли соликамские медики ездить на учебу в Березники или продолжат обучение в филиале Березниковского медицинского училища.

Метки: молодые | Образование | Проблема | Резонанс