Главная Статьи Бизнес Утомленные солнцем
Утомленные солнцем Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: Руслан Валеев   
10.09.2010 15:22

Сломанное оборудование, прокисшие продукты, пустые торговые залы, обмороки у сотрудников — вот лишь некоторые последствия аномальной жары, которая накрыла Россию этим летом. Причем, одних природа безжалостно наказывала, а другим дарила клиентов. Спрос на некоторые товары и услуги вырос настолько, что россиянам пришлось вспомнить об очередях и дефиците.

Турбизнес

Жаркая погода подстегнула спрос на услуги турагентств. Дышится в Верхнекамье легче, чем в Москве, откуда люди пытались вырваться любыми правдами-неправдами. Но «охота к перемене мест» обуяла и местных жителей: этим летом турагентства заработали в полтора раза больше, чем год назад.

— В этом сезоне у нас на 30% больше клиентов, но я не думаю, что это — исключительно следствие жары. Общая экономическая ситуация улучшилась, покупательская способность населения подросла, и люди стали охотнее тратить деньги на отдых, — считает исполнительный директор сети турагентств «Планета» Галина Баранова (г. Березники).

Параллельно с продажами популярных туров растут и цены на них. И вот за это надо сказать спасибо москвичам и жителям центральных регионов. Они так активно раскупают путевки, что туроператоры безо всякой опаски переписывают ценники. Но туристов это не останавливает: глубина заказов путевок сегодня достигает октября-ноября.

— Пальму первенства по-прежнему удерживает Турция, — отмечает директор турагентства «Виктория» Любовь Ковязина (г. Соликамск). — Правда, жара и московский смог повлияли на выбор аэропорта: большинство клиентов стараются вылетать на отдых из Перми, несмотря на то, что тур при этом получается дороже. Еще два года назад до 70% туристов приобретали путевки с вылетом из Москвы, этим летом их стало вдвое меньше.

Товары для туризма, охоты, рыбалки

Из-за лесных пожаров, горящих торфяников, смога и нестерпимой жары спрос на охотничье снаряжение, амуницию и оружие практически сошел на нет. Зато значительно выросли продажи походной мебели, товаров для пляжного отдыха, кемпинга и походов. Предприниматели и их поставщики оказались не готовы к такому ажиотажу и вскоре столкнулись с проблемой дефицита.

— Обычно в августе эти товары потихоньку выводятся из ассортимента, уступая место охотничьему арсеналу. Но в этом году продажи увеличились на 25%, да и сезон из-за погоды был длинней обычного —  розница «выгребла» на складах оптовиков все остатки, — говорит директор магазина «РОСТ» Ангелина Никитина (г. Соликамск).

Кондиционеры

Пожалуй, больше всех жару любят продавцы вентиляторов и кондиционеров. Нынешнее лето стало для этой сферы поистине «золотым». Уже к середине июля самые ходовые позиции техники перешли в разряд дефицитных.

Компании, имеющие на складах кое-какие запасы, заморозили оптовые продажи, и товар «осел» в крупных городах. Торговля шла только в розницу. Причем, к пермским продавцам обращались даже москвичи.

— Мы отправляли партию кондиционеров московскому дистрибьютору, — вспоминает заместитель генерального директора компании «Технологии климата» Максим Ахвачёв (г. Пермь). — Покупатель, не торгуясь, выкупил оборудование по нашей, розничной, цене. Можно представить, сколько «накрутили» на них сверху, прежде чем продать конечному потребителю.

— Столицу «припекло» раньше, чем нас. Не успели мы сообразить, что к чему, как со складов пропали наиболее популярные бюджетные модели кондиционеров, — говорит руководитель сервисной службы компании «КлимАтис» Павел Бойко (г. Соликамск). — Сейчас очередь на Midea и Gree расписана до октября. К тому же из-за жары оборудование стало чаще ломаться. Объем ремонтных работ по сравнению с прошлым годом вырос раза в два.

Продукты

Для мороженщиков нынешний год задался изначально — с начала года спрос на их товар повысился на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, во втором квартале рост составил 15-20% против 10% в начале года. А в июле-августе, когда столбик термометра застрял на отметке в 30-350С, продажи ледяного лакомства по грубым подсчетам подскочили в пять раз. Правда, особой радости розничным магазинам это не прибавило: одним мороженым сыт не будешь, а по другим позициям они несут убытки.

— В жару падает спрос на крупы, кондитерку, чай и многие другие продукты питания. Да, продажи мороженого, пива и прохладительных напитков выросли процентов на 30, но это лишь 10% всего ассортимента, и они не могут в полной мере компенсировать все потери, — считает один из руководителей торговой фирмы «Катюша» Эдуард Иванов (г. Соликамск).

Проблемы возникали и со скоропортящимися товарами. Предназначенные для их транспортировки машины обычно оборудованы термосами, которые, в отличие от рефрижераторов, имеют свои температурные ограничения. В такой зной продукты едва не портились по пути. Да и в самих магазинах возникали сложности с техникой.

— В такую жару не выдерживает холодильное оборудование, — говорит собственник торговой сети «Престиж» Александр Данилюк (г. Березники). — приходится срочно покупать и устанавливать новые кондиционеры. С одной стороны, магазины зарабатывают на продаже мороженого, кваса, легкого алкоголя и пива. С другой — несут потери из-за «скоропорта» и замены оборудования. Нам пришлось пересмотреть свой ассортимент и уменьшить долю неликвида.

Косметика

Летом продавцы косметических товаров стараются делать упор на сезонные серии — солнцезащитные кремы, средства от комаров и т.д. В этом году продажи летних серий резко подскочили.

— По выручке у нас 10-процентное падение к прошлому году. Однако по некоторым позициям спрос был настолько высок, что очень скоро они оказались в дефиците. Виноваты в этом производители, которые не рассчитывали на такой рост продаж и не справились с объемами, — поясняет коммерческий директор сети магазинов «Матрона» Дмитрий Нецветаев (г. Пермь).

— На ура расходились средства от комаров. Обычно спрос на такую продукцию к августу уже угасает, но в этом году сезон длился значительно дольше. В итоге некоторые позиции у поставщиков закончились, — соглашается директор березниковского представительства компании «Стрекоза» Владимир Авхимович.

Аптеки

Продажи медикаментов, по признанию аптекарей, в этом году на 30% ниже прошлогодних показателей. Предприниматели зарабатывают в основном на жизненно необходимых препаратах для гипертоников, сердечников, астматиков. По остальным позициям торговля идет вяло, за исключением прохладительных напитков.

— Выручка сократилась, но нам удается компенсировать часть потерь за счет минеральной воды и соков. Недельные запасы сейчас раскупают за два дня, — говорит собственница «Аптеки на Клестовке»  Надежда Фокина (г. Соликамск). — Еще одна любопытная тенденция — в выходные аптека пустеет. Людям не хочется лишний раз выходить из дома: в аптеку забегают по пути на работу или с работы.

Одежда

Лето — традиционно «мертвый» сезон для магазинов одежды. Несмотря на общее «потепление» экономического климата, продажи в этом сегменте в лучшем случае догнали прошлогодний уровень.

Кроме того, аномально жаркая погода заставила продавцов продлить летний сезон. Дополнительных прибылей это не сулит: стоимость летних вещей не высока, а продажи более дорогой одежды, например, костюмов и плащей, из-за жары встали.

— В такую погоду люди охотнее тратят деньги на отдых, чем на одежду. Сезон отпусков всегда был периодом спада, этим летом выручка снизилась на 5-10% сильнее, чем обычно, — говорит директор магазина SELA Татьяна Леонтьева (г. Березники).

— Продажи начали расти только в конце августа, когда стало прохладней, — признается собственница магазина «Семейный» Оксана Вычурова (г. Соликамск). — Магазины, конечно, пытались привлекать клиентов — скидками или хотя бы наличием кондиционера. Кстати, это существенный плюс: у нас помещение прохладное, и люди порой заходили, чтобы просто освежиться, а заодно сделать покупку.

Продажа и ремонт автомобилей

По данным компании «Подборавто», 98% проданных этим летом машин были оснащены кондиционерами, в то время как до начала аномальной жары 37% покупателей готовы были сэкономить на этом оборудовании.

— Спрашивать о наличии кондиционера стали чаще, хотя это далеко не главный фактор при покупке автомобиля, — считает директор березниковского салона «Экс-Авто» Евгений Мезенцев. — Главное, чтобы машина была в наличии. Дефицит новых автомобилей, с которым мы столкнулись весной, сейчас постепенно «рассасывается». По сравнению с прошлым годом продажи поднялись на 70-80%.

Впрочем, погодные аномалии все же внесли некоторые коррективы в работу автосалонов, торгующих продукцией АвтоВАЗа. В августе из-за жары на неделю останавливался конвейер завода, в результате чего сроки поставок сместились.

— Из-за перерыва продажи в этом месяце сократились на 30%, — говорит коммерческий директор березниковского филиала компании «ДАВ-Авто» Павел Пивкин. Крупные автодилеры в больших городах не слишком страдают от таких сбоев. Для нас же последствия были существенными.

Обильную жатву собрали автомастерские: на жаре автомобили перегреваются и ломаются гораздо чаще.

— В массовом порядке летят ремни привода для кондиционеров, сами кондиционеры, системы охлаждения, радиаторы, термостаты, помпы и прочее, — рассказывает директор автоцентра «Avto Live» Алексей Кальчурин (г. Соликамск). — Прошлым летом мы зарабатывали в основном на битых машинах, каждый день в работе была одна — максимум две машины. В этом году мастерская принимает по 5-6 автомобилей каждый день — приходилось даже работать по записи, и очередь была расписана на две недели вперед.

Одежда

Лето — традиционно «мертвый» сезон для магазинов одежды. Несмотря на общее «потепление» экономического климата, продажи в этом сегменте в лучшем случае догнали прошлогодний уровень.

Кроме того, аномально жаркая погода заставила продавцов продлить летний сезон. Дополнительных прибылей это не сулит: стоимость летних вещей не высока, а продажи более дорогой одежды, например, костюмов и плащей, из-за жары встали.

— В такую погоду люди охотнее тратят деньги на отдых, чем на одежду. Сезон отпусков всегда был периодом спада, этим летом выручка снизилась на 5-10% сильнее, чем обычно, — говорит директор магазина SELA Татьяна Леонтьева (г. Березники).

— Продажи начали расти только в конце августа, когда стало прохладней, — признается собственница магазина «Семейный» Оксана Вычурова (г. Соликамск). — Магазины, конечно, пытались привлекать клиентов — скидками или хотя бы наличием кондиционера. Кстати, это существенный плюс: у нас помещение прохладное, и люди порой заходили, чтобы просто освежиться, а заодно сделать покупку.

Метки: Бизнес | Проблема | Реакция | Торговля