Главная Статьи Бизнес Ошибки мерчендайзинга
Ошибки мерчендайзинга Печать E-mail
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
23.06.2010 15:15

Мы все делаем ошибки. И многие ошибки — это результат невнимания к деталям. В потоке повседневных дел мы часто забываем посмотреть на магазин глазами наших потребителей.

Непродовольственный  ритейл, особенно торговля одеждой и обувью, страдает от ошибок мерчендайзинга чаще, чем продуктовые сети. Этих контролируют торговые представители поставщика, а за неправильную выкладку товара можно нарваться на штраф. «Вещевики» предоставлены сами себе, да и торговые площади зачастую не оставляют им простора для эксперимента. Но даже в таких условиях можно сделать свой магазин более понятным и удобным для потребителей и прибыльным для себя.

Нечетко обозначенный входа в магазин часто является проблемой для потребителей. Если у них возникают вопросы «Где вход?», «Открыт или закрыт магазин?», «Потянуть или толкнуть дверь?»,  «А чем вообще они торгуют?», велики шансы, что потребители вообще откажутся от попытки «проникнуть» в ваш магазин.

Совет: если наружная вывеска расположена параллельно основному потоку проходящих мимо магазина людей, стоит разместить  дополнительную вывеску перпендикулярно зданию на уровне глаз. Откройте двери, разместите манекены или цветы, которые обозначат вход в магазин. Если дверь закрыта (например, зимой), не забудьте повесить на дверь табличку «Заходите», а также сориентируйте, в какую сторону тянуть или толкать дверь.

Плохое освещение

Очень часто розничные торговцы используют только люминесцентное освещение. Оно применяется  для обеспечения видимости, задания общего тона и стиля всего помещения. Но существуют и другие типы освещения, которые нужно использовать в магазине.

Совет:  применяйте комбинированное освещение. Для общего освещения — люминесцентные лампы, для акцентного освещения — металлогалогеновые светильники. Акцентное освещение должно в 2-3 раза превышать общее освещение. Акцентное освещение используется для выделения товара из общей массы и привлечения внимания к отдельным деталям товара. Также комбинированное освещение делает атмосферу магазина более интересной.

Затруднен обзор торгового зала

Попадая в торговый зал, покупатели сначала хотят сориентироваться в пространстве магазина, где и что находится. Часто обзор затруднен высокими островными конструкциями и примерочными кабинами в центре зала.

Совет: оборудование должно располагаться по принципу амфитеатра (V-образно от центра к периметру зала), т.е. высокие конструкции должны располагаться возле стены, а более низкие в центре зала. Причем высота островных конструкций должна быть ниже уровня глаз посетителей. Это гарантирует хороший обзор торгового зала.

Узкие проходы

Слишком узкие проходы затрудняют не только перемещение по торговому залу, но и осмотр ассортимента магазина.

Совет: расширьте проходы (минимум до 120 см), даже если вам придется убрать часть ассортимента из торгового зала.  Это себя окупит и даже принесет дополнительную прибыль. Благодаря комфортной обстановке посетители проведут больше времени в магазине, увидят больше товара и, соответственно, совершат больше покупок.

Неуютные  примерочные

Маленькие размеры и плохой свет внутри. Грязные полы и коврики, ярлычки, ценники, булавки. Все это часто можно встретить на полу в примерочной кабине.

Совет:  минимальный размер примерочной кабины — 1000х1000 мм. Снаружи кабинка может служить фоном для манекенов, зеркал, выкладки товара и т.д. Но внутри это должна быть чистая, спокойная зона интимности и удобства. Это место, где покупатели принимают самое главное для Вас решение — покупать ли им ваш товар. Поэтому: большое зеркало, крючки для одежды, пуфик, на который можно положить вещи, чистый коврик — да! Склад товара, мусор, стоптанные туфли с хозяйской ноги (их часто предлагают клиенткам, чтоб примерять вещи «под каблук») — нет, нет и еще раз нет!

Неинформативная витрина

Очень часто ритейлеры вообще не обращают какого-либо внимания на оформление витрин. Хотя именно витрины создают первое впечатление о магазине и желание войти или не войти в него.

Совет:  проходя мимо витрин, потребители тратят на их осмотр от 3 до 5 секунд. За это короткое время они должны понять то сообщение, которое магазин до них хочет донести. Общайтесь со своими покупателями посредством витрин. Это хороший (и не обязательно дорогой) инструмент, используя который можно поздравить с праздниками, сообщить о модных тенденциях, о новых коллекциях вашего магазина.

Товар размещен очень  высоко или очень низко

Желая по максиму задействовать торговую площадь, розничные торговцы размещают товар либо слишком высоко для среднего человека, либо слишком низко, заставляя посетителей  делать глубокие поклоны.

Совет: верхний уровень вывески товара должен находиться не выше 190 см и не ниже 90 см для одежды и 60 см для обуви.

Трудно найти информацию о товаре

Выбрав понравившийся товар, покупатель желает узнать его цену, есть ли нужный размер, из чего он сделан и т.д. Многие ритейлеры упорно скрывают эту информацию. Прячут ценники внутрь изделия, заставляют узнавать информацию у продавцов.

Совет: Цена должна быть четко обозначена, хорошо видна и размещаться в одном и том же месте на всех изделиях. Ведь именно цена чаще всего служит критерием, на основании которого покупатель делает выбор. Таблички с информацией об однородных товарах должны иметь единый формат. Лучше всего использовать на вывесках как слова, так и визуальные символы.

Назойливая музыка

Нет ничего хуже, чем звуки коммерческих радиостанций, раздающиеся в торговом зале. Ваша задача — привлечь внимание посетителей к товару, болтовня диджеев отвлекает их.

Совет:  Звуковым фоном лучше пустить инструментальную, легкую музыку, без вокала. Также не стоит ставить альбомы конкретных исполнителей — можете не угадать вкусы ваших покупателей.

Неприятные запахи

Самая грубая ошибка – это наличие «съестных» или «табачных» запахов в магазине. Вот они-то точно распугают вам всех покупателей.

Совет:  Запаха либо не должно быть вовсе, либо он должен быть еле уловимым, тонко подобранным, из той категории, что нравится большинству: это может быть запах кофе, цитрусовых, лаванды или миндаля. Что-то такое, что поднимает настроение и пробуждает аппетит. Смотрите не переусердствуйте, чтобы клиенты не убежали от вас в ближайший ресторан.

Виталий СТЕПАНЕНКО, консультант по мерчендайзингу и проектированию магазинов
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , www.vvstepanenko.com

Метки: Магазин | Малый бизнес | Маркетинг | Мерчендайзинг | Технологии | Торговля