Безадресная помощь Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
12.10.2012 13:31

Власть предприняла очередную попытку наладить диалог с бизнесом — на этот раз не только с начинающим, но и с уже вполне состоявшимся, успеш­ным, но по-прежнему страдающим от целого комплекса проблем. Однако благие намерения чиновников не достигли цели, поскольку к обстоятель­ному диалогу они оказались не готовы. А бизнес в очередной раз сделал вывод, что разговоры с властью — пустая трата времени.

Помощь бизнесу МЫ К ВАМ ПРИЕХАЛИ НА ЧАС…

Неделю назад соликамский бизнес-инкубатор принимал гостей: с кратким (впослед­ствии выяснилось, что это не фигура речи) дружественным визитом в город приехали представители краевого мин­торга. Послушать их собрались местные предприниматели — и начинающие, из числа рези­дентов бизнес-инкубатора, и опытные, которые на своем веку повидали немало подоб­ных гастролей.

Поводом для визита ста­ло решение министерства от­крыть в Пермском крае не­скольких центров по развитию предпринимательства. ОАО «Пермский центр развития предпринимательства» высту­пил координатором проекта: теперь его сотрудники ездят по городам и весям нашего регио­на и проводят «вступительные» встречи.

Перед пермяками стоят две задачи: во-первых, изучить ре­альные потребности предпри­нимателей края на местах. Зная основные проблемы, уже на стадии старта можно заложить алгоритм действий всех сто­рон и направить работу центра в максимально эффективное для пользователей русло. А во-вторых, выбрать территории, где будут открыты пилотные центры по развитию предпри­нимательства. Соликамск во­шел в число претендентов — у нас подобный центр планиру­ется привязать к уже существу­ющей базе бизнес-инкубатора.

— Не думайте, что мы при­ехали «для галочки», — сразу же попыталась предупредить волну скепсиса доцент кафе­дры маркетинга ПГНИУ Оль­га Тимофеева. — Нам дей­ствительно важно получить от вас обратную связь, чтобы мы могли предложить за государ­ственные деньги именно тот комплекс услуг, который ре­ально вам нужен.

БОЛЬШОЙ ПОРТАЛ ДЛЯ МАЛЕНЬКОЙ КОМПАНИИ

К сегодняшнему дню сфор­мировалась целая инфраструк­тура поддержки предприни­мательства: партии и фонды, бизнес-инкубаторы и консульта­ции, общественные организации и госструктуры — все деклари­руют помощь малому бизнесу и многие оказывают действительно ощутимую поддержку. Но пред­принимателю, который занят в первую очередь своим бизнесом, очень сложно сориентироваться в этом многообразии, информа­ция о доступных видах помощи проходит мимо него.

Чтобы бизнесу было проще добыть нужные сведения, не­обходимо сконцентрировать в одном месте все форматы под­держки — нужен некий ресурс, куда предприниматель может об­ратиться с любой проблемой и по принципу единого окна получить помощь, информацию, деньги, консультацию и т.д. В таком клю­че рассуждают в минторге.

За первичной информацией предприниматели смогут обра­щаться в бесплатный круглосу­точный колл-центр или искать нужные сведения самостоятель­но на едином информационном портале. Более детальные кон­сультации они будут получать в центре компетенций, где рабо­тают самые востребованные биз­несом специалисты — юристы, бухгалтеры, налоговые консуль­танты, маркетологи. Предпола­гается, что сюда же можно будет обращаться за советами предпри­нимателей-практиков, которые будут делиться своим опытом в той или иной области. Все ответы будут публиковаться на портале и станут достоянием всего пред­принимательского сообщества:

— Такой механизм уже реа­лизован и вполне успешно дей­ствует на сайте http://g2b.perm.ru, — заметила Ольга Тимофее­ва. — На вопросы предпринима­телей отвечают приглашенные консультанты и чиновники крае­вой администрации. Специфика этой интернет-приемной в том, что вопрос висит на сайте три дня. Если в течение этого срока ответ не получен, или предпри­нимателя не устраивает качество ответа, вопрос автоматически пе­реадресуется вышестоящему чи­новнику. В период моей работы в правительстве два или три вопро­са дошли до губернатора. Можете себе представить, что случилось с цепочкой чиновников, вовремя не ответивших на вопрос.

В шести городах будут рабо­тать центры поддержки пред­принимательства (ЦПП), куда человек сможет прийти со своим вопросом. Кроме того, планиру­ется создать сеть мобильных тер­миналов, через которые можно будет задать вопрос и получить информацию, а также организо­вать мобильные ЦПП, которые будут ездить по отдаленным угол­кам региона, чтобы помощью смог воспользоваться любой предприниматель.

ДИАЛОГ НЕ УДАЛСЯ

После десятиминутной пре­зентации состоялись «прения»: представители минторга обрати­лись к соликамским предприни­мателям с просьбой — выбрать из предложенного списка самые важные для них направления поддержки. После первых же во­просов выяснилось, что бизнес­менов со стажем волнуют куда более серьезные вопросы, чем те, что обозначили чиновники, а львиная доля форм поддерж­ки адресована, скорее, начина­ющим предпринимателям, чем матерым бизнесменам. Но едва завязалась дискуссия, как гости, извинившись, откланялись — оказалось, что им нужно ехать на следующую встречу, в Берез­ники…

Виталий КАБАНОВ, владелец торгового дома «Баварский»

—Я не пойму главного: цель проекта какая — увеличить коли­чество бизнеса или его качество? На мой взгляд, все ориентиро­вано на увеличение численно­сти, на помощь начинающим предпринимателям. Для бизне­са состоявшегося в этом списке очень мало интересного и полез­ного — нам не надо объяснять, какую форму собственности вы­брать, как подать налоговую де­кларацию, мы давно научились пользоваться интернетом, нас не спасут микрокредиты. Вопросы, которые стоят перед крупным бизнесом, по большой части, касаются системных проблем. Их, к сожалению, невозможно решить даже на краевом уров­не. Получается, государствен­ная поддержка, деньги и услуги специалистов снова будет рас­пыляться среди новичков: они всплывут, получат какую-то по­мощь, чиновники поставят себе плюсик, но в девяти случаях из десяти такой бизнес идет ко дну, не дотянув и до двух лет.

Если бы власти действи­тельно хотели узнать мнение предпринимателей, надо было собрать большую аудиторию, раздать анкеты, подробно обо всем рассказать, устроить боль­шую пиар-кампанию, чтобы довести свои намерения до большого количества людей. А получилось, как всегда: собрали десять человек, полчаса погово­рили и уехали — и на основании пяти анкет будут городить оче­редной огород с многомиллион­ным бюджетом.

Это будет очередная неэф­фективная трата денег нало­гоплательщиков. И для пред­принимателей, у которых уже какой-то бизнес есть, все попыт­ки власти протянуть руку помо­щи продолжают носить деклара­тивный характер.

Олег АРТЕМЬЕВ, директор ООО «Эколог-Групп»

Я посмотрел сайты, о ко­торых шла речь на встрече — в принципе, там есть кое-что, что может быть интересно действу­ющему бизнесу. Но насколько новый проект сохранит эту на­правленность — большой во­прос.

Вообще перекосы в сторону поддержки начинающего биз­неса есть, и мне это тоже непо­нятно. Я помню встречу, которая состоялась несколько месяцев назад и на которой присутство­вала вся администрация — от замглавы до начальников отде­лов. Обсуждали перспективы создания предприятия по про­изводству ПЭТ-бутылки. На деле оказалось, человек хочет поставить гараж, где собирается штамповать бутылку из полиэ­тиленовых отходов. Кстати, на­сколько мне известно, из этой затеи так ничего и не вышло.

Когда мне говорят, что вот — опытные предприниматели будут консультировать начинаю­щих, давать советы — ну наивно на это рассчитывать. Я столько лет этим занимаюсь, и зачем я буду рассказывать кому-то то, до чего сам дошел, своими шишка­ми?

Главная проблема для меня сегодня — кадры. Даже на нор­мальную зарплату нельзя най­ти профессионала, потому что система профобразования полностью разрушена. Если не­возможно восстановить ПТУ, давайте создавать какую-то альтернативу: краткосрочные курсы, на базе того же бизнес-инкубатора, чтобы можно было быстро обучить работников.

В общем, попытку номер… (уж и не счесть, сколько их было) можно считать неудав­шейся. Диалога не получилось — власть по-прежнему говорит на своем языке, а у бизнеса так и не возникло желания этот язык изучать. ПЦРП, кстати, мог бы стать в этой схеме «переводчи­ком»… Вот только строитель­ство глобальных конструкций к этому никакого отношения не имеет. Для «переводчика» глав­ное — мобильность и умение мгновенно ориентироваться в ситуации. А в этом никакой колл-центр и личный кабинет не помогут.

Показательным в этом смыс­ле оказался диалог Виталия Ка­банова и Ольги Тимофеевой:

— Какие конкретные про­блемы вы можете решить? — спросил докладчицу предпри­ниматель. — Можете, например, выйти на РЭК с вопросом о сни­жении платы за электроэнергию для предпринимателей? Почему промышленные предприятия получают энергию по льготной цене, а малый бизнес платит по самому высокому тарифу «про­чие потребители»?

— Пришлите свой вопрос на мой электронный адрес, а я за­дам от вашего имени этот вопрос на g2b, — предложила Ольга Ти­мофеева. — Посмотрим, что от­ветят нам чиновники, и подума­ем, что мы можем сделать.

Этот разговор состоялся в четверг, 20 сентября. Письмо с вопросом было отправлено в тот же день. Во вторник 2 октября, когда этот материал уходил в печать, вопрос на сайте так и не появился…

Любовь КУЗНЕЦОВА, заместитель генерального директора ОАО «Пермский центр развития предприни­мательства»

— Я не согласна с тем, что мы помогаем лишь начи­нающим предпринимателям. Например, финансовая по­мощь рассчитана не только на микробизнес. У нас есть воз­можность помогать и более существенными суммами и на очень выгодных условиях. К примеру, бизнес интересу­ют займы в размере до 1 млн рублей? ПЦРП дает микро­займы до миллиона рублей на год под 8,25% годовых. За­явку можно оставить на сайте http://pcrp.ru. А вам известно, что Пермский гарантийный фонд имеет договоры с 28 банками, которые дают кре­диты бизнесу под льготный процент и под гарантию ПГФ? Если у вас недостаточно зало­га, вы пользуетесь гарантией фонда и получаете деньги на выгодных для вас условиях — до 10 миллионов под 10% на три года. Есть государствен­ные деньги, которые не нахо­дят своих получателей, пото­му что бизнес просто не знает о том, что у него есть возмож­ность их получить.