Понаехали и платят Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
05.09.2012 15:14

О туристической привлекательности Пермского края твердят постоянно и на всех уровнях. Как и о том, что внутренний туризм из хобби энту­зиастов вполне может превратиться в доходную от­расль экономики. Те, кто родился и вырос на Урале, и правда не видят ничего сложного в том, чтобы за­рабатывать на туристах: катамаран, палатки, рюкза­ки — вот и все капиталовложения. А в горные похо­ды и на сплавы у нас берут даже младенцев, чтобы те «с молоком матери» впитывали все туристиче­ские премудрости.

Понаехали и платят Но каким видят этот бизнес кли­енты — те самые «приезжие» и «состоятельные», о которых так мечтают местные турфирмы? На этот вопрос «Делу» ответили молодые предпринимате­ли из Москвы и Киева, которые совсем недавно вер­нулись из горного похода на север Пермского края.

— Первый вопрос: что вас сю­да привело? Почему вы реши­ли провести свой отпуск не где- нибудь в Европе или в жарких странах, а приехали на Север­ный Урал?

Артур Оруджалиев (г. Киев), владелец и главный редактор AIN.UA – популярного украинско­го проекта об интернет-бизнесе:

—Я уже бывал на Урале. Впер­вые попал сюда два года назад — пригласили друзья, я приехал. Тогда тоже был поход и сплав. И впечатления очень мощные оста­лись. Я понял, что меня сюда тя­нет, я хочу испытать это снова.

Дмитрий Коваленко (г. Киев), фотограф, вместе с женой Аленой создали портретную фо­тостудию FOTOKO, занимаются портретной и семейной фото­съемкой:

— Урал — это бренд. Есть на карте России несколько таких знаковых точек — Байкал, Ка­релия, Камчатка… Даже если ты никогда в жизни там не бывал, ты уверен, что это феноменаль­ные места. И ты едешь просто для того, чтобы увидеть их свои­ми глазами. Эту территорию не зря называют «местом силы». За восемь дней у меня произошел качественный Reset жизни, по­чистились мысли, проверились приоритеты, цели и отношения ко многим вещам. Можно под­ниматься в гору, идти по лесу, сплавляться по реке и ловить себя на мысли о том, что последние 20-30 минут ты вообще ни о чем не думал. На такой чистый фон прекрасно ложатся новые мысли и понимания.

— Интересно, насколько ваши ожидания совпали с действи­тельностью?

Игорь Лубневский (г. Москва), владелец интернет-магазина по продаже женского белья и ку­пальников Victoria's Secret VS4U. RU:

— Я представлял, что будут какие-то дикие места, что будет тяжело физически. В этом смысле ожидания оправдались на все сто. Мы несколько дней шли по та­кой глухомани: заблудиться — раз плюнуть. Хотя, это не сразу осоз­наешь: ты идешь в группе, у тебя есть опытный проводник… Толь­ко потом, задним умом понима­ешь, что вообще-то ты в тайге, где на многие километры вокруг ни одной живой души. Вот тогда становится жутковато.

— Вы трое — люди с предпри­нимательской жилкой. Если бы вы оценивали перспекти­вы бизнеса в сфере активно­го туризма, на что в первую очередь обратили внимание?

Артур Оруджалиев:

— Если говорить о туризме как о бизнесе, то, на мой взгляд, профессионально этим здесь мало кто занимается. Да, есть люди и даже целые компании, которые водят группы, организу­ют походы и сплавы. У них есть какое-то оборудование, снаря­жение, транспорт. И все вроде бы нормально. Но всегда есть шанс, что что-то пойдет не так.

Кто-то при подъеме на гору упал и сломал ногу, у кто-то пи­щевое отравление, у кого-то при­ступ аппендицита… Да мало ли что может произойти? При этом людей заводят в такие места, от­куда быстро не выбраться. Связи там тоже нет. Случись что-то се­рьезное — и бизнесу хана. Вот эти риски, как мне показалось, учте­ны очень приблизительно.

В нынешнем варианте цена входа в такой бизнес невелика. Это делает его привлекатель­ным для начинающих предпри­нимателей. Туристов, которым нравится экстремальный отдых, наверное, тоже все устраивает — эти люди знают, на что идут. Но если рассматривать такую услугу как коммерческий проект, то в первую очередь я бы задумался о том, как обеспечить безопас­ность.

— Во время вашего похода возникали ситуации, когда вам действительно могла по­надобиться помощь?

Игорь Лубневский:

— Вообще-то вариантов была масса. При том же подъеме на гору. В принципе, Пендыш — гора не сложная, 1000 метров всего. Но это очень далеко. От Красновишерска до места, где мы разбили лагерь, мы добира­лись часов пять. Потом еще часа полтора-два шли до подножия горы по бурелому, натурально прокладывая себе дорогу. По­сле такого пути эта 1000 метров подъема уже не кажется легкой прогулкой. К тому же шел дождь. Камни были скользкие… Я не раз ловил себя на мысли, что, знай я заранее, сколько придется пройти, я бы, наверное, засомне­вался в своих силах. Вообще, не­определенность напрягает: ты не знаешь, сколько придется идти — час или четыре.

Дмитрий Коваленко:

— К нам в лагерь из леса вы­шел лосенок. Мы же все — город­ские жители, диких животных только по телевизору видим… Давай его прикармливать, солью угощать, фотографировать и все такое. Когда наш проводник это увидел, матерился страшно — сказал, наше счастье, что лосе­нок, по всей видимости, оказался сиротой. Оказывается, лосиха, которая защищает своего малы­ша, даже опаснее, чем медведь. Хотя сейчас этот эпизод вспоми­нается, как забавное приключе­ние.

Артур Оруджалиев:

— Ну да, приколов было до­статочно. Ну вот, например: дож­ди размыли дорогу, и до Ваи, где нас должна была ждать вахтовка, мы добрались с большим опоз­данием. Нас никто не встретил. Мобильной связи там нет, спут­никового телефона у нас тоже не было. В деревне есть таксофон, но нет карточек. Карточки мож­но купить на почте, но она рабо­тает два дня в неделю…

— Какие рекомендации вы, как потребители услуги, може­те дать людям, которые хотят делать бизнес на активном ту­ризме?

Дмитрий Коваленко:

— Давать клиентам больше информации. Я — не опытный турист. Поэтому я хочу, чтобы меня заранее предупредили о том, что меня ждет. Я хочу, что­бы мне выслали список вещей и экипировки, которые могут при­годиться. Понадобятся ли мне в походе резиновые сапоги или не­промокаемая накидка от дождя. Хочу, чтобы мне предварительно рассказали маршрут и объясни­ли его сложность. Какой-то ин­структаж провели — что можно, чего нельзя.

Артур Оруджалиев:

— Обязательно решать все финансовые вопросы «на бере­гу». Урал-Уралом, но мир боль­шой, и люди за свои деньги могут поехать куда угодно. Когда тебе дают в аренду штопаную палатку за сумму, равную половине стои­мости новой палатки, появляется ощущение, что тебя надули. Луч­ше показать клиенту абсолютно все свои затраты и сказать: «Вот столько стоит организовать по­ход. Наша комиссия от этой сум­мы составляет столько-то».

Игорь Лубневский:

— Говорят, удовольствие от путешествия человек получает трижды: первый раз в процес­се путешествия, второй — когда рассказывает о нем друзьям, и третий — когда вспоминает, как это было. Надо продавать людям «упакованные», готовые к упо­треблению впечатления. Сделай­те качественный фотоальбом или фильм о походе. Люди готовы за это платить.

— Где лучше искать клиентов, чем их привлекать?

Артур Оруджалиев:

— На приезжих можно зара­ботать больше, поэтому задача как раз в том, чтобы привле­кать сюда иногородних тури­стов. Есть две категории клиен­тов — те, кто конкретно это ищет, и те, кто даже не подозревает, что ему это может быть интересно. На первых работает контекстная реклама в интернете. Вторым ну­жен долгосрочный маркетинг — сайт, публикации на популярных интернет-площадках, участие в тематических форумах, работа с сообществами, активность в со­циальных сетях.

Игорь Лубневский:

— А я подумал, что поход мо­жет быть упаковкой для других мероприятий — например, для корпоративного тим-билдинга. Вообще, может быть, есть смысл ориентировать бизнес на работу с корпоративными клиентами?

Дмитрий Коваленко:

— Еще одна идея. Что если устраивать походы в формате те­матического квеста? Группа вы­полняет какое-то задание или ряд заданий. Такой уральский «форт Байярд» — это может быть интереснее, чем простое пере­мещение из пункта А в пункт Б и обратно.