Собеседование с детектором лжи Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
29.06.2012 14:16

«Дело» продолжает зна­комить читателей с ре­зидентами бизнес-инку­батора «Верхнекамье». Герой нашей сегодняш­ней публикации — ди­ректор охранной орга­низации «Норд-Пост» Владимир МАРУШЕВ­СКИЙ.

Владимир МАРУШЕВСКИЙ Принимая на работу нового сотрудника, работодатель хочет знать, насколько он надежен. Никому не нужны в кол­лективе наркоманы, хронические алкоголики или азартные игро­ки. Нечистым на руку работникам опасно доверять деньги и важные документы. Люди, склонные к агрессии, не должны работать там, где требуется высокая устойчивость к стрессам… Кадровая ошибка мо­жет стоить бизнесу очень дорого.

За 25 лет службы в милиции, откуда Марушевский вышел в от­ставку в должности заместителя начальника Соликамского УВД, он усвоил правило: предотвратить преступление легче, чем расследо­вать. В своем охранном агентстве он сделал ставку на профилактику. По­этому наряду с традиционными ус­лугами по охране объектов «Норд-Пост» стал развивать направление совершенно новое для Соликамска и всего региона — исследования персонала на полиграфе.

Положительный эффект от ис­пользования детектора лжи столь велик, что многие предприятия ста­ли внедрять такие проверки в свою повседневную деятельность. Осо­бенно эффективен этот метод там, где безопасность и успешность ра­боты предприятия зависит от пре­словутого «человеческого фактора».

Полиграф используют для про­ведения скрининговых (от англ. screening – просеивать) проверок персонала. Исследование кандида­та на вакантную должность позво­ляет оценить его компетентность и выяснить намеренно скрываемую информацию, например, совершал ли кандидат хищения на преж­них местах работы, не подделывал ли документы, не участвовал ли в финансовых махинациях и т.п. Периодические проверки уже ра­ботающих сотрудников помогают оценить степень их лояльности к бизнесу и выявить возможные про­блемы в коллективе. Кроме того, полиграф применяют, если на фир­ме произошла кража, чтобы опера­тивно найти виновного.

— В охранном бизнесе поли­граф применяется давно, — го­ворит Владимир Марушевский. — Человек, которому дают в руки оружие, должен быть абсолютно адекватен. Этот метод широко ис­пользуется в банковской сфере и в торговых компаниях — там, где сотрудники имеют доступ к ма­териальным ценностям. Транс­портные предприятия проверяют водителей, чтобы выявить людей, относящихся к группе риска. К услугам полиграфолога прибега­ют кадровые службы при подборе персонала, крупные супермаркеты при хищениях или мошенничестве, мелкие фирмы для расследования всякого рода происшествий.

Приведу пример, который хо­рошо описывает цели применения полиграфа. В небольшой компа­нии из кабинета бухгалтера пропа­ла большая сумма наличных денег. Попытка провести собственное расследование успеха не принесла. Напротив, атмосфера в коллективе накалилась до предела: все подо­зревали друг друга. И когда соб­ственник пригласил специалиста-полиграфолога, его ждали почти как избавителя. Во время обсле­дования был выявлен один чело­век, который оказался причастен к исчезновению денег. В результате деньги удалось вернуть, сотрудни­ка, совершившего кражу, выгнали с позором, а невиновность осталь­ных была доказана.

Часто полиграф бывает един­ственным способом решения про­блем на фирме. Сотрудник, зная, что такого рода проверки идут на предприятии, тысячу раз подума­ет, прежде чем что-то совершить. Один из наших клиентов еже­месячно из-за краж терял товара на $8-10 тысяч. После тотальной проверки персонала на полиграфе растраты прекратились полностью, при этом ни одного человека не уволили.

С помощью полиграфа мож­но «просеивать» тех, кто работает с детьми, выявляя садистов и пе­дофилов, выявлять у подростков зависимость от наркотиков или проверять призывников на пред­мет суицидальных наклонностей. То есть, потенциально спрос на эту услугу — громадный. Но, как любую новацию, встретили ее на­стороженно. Так что первой нашей проблемой стало вовсе не приобре­тение аппаратуры и обучение спе­циалиста-полиграфолога.

Как убедить клиента попробо­вать? Вот какую задачу приходится нам решать в настоящее время. В учебниках и книгах по маркетин­гу такие случаи описывают редко. Методы, с помощью которых про­двигают товары и менее специфи­ческие услуги, в нашем случае не годятся. Речь ведь идет о безопасно­сти бизнеса, а наши исследования так или иначе имеют отношение к коммерческой тайне.

В итоге все упирается в нашу ре­путацию. Рекламировать себя через интернет и в прессе, конечно, мож­но, но солидную клиентуру так не привлечешь — она судит по успеш­ным делам и обращается к специ­алисту по рекомендации. В общем, мы настраиваемся на упорную и длительную работу. Немалую под­держку в нашем начинании оказы­вает бизнес-инкубатор.

Мы выходим на первых лиц компаний, проводим для них те­стовые исследования, чтобы про­демонстрировать возможности метода. Ищем клиентов не только в Соликамске, но и за его предела­ми. У нас уже есть успешный опыт работы в Челябинской области, в Краснодарском крае. Кроме про­верки на полиграфе мы оказываем содействие в проведении внутрен­него расследования, при необходи­мости подключаем своего детекти­ва. Всех клиентов, с кем мы успели посотрудничать, мы просим по­делиться впечатлениями. Для по­тенциальных заказчиков их отзывы служат лучшим доказательством нашей компетентности и эффек­тивности наших услуг.

Международная статистика говорит, что из 100 обследований на полиграфе в частных структурах 75 приходится на вновь поступающих на работу, 20 — повторные проверки и 5 — проведение служебных расследований. В России эти цифры выстраиваются в обратном порядке: в нашей стране бизнесмены реально задумываются о безопасности своего бизнеса лишь при наступлении нежелательных последствий.