Сервис на обочине Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Наталья Литке   
26.03.2012 14:22

Предприниматели Пермского края, желающие наладить свой бизнес в сфере придорожного сервиса, смогут получить помощь от муниципалитетов в рамках нового краевого проекта.

В Пермском крае 27,9 тыс. км автодорог, в том числе416 кмфедеральных трасс с интенсивным грузо- и пассажиропотоком. Количество транспорта в регионе за последние 20 лет увеличилось в 6-7 раз и достигло уровня 200 автомобилей на 1000 жителей. Придорожная инфраструктура не поспевает за растущими потребностями автомобилистов — на дорогах не хватает кафе, шиномонтажек и СТО, гостиниц, магазинов, паркингов. К тому же развивается эта сфера стихийно и неравномерно: чем дальше от крупных населенных пунктов, тем хуже обстоят дела с обслуживанием. Чтобы переломить ситуацию, минторг края запустил проект «Придорожный сервис».

Чего хотят власти?

Проект предусматривает полный комплекс мероприятий: от поиска потенциальных инвесторов до строительства объектов инфраструктуры. Поучаствовать в проекте могут предприниматели из любого населенного краевого пункта, а новые объекты придорожного сервиса должны появиться на трассах регионального и федерального значения.

Чиновники уже начали составлять карту, на которую нанесут действующие заправки, гостиницы, автосервисы и точки общественного питания. После этого, по словам и.о. министра развития торговли и предпринимательства Константина Пьянкова, реальную карту сопоставят с «идеальной моделью», где необходимое количество придорожных сервисов рассчитывается исходя из числа проживающих в каждом муниципалитете человек. Это позволит выявить «белые пятна» и определить потребность территорий в развитии того или иного бизнеса.

Конечным результатом проекта (временные рамки которого, кстати, не обозначены) должна стать развитая инфраструктура придорожного сервиса в регионе.

На что рассчитывать бизнесу?

Предполагается, что минторг совместно с администрациями муниципальных районов помогут предпринимателям, открывающим новые объекты придорожного сервиса, в устранении препонов на пути развития придорожного бизнеса (проблемы землеотвода, оформление права собственности на землю и прочее). Надеяться на материальную помощь предпринимателям не стоит: проект не предусматривает бюджетного финансирования. Впрочем, предприниматели рады и такой поддержке: до сих пор регистрация придорожного объекта на законных основаниях требовала от них поистине титанических усилий.

— Мы регулярно проводим опросы среди посетителей. Все хвалят нашу кухню, приемлемые цены, чистоту, — делится владелец придорожного комплекса на трассе в Красновишерск Виктор Казанцев. — Единственное неудобство — маленькая парковка. Дальнобойщики жалуются: большегрузную машину сложно припарковать. Мы пытались получить разрешение на строительство более комфортной стоянки, больше года ходили по инстанциям, но решить проблему так и не смогли. От отчаяния я даже думал продать кафе вместе с полностью отстроенной гостиницей. Но жаль вложенных сил. И водители к нам привыкли — не хочется людей подводить. Сейчас работаем на грани рентабельности. Надеюсь, запуск проекта «Придорожный сервис» поможет сдвинуть с мертвой точки процесс подписания необходимых документов. Тогда можно будет подумать о дальнейшем развитии — отделку гостиницы завершим.

— Придорожный сервис — выгодный бизнес и фактически незанятая ниша. Пусть наш город и называют «тупиком», через него проходит достаточно большой транспортный поток. Хотя я, например, «на дорогу» пока не выхожу, — комментирует начинания краевых властей руководитель фирмы «Автолюкс» Леонид Гаричев. — Попытки такие были, но количество требований и необходимых согласований показалось чрезмерным. Предприниматели привыкли взвешивать не только материальные затраты, но и количество препятствий на пути к новому начинанию. Они рассуждают так: «Пока есть работа в городе, будем зарабатывать здесь». Если краевой проект будет реализован, он откроет бизнесу путь на новый рынок. Это принесет пользу всем: предпринимателям, властям, туристам, водителям.

Кстати

«Дело» будет следить за реализацией проекта «Придорожный сервис» в Соликамске. Мы уже направили соответствующие запросы в администрацию Соликамска и Министерство транспорта Пермского края. По мере поступления данных, мы будем делиться с вами информацией.

Проблемы придорожного сервиса стали ключевой темой международного форума «Дороги и придорожный сервис в России и СНГ», который прошел в Москве в конце февраля.

Участники обсуждали перспективы строительства многофункциональных зон сервиса (МФЗ) на главных автомагистралях страны. Эти крупные объекты будут включать в себя все виды услуг, которые нужны в пути. На МФЗ обязательно должна присутствовать охраняемая стоянка для не менее чем 30 грузовых автомобилей. Также должны быть стоянки для легковых автомобилей и для кемперов. Водителям должна быть обеспечена возможность получить горячее питание. Разумеется, на МФЗ должны иметься и пункт медпомощи, и магазин, и мотель, и телефон, и мусоросборники, а также прачечные и душевые. Кроме того, на территории планируется обустроить доступ в интернет посредством wi-fi. Все объекты должны быть доступны для людей с ограниченными возможностями.

МФЗ будут располагаться примерно на расстоянии 90-100 кмдруг от друга. В Европе подобные объекты встречаются через каждые 25-30 км. Зоны планируется сделать «зеркальными», то есть они будут располагаться слева и справа от дороги, чтобы исключить необходимость левого поворота.

Открытые аукционы на право создания таких зон уже объявлены. Первые МФЗ должны появиться уже в этом году, а к 2015-му г. 80-90% сети на российских дорогах будет создана. В настоящий момент такими проектами занимаются компании BP и «Роснефть».