Нереальный формат. Рынки выживают. Выживут ли они? Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
27.12.2011 10:26

В сентябре нынешнего года вновь зазвучали утихшие было «за давностию лет» разговоры о том, что универсальным розничным рынкам в их нынешнем виде вот-вот придет полный конец. Потом большинство регионов в очередной раз изучило состояние этого сегмента — и в буквальном смысле прослезилось.

Потому что как три года назад никто не был готов к вступлению в силу пунктов 3 и 4 статьи 24 271-ФЗ, так и сегодня ситуация не изменилась…

Закон гласит:

«С 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается».

(п. 3. ст. 24, Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»)

«Требования, установленные частями 2 и 3 настоящей статьи в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, применяются с 1 января 2015 года, а требования, установленные частями 2 и 3 настоящей статьи в отношении иных розничных рынков, находящихся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации, — с 1 января 2012 года».

(п. 4. ст. 24, Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»)

Но факты — упрямая вещь…

Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края

Официальные данные:

По информации, собранной на начало октября нынешнего года, на территории Пермского края только около 15% розничных рынков функционируют в капитальных зданиях и строениях. Не только в удаленных от «центра» территориях, но и непосредственно в столице региона «деятельность на рынках осуществляется во временных строениях и сооружениях. Работы по проектированию и строительству не начинаются по разным причинам».

Екатерина Моргутова, заведующий сектором потребительского рынка Управления экономической политики администрации Соликамска:

— В 2009 году администрация собирала подробные сведения о том, какие капитальные работы компании, управляющие действующими в Соликамске рынками, намерены выполнить в рамках исполнения 271-го федерального закона. Требования в этом документе прописаны очень жестко. И речи не идет о том, чтобы «сделать по мере возможности» или «сделать частично» — постановка задачи вполне конкретная: «вы обязаны». Так вот, на тот момент мы получили от управляющих компаний не просто мысли на перспективу, а реальные проекты модернизации торговых площадей, согласованные во всех инстанциях. То есть дело должно было сдвинуться… Но вступление статьи закона в силу отложили — и проекты в итоге так и остались на бумаге.

Максим Оглоблин, управляющий универсальным розничным рынком (г. Березники):

— С точки зрения требований «капитальной» статьи закона, наше исполнение можно оценивать … в ноль процентов. За все это время мы не построили ни единого нового капитального строения, все, что было сделано — приведены в адекватное состояние уже имевшиеся в наличии крытые павильоны, а также установлены крытые ряды для продавцов непродовольственных товаров. Но это — не капитальное строение, и оно не соответствует предъявляемым 271-ФЗ требованиям.

Картинка рисуется грустная. Фактически — саботаж требований федерального законодательства, о которых давным-давно известно не только рынкам, но и основной группе рыночных потребителей. А на самом деле…

Екатерина Моргутова, заведующий сектором потребительского рынка Управления экономической политики администрации Соликамска:

— На сегодняшний день у всех наших рынков (за исключением, пожалуй, одного) земля находится не в собственности, а в аренде. И это как раз и становится самой большой проблемой, когда речь заходит о модернизации, которой требует закон. Бизнесу не слишком-то интересно вкладывать огромные средства фактически в чужую собственность.  

С другой стороны, наличие права собственности на рыночную землю — это далеко не стимул для капитальной реформации торговых площадей. Просто потому, что это очень дорого.

Максим Оглоблин, управляющий универсальным розничным рынком (г. Березники):

— Требования к универсальным рынкам, которые прописаны в этом федеральном законе, намного жестче, чем требования к рынкам специализированным. Но при этом закон не предусматривает ни увеличения сроков аренды земельных участков для управляющих рынками компаний, ни каких-то других послаблений или льгот.

Арендаторы мест на рынке — это, как правило, очень маленькие «бизнес-единицы», у которых относительно немного денег. То есть сколько бы мы ни вкладывались в модернизацию и прочие капитальные работы, серьезно повысить арендную плату, чтобы как-то «отбить» эти расходы, мы не сможем по, так сказать, техническим причинам. Допустим, за последние пару лет для тех наших арендаторов, которые торгуют непродовольственными товарами, арендную плату мы подняли всего на 5%. Торговые центры могут позволить себе намного больше…

Татьяна Бычина, главный бухгалтер ООО «Титан» (рынок на Клестовке,г. Соликамск):

— Закон выдвигает очень жесткие требования к универсальным рынкам, выполнить которые очень сложно и, главное, затратно — неважно, собственник ты или арендатор. Даже строительство относительно небольшого объекта — это весьма приличная сумма, которая нужна на подготовку проекта, на собственно строительство… Понадобится не год и не два, чтобы эти вложения окупились, потому что основной контингент (я бы сказала — 97% наших арендаторов) — это индивидуальные предприниматели, хозяева одной, максимум двух точек. Повышение аренды с нашей стороны приведет их к закрытию.

Закон суров. И если в положенные сроки розничные рынки не выполнят требования федерального закона, им придется закрываться. Понятно, что такой ход придется по нраву далеко не всем потребителям… Но гораздо большие проблемы возникнут при этом у властей муниципалитетов и регионов, одна из основных задач которых — блюсти стабильность на подотчетной территории. Просто об этом пока не все задумываются.

Екатерина Моргутова, заведующий сектором потребительского рынка Управления экономической политики администрации Соликамска:

— …Если рынки не выполнят требования закона, к ним будут применены прописанные на такой случай карательные санкции. Повлечет ли это за собой некие социальные проблемы? Сегодня у рынков, безусловно, есть свой потребитель. Но какая именно часть населения предпочитает их магазинам, я сказать не могу — администрация не проводит подобных мониторингов. Другой вопрос, что сегодня в Соликамске достаточно магазинов всех форматов, которые в той или иной степени оттягивают на себя часть того потребительского потока, который раньше уверенно шел именно на рынки. Самый большой процент «отнимают» сетевые магазины, которые, как минимум, предлагают больший уровень комфорта (хотя бы относительную шаговую доступность).

Максим Оглоблин, управляющий универсальным розничным рынком (г. Березники):

— Магазины — это наши конкуренты. И им, пожалуй, было бы выгодно, чтобы как можно большее число универсальных рынков попали под статью №271-ФЗ. Однако есть в этой ситуации и свое «но». На сегодняшний день количество арендаторов торговых мест на нашем рынке достигает примерно трех сотен. Подавляющее большинство из них пришли к нам как раз потому, что не могут оплачивать аренду в торговых центрах и крупных магазинах. Если, условно говоря, завтра наш рынок закроют в связи с неисполнением в срок требований статьи 24     271-ФЗ, произойдет резкое сокращение рабочих мест. И вот это действительно может создать серьезную социальную напряженность.

Так что же, выхода нет совсем? Не факт. Самый простой путь буквально лежит на поверхности. Вот только «самый простой» — не означает «самый подходящий».

Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края

Официальные данные:

— Одним из выходов может стать продление договоров аренды земельных участков на более долгие сроки. Еще один вариант — рынок, как торговая единица может быть заменен ярмаркой.

Екатерина Моргутова, заведующий сектором потребительского рынка Управления экономической политики администрации Соликамска:

— В прошлом году мы обсуждали с управляющими нашими рынками их перспективы в свете 271-ФЗ. Идеального решения, надо сказать, так и не нашли. Вроде бы можно было бы избежать жестких требования закона за счет смены статуса — уйти от рынка, стать ярмаркой… Но на деле это не лучший выход, потому что «облегченный» статус уменьшает и количество возможностей этого бизнеса, и количество полномочий управляющей компании.

Татьяна Бычина, главный бухгалтер ООО «Титан» (рынок на Клестовке, г. Соликамск):

— Ярмаркой, конечно, стать проще. Мы этот вопрос прорабатывали. Но мы все же предпочтем остаться рынком. Просто в том и в другом «звании» есть свои нюансы, и пока то, чем мы станем, превратившись в ярмарку, нас не слишком устраивает.

А в общем, всем уже окончательно ясно: по одиночке ни один регион имеющуюся проблему не решит. На федеральном уровне модернизацию инициировали, на федеральном уровне ее надо и тормозить.

Проблема, как она есть:

Последствия, которых ожидают:

Кардинальное решение проблемы:

            «Малым сельхозпроизводителям негде будет сбывать свою продукцию, что приведет к отказу от фермерства. Этот закон работает в интересах торговых сетей, которым выгодно иметь дело не с местными производителями, а с крупными транснациональными компаниями, как правило, производящими дешевые геномодифицированные продукты».

Возведение капитальных сооружений и последующий рост их эксплутационных расходов вновь увеличивают стоимость услуг, что неминуемо повлечет за собой сокращение рабочих мест и рост цен на продукты питания.

 

Направить обращение в адрес органов государственной власти Российской Федерации для принятия решения об исключении норм, установленных ч. 3 и ч. 4 ст. 24 Федерального закона № 271-ФЗ: «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Президент Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, член ОП Хайдар Халиуллин на сентябрьской Межрегиональной конференции «Проблемы и перспективы развития розничных рынков России в 2012-2015 гг.»

 

 

Неравные конкурентные условия, чрезмерно жесткие меры наказания приведут к закрытию «цивилизованных рынков» и возвращению такого явления, как «рынки стихийные».

Решение представителей власти, бизнеса и общественных организаций более 30 городов из 17 субъектов РФ по итогам сентябрьской Межрегиональной конференции.

Екатерина Моргутова, заведующий сектором потребительского рынка Управления экономической политики администрации Соликамска:

— Что касается очередного переноса сроков вступления в силу этой злополучной 24-й статьи, то, я думаю, это не более чем попытка оттянуть неизбежное, потому что ни через год, ни через два коренным образом ситуация на розничных рынках не изменится — будут те же проблемы, те же условия… Только исполнение требований закона с каждым годом будет стоить управляющим рынками компаниям все дороже.

В таком виде он, скорее всего, будет окончательно принят… И окажется абсолютно бесполезным. Впрочем, даже если бы формулировки остались первоначальными, вряд ли это что-то бы изменило.

Другие варианты:

21 октября в Государственную Думу был внесен законопроект № 617500-5 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о переносе сроков реализации отдельных положений Федерального закона)», который предполагал:

«Внести в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34; № 23, ст. 2692) следующие изменения:

1) в части 2 слова «С 1 января 2013 года» заменить словами «С 1 января 2016 года»;

2) в части 3 слова «С января 2013 года» заменить словами «С 1 января 2016 года»;

3) в части 4 слова «с 1 января 2015 года» заменить словами «с 1 января 2016 года»

4) в части 5 слова «до первого января 2009 года» заменить словами «до 1 января 2016 года».

К первому чтению текст статьи законопроекта изменился:

«Внести в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 34; № 23, ст. 2692; 2009, № 29, ст. 3593) следующие изменения:

1) в части 2 слова «городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации» исключить;

2) в части 3 слова «городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации» исключить;

3) в части 4 слова «городов с численностью населения более 500 тысяч человек, являющихся столицами или административными центрами субъектов Российской Федерации» исключить, слова «с 1 января 2012 года» заменить словами «с 1 июля 2012 года».

Ирина Юдина, начальник отдела продаж Областной продовольственной компании (г. Пермь):

— Рынки нам не конкуренты, так что происходящее с ними нас не слишком волнует. Просто очень разный контингент у нас и у них, причем у нас он — гораздо шире: от бабушек-дедушек, экономно расходующих пенсию, до серьезных, крупных компаний, которым нужен хороший опт.

Евгения Шипулина, директор ТД «Мясоедов» (г. Соликамск):

— Безусловно, сходство между нами есть: примерно равный круг покупателей, которые ценят товар и на рынке, и у нас (я говорю о специализированном сегменте продукции) по схожим критериям: свежесть, качество, понимание, что и откуда взялось. Так что такие сети, как наша, от рыночных сложностей вполне могут выиграть. С другой стороны, как известно, свято место пусто не бывает: сегмент универсальных рынков, если у них начнутся проблемы в рамках закона, займет кто-то другой — и тогда уже нам придется в какой-то степени менять политику привлечения покупателей...

Татьяна Бычина, главный бухгалтер ООО «Титан» (рынок на Клестовке, г. Соликамск):

— У рынка есть свой контингент, причем у каждого свой, зависящий от многих факторов. У нас, например, — это люди, живущие поблизости. И при этом никуда нам не деться и от конкуренции со стороны магазинов, но мы за здоровую конкуренцию, которая подстегивает продавцов к более качественному предоставлению услуг торговли и не взвинчиванию с их стороны цен на товары.

Вид на открытый рынок в Хельсинки — здесь активно торгуют «малые» финские предприниматели — рыбаки, фермеры и все остальные. Их никто не отправляет в крытые павильоны, хотя конкуренцию супермаркету они составляют довольно серьезную.

За что бороться?

Татьяна Бычина, главный бухгалтер ООО «Титан» (рынок на Клестовке, г. Соликамск):

— Для самих рынков в новом законе плюсов пока не просматривается. Для потребителей — да: на торговой территории с вступлением в силу 24-й статьи должно стать удобно, чисто… А с другой стороны — ну почему мы в этом случае не хотим брать на вооружение опыт европейских, западных стран, которые вовсе не стараются превращать абсолютно все рынки в некое подобие торговых центров? Если там получилось примирить разные форматы, значит, можем попробовать и мы сделать то же самое.

Наиль Сулейманов, заместитель генерального директора Союза оптовых продовольственных рынков России, Президент Союза рынков РТ, кандидат экономических наук:

— Если бы экономика страны интенсивно развивалась, в промышленности создавались новые рабочие места, сельское хозяйство требовало бы новые рабочие руки, а уровень зарплат в реальном секторе экономики был бы выше доходов государственных служащих, тогда — другое дело. Но не стоит забывать и о том, что весь цивилизованный мир жестко ограничивает сетевую торговлю, на российском рынке складывается тенденция к развитию сетевой экспансии и искусственного поглощения открытого рыночного формата торговли.