Завтра туриста Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
13.12.2011 16:58

Очередная попытка краевых властей «раскачать» внутренний туризм, улучшая сервис в местных гостиницах, не принесет результата, пока не будет выработана единая сетевая структура культурного продукта.

Начнем с того, что за последние несколько лет у регионального департамента туризма пять раз сменился куратор. До образования Пермского края он входил вначале в состав областного комитета по физической культуре и спорта, потом — комитета потребительского рынка и развития предпринимательства. В 2006 году «туристические» полномочия передали краевому министерству сельского хозяйства. В 2008 году — министерству развития торговли и предпринимательства. С апреля 2011 года туризмом заведует министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций. Вместе с самой структурой из рук в руки переходят основные тезисы и проблемы.

Непостоянный праздник

Ситуацию с туризмом в Пермском крае можно назвать парадоксальной. С одной стороны — колоссальные рекреационные возможности, богатейшее культурное и историческое наследие. С другой — десятилетия индустриализации, когда регион был практически закрыт для туристов. Индустрии гостеприимства в советской Перми, по сути, вообще не существовало либо она была ориентирована на деловой туризм. Наконец, в отличие от других территорий (например, Чувашии, где туризм сделали ведущим направлением региональной политики), въездной туризм в Прикамье никогда не рассматривался как источник существования.

Еще в бытность свою исполняющим обязанности главы региона, выступая на одном из крупных форумов в Москве, Олег Чиркунов высказался примерно в таком духе: когда решался вопрос, по какому пути должна пойти Пермская область — развития туристического бизнеса или использования природных ресурсов, — было выбрано второе направление.

Ситуация начала меняться лишь в последние годы, когда власти поняли: от того, какое впечатление производит регион на приезжих, зависит и его инвестиционная привлекательность. К тому же туризм считается одним из самых высоких финансовых мультипликаторов, где один рубль вложений приносит четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий эффект существует и в занятости — одно рабочее место в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта (пункты общественного питания, гостиницы, транспорт, рекламные агентства, предприятия по производству сувенирной продукции).

В 2008 году была принята программа «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)», поставлены конкретные цели и озвучено финансирование. В 2009 году под патронажем краевой администрации в регионе начали развивать фестивальное движение.

Еще год спустя минторг заявил целый проект — PERManent Holidays («Постоянный праздник»). Авторы оттолкнулись от того, что Пермский край — это 59-ый регион и предложили концепцию: в течение года на территории края должно проходить 59 фестивалей.

Результат не заставил себя ждать: За 2010 год регион посетило порядка 624 тыс. туристов. Это на 39 тыс. человек больше, чем в 2009 году. В 2011 году рост турпотока в край ожидается на уровне 12-15% (плюс 80-90 тыс. человек), а к 2020 Прикамье ежегодно должно привлекать 2,5 млн человек.

Однако обеспечить такой поток одними лишь фестивалями вряд ли получится. Закончился праздник — схлынул и поток туристов. На эту удочку уже попалась пермская сеть ресторанов и кафе «Национальная кухня» — в рамках сотрудничества с организаторами фестиваля «Белые ночи в Перми» компания открыла в городе пять уличных кафе. Но, как заявил в интервью «Коммерсанту» владелец сети Олег Поляков, «у нас был только один очень хороший месяц — июль».

Да и региональной казне подобные мероприятия обходятся недешево. На один только фестиваль «Белые ночи» в 2011 году было истрачено 112,5 млн бюджетных рублей. Судя по тому, что новые кураторы отрасли в минкульте очень аккуратно комментируют тему событийного туризма, «Вечный праздник» может закончиться, едва начавшись.

Алексей Иванов, российский писатель, живущий в Перми

(для «Эксперт Урал» №27 (473) / 11 июля 2011 г.)

— Рассматривать культуру как сплошной событийный ряд — все равно что рассматривать торговлю как череду презентаций: закончилась презентация товара, и его вообще убрали с прилавков на фиг, нигде не купишь. События должны быть, но в разумном количестве, ведь не все потребители культуры — любители тусануться. И вообще идея тотальной событийности — совковая, детсадовская: сегодня нам привезли клоуна, завтра — фокусника, а послезавтра бабушка Андрюши будет учить всех прыгать со скакалкой. Сперва должна быть культурная среда, а событие — лишь способ увеличить внимание к ней. Нет среды — бессмысленно и событие.

Тернистый путь к “звёздам”

Между тем, в Прикамье полно настоящих, обкатанных, «долгоиграющих» брендов и направлений для развития туризма. Оздоровительные курорты и теплоходные круизы по Каме, уникальные природные объекты вроде Кунгурской ледяной пещеры и Ордынские водные катакомбы, привлекающие дайверов всего мира. Десять горнолыжных центров и сотни туристических маршрутов для любителей активного отдыха. Уникальное историческое наследие (пермский звериный стиль, пермский геологический период, «горнозаводская цивилизация») и продукты в сегменте культурно-познавательного туризма (например, музей политических репрессий «Пермь-36» — лагерь, где в годы советской власти содержались диссиденты, противники коммунистического режима). Места православного паломничества и аномальная зона близ села Молёбка, где, по заверениям уфологов, регулярно пролетают НЛО.

Эти бренды в состоянии привлечь в регион долгожданные миллионы туристов. Но интересные и уникальные туристические объекты в Прикамье страдают из-за отсутствия инфраструктуры. Поэтому чиновники решили взяться за сервис и для начала разработали региональную систему сертификации гостиниц.

Список критериев включает 258 пунктов. За соответствие каждому из критериев гостинице начисляется определенное количество баллов, по общему количеству баллов учреждению присваивается категория «звездности».

Рейтинг ориентирован на европейский уровень сервиса. По замыслу разработчиков, это поможет гостям из других регионов и государств ориентироваться в предложениях пермских отельеров (гостиница «три звезды» в Перми не должна отличаться от отеля аналогичной категории где-нибудь в Германии или Италии).

Региональная сертификация гостиниц будет добровольной. Однако учреждениям, прошедшим процедуру, обещают помощь в продвижении, их будут рекомендовать организованным группам туристов, представителям власти и индивидуальным туристам.

В планах на будущий год — создание в регионе органа по проведению сертификации средств размещения, что должно значительно увеличить количество сертифицированных гостиниц, турбаз и санаториев.

Сегодня в России существует система сертификации коллективных средств размещения. Однако только семь гостиниц Перми регулярно проходят эту процедуру — за «звездность» приходится платить немалые суммы.

Очень деловой туризм

Сами отельеры не отрицают, что туристы, приезжающие в регион, испытывают определенные трудности с размещением (по количеству отелей Пермский край уступает остальным регионам Приволжского федерального округа). Однако сомневаются, что сертификация поможет увеличить количество гостей.

Раиф Мубаракшин, генеральный директор ОАО «Березники – Сервис» (г. Березники)

— Мы работаем на деловой туризм. Основная масса постояльцев — командированные или приезжают в Березники по работе. Иногда деловая поездка совмещается с посещением каких-либо исторических памятников или отдыхом на природе. Но, согласитесь, называть таких приезжих туристами было бы неправильно, а гостей, которые едут сюда специально отдыхать или в познавательных целях, у нас нет.

Елена Давыдова, гостиница “Прайд-отель” (г. Березники)

— О региональной сертификации я пока не слышала, но получить российский сертификат мы собирались с самого начала. Планируем заняться этим вопросом вплотную, как только закончим строительство пристроя и откроем обновленный банкетный зал. «Звезды» — это определенный уровень, который, безусловно, привлекает клиентов. Хотя я сомневаюсь, что это поможет увеличить количество туристов в регионе. Гостиничный сервис — это лишь часть туристической услуги. Разработать маршруты, «упаковать» продукт, грамотно его продвигать и рекламировать — с этого надо начинать. А гостиницы, уверяю вас, подтянутся. И количество туристов возрастет.

Наталья Сафонова, гостиница «Дубрава» (г. Соликамск)

— Туристам мы всегда рады, но на моей памяти их останавливались единицы. И дело не в отсутствии у нас звездного статуса. В Соликамске нет особенных туристических «фишек», которые привлекли бы сюда туриста так, чтобы он остался в городе.

Наталья Румянцева, отель “Президент” (г. Соликамск)

— Привлечь туристов в город можно, но для этого нужно объединить усилия, предложить интересный турпродукт и разработать маршруты так, чтобы они оставались в Соликамске, а не знакомились с городом проездом. Тогда гостиницы пустовать не будут.

Любовь Носова, гостинично-развлекательный центр «ПингвиН» (г. Соликамск)

— В последние годы в Соликамске появились достаточно хорошие гостиницы, но сама туристическая отрасль не развита настолько, чтобы люди хотели сюда приехать. Властям нужно работать над туристической привлекательностью территории. Наши клиенты — это деловые люди. Иногда они хотят осмотреть достопримечательности города, и мы начинаем заниматься не свойственными нам функциями — составляем маршрут, ищем гида. Некоторые гости хотели бы посетить местный музей. Но он работает до шести вечера. Многие в это время только заканчивают рабочий день.

Чтобы привлечь в Березники и Соликамск туристов, в первую очередь нужно разработать оригинальные маршруты и точки притяжения, которые были бы интересны гостям региона, считают местные отельеры. Они приводят в пример Кунгур, где по мере появления новых зрелищных мероприятий международного уровня стала строиться и инфраструктура (за пять лет количество заведений общепита выросло с 18 до 39, открылись две новых мини-гостиницы).

Сертификация же сама по себе не способна решить проблемы. К тому же «звездные» стандарты повлекут за собой дополнительные расходы.

Наталья Сафонова

— Функциональные стандарты, которые касаются эмоциональной сферы взаимоотношений, мы выполняем. Но вот выполнить все технические требования на сегодняшний день мы не готовы. Своего кафе у нас нет, нет фитнес-центра, конференц-зала и так далее. Но в этом направлении мы работаем.

Наталья Румянцева

— Получение сертификата непременно потребует денежных вложений, поэтому стоимость проживания обязательно вырастет. Лично я не вижу в сертификации никакого смысла, так как со слов своих постояльцев знаю, что звездность не является для них решающим критерием выбора отеля.

Хотели как лучше...

…А получилось как всегда. Не в накладе будет казна, куда пойдут отчисления за сертификацию гостиниц, а вот станет ли введение системы звездности стимулом для развития краевого турбизнеса — вопрос спорный. Большинство местных гостиничных операторов относят ее к разряду «припарок», которые, как известно, могут помочь лишь живому пациенту. Рынку внутреннего туризма в Прикамье требуется комплекс мер иного характера.

Эксперты утверждают: чтобы Пермский край стал интересен туристам, нужно создавать сетевой туристический продукт, в котором друг на друга будут завязаны все музеи, туркомплексы, активные туры и инфраструктурные учреждения — как на «Золотом кольце». Хочешь — воспользуйся распланированным маршрутом, хочешь — отправляйся в свободное путешествие по сети.

Мировой туристический опыт показывает, что сетевая структура жизнестойка и конкурентоспособна. Созданием такой сети нужно заниматься в первую очередь. Причем озаботиться этим должна как раз региональная власть (кому как не ей взять на себя роль института согласования интересов?). Дело это трудное, кропотливое, ждать от него скорых плодов не приходится. Может быть поэтому чиновники избегают этой темы, развивая бурную деятельность там, где можно рассчитывать на быстрый эффект. Например, не далее как в октябре 2011 года Пермский край презентовал свои туристические маршруты на форуме World Travel Market в Лондоне. Новость об этом перепечатали многие региональные и даже некоторые центральные СМИ. Пермский край снова прогремел на всю страну — чем не результат?

А там, глядишь, туризм снова передадут какому-нибудь новому министерству...

Раиф Мубаракшин, генеральный директор ОАО «Березники – Сервис» (г. Березники)

— Сертификация — очередная блажь чиновников. Мы это уже проходили. В 1994 году нас обязали получить лицензию на оказание гостиничных услуг. Если же добровольная сертификация станет обязательной, то сумма, затраченная на нее, ляжет на стоимость проживания. Сейчас наш отель подходит под категорию три звезды, но наполняемость номеров — всего 35%. Мы выживаем за счет того, что сдаем в аренду площади. Пятизвездочные гостиницы в Березниках востребованы не будут. 

Игорь Запевалов, Высшая школа приватизации и предпринимательства (г. Пермь)

— Я считаю, что в Пермском крае главная проблема — отсутствие турпродуктов, которые бы привлекали туристов. Если они есть — почему тогда их не покупают? На мой взгляд, это просто некие услуги, которые нельзя назвать турпродуктом. И никакая сертификация гостиниц не приведет к увеличению потока, так как гостиницы — это только элемент турпродукта, такой же, как услуги транспорта, точки питания, придорожная инфраструктура.

Сергей Зенкин, туристическая компания «Роза ветров» (г. Москва)

— Массовый туризм начинается с туалетов. О какой туристической привлекательности можно говорить, если на районных вокзалах и автостанциях Пермского края до сих пор «туалеты прямого падения»?

Сергей Воробьёв, управление по вопросам потребительского рынка и развитию предпринимательства г. Березники

— Увеличить трафик возможно, только объединив усилия. Надо показывать весь север Пермского края. Нужно создать некий обобщенный туристический продукт, который был бы интересен не только жителям нашего края. Причем, чтобы впечатление они получали не только от увиденного, но и от сервиса. Параллельно — запускать новые направления (например, промышленный туризм), развивать индустрию развлечений, чтобы приезжие по вечерам не ломали голову, чем себя занять.