Посторонним вход разрешен Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Евгения Пантелеева   
05.10.2011 09:33

Краевые власти предлагают малому бизнесу освоить новую нишу — бухгалтерский аутсорсинг. Начинающим предпринимателям проект «Город бухгалтеров» поможет эффективнее управлять финансами, а самим аутсорсерам — получить новые контракты и шагнуть на более высокий уровень.

Забота о малом бизнесе в Пермском крае проходит под лозунгом «Каждый должен заниматься своим делом, все остальное — на аутсорсинг». С 2010 года по инициативе губернатора здесь реализуется проект «Город бухгалтеров». Его основная цель — развитие рынка аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского учета как для коммерческих компаний, так и для государственных и муниципальных учреждений.

Предполагается, что «Город бухгалтеров» превратит наш регион в своеобразную «Силиконовую Долину», только вместо высоких технологий мы будем развивать бухгалтерский аутсорсинг. Задача-максимум — добиться, чтобы на территории Пермского края разместились центры бухгалтерского обслуживания холдинговых компаний и компаний с разветвленной филиальной сетью, иногородних и даже международных компаний. Задача поскромнее — создание централизованных бухгалтерий для государственных и муниципальных учреждений Пермского края. Наконец, самая практичная и привлекательная для малого бизнеса задача — развитие рынка аутсорсинга бухгалтерских услуг для субъектов малого предпринимательства.

Снижаем затраты

В первую очередь, проект интересен вновь образованным малым предприятиям. «Город бухгалтеров» помогает им экономить с первых дней их предпринимательской деятельности. Для этого нужно всего лишь передать ведение бухучета в руки компании-аутсорсера. Список компаний, с которыми можно заключить подобный договор, начинающему бизнесмену должны предоставить в местном муниципалитете.

— В рамках проекта «Город бухгалтеров» органы местного самоуправления ведут информационную работу среди зарегистрированных в 2011 году субъектов малого предпринимательства. Мы рассказываем о преимуществах получения бухгалтерских услуг на принципах аутсорсинга, организуем семинары, встречи с участием аутсорсеров, проводим консультации в индивидуальном порядке, — поясняет начальник управления по вопросам потребительского рынка и развитию предпринимательства администрации г. Березники Сергей Воробьев.

Министерство развития предпринимательства и торговли Пермского края разработало информационные материалы о преимуществах передачи бухгалтерских функций на аутсорсинг. Скачать можно тут: http://mintorg.permkrai.ru/f/3898.

Отдавая бухгалтерию на аутсорсинг, предприниматель избавляется от необходимости платить зарплату бухгалтеру, оборудовать для него рабочее место, приобретать компьютеры, специальные бухгалтерские и правовые программы. Кроме того, краевые власти обещают частично возмещать затраты на ведение бухгалтерского учета при условии, что предприниматель воспользуется услугами аутсорсинговой компании. Правда, этот пункт проекта пока не реализуется.

По словам начальника отдела методологии и прогнозирования Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края Светланы   Ременщиковой, отдельные положения постановления Правительства Пермского края №180-п «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий начинающим индивидуальным предпринимателям, малым и средним предприятиям на возмещение части затрат, связанных с регистрацией и началом деятельности» нуждаются в корректировке. Чиновники планируют принять поправки до конца 2011 года, и с 2012 года начать выплачивать субсидии предпринимателям.

4098 новых предприятий за первые шесть месяцев 2011 года зарегистрировано в Пермском крае.

Из них 74 предприятия по основному виду деятельности оказывают услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета.

220 предприятий уже передали бухгалтерские функции на аутсорсинг.

21 из 100 вновь образованных малых предприятий в Березниках поручили свои финансовые дела аутсорсинговым компаниям.

Из 73 зарегистрировавшихся в 2011 году компаний г. Соликамска

17 получают бухгалтерские услуги на принципах аутсорсинга (Данные на 29.07.2011, из Wordpress Арины Новгородцевой, главного специалиста отдела продвижения предпринимательства и координации международной, межрегиональной деятельности Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края.

Александр Кокшаров, директор компании ООО «Промкомплект» (г. Соликамск):

— Я долгое время работал в крупной компании, и о преимуществах бухгалтерского аутсорсинга знал не понаслышке. В июне я зарегистрировал свое предприятие, по рекламе нашел бухгалтерскую компанию. Бизнес мой небольшой, кроме меня еще три человека. Нанимать бухгалтера просто бессмысленно. В аутсорсинговых компаниях работают компетентные специалисты, которые уж точно лучше нас разбираются во всех нюансах бухучета и налогообложения.

Анатолий Переверзев, директор компании ООО «БеркСтрой» (г. Березники):

— Я начинающий предприниматель. Всего второй месяц на рынке строительных работ, сейчас заключаю первые рабочие договоры. Уже на этапе оформления своего дела столкнулся с необходимостью вести большой документооборот, ориентироваться в последних изменениях трудового и налогового кодекса и т.п. Но нанимать финансового консультанта в штат я не планировал. Фирму-аутсорсера искал по рекомендации друзей. О проекте «Город бухгалтеров» я тогда ничего не слышал. А жаль. Знай я о нем подробнее, было бы проще найти проверенную, надежную компанию.

В хорошие руки

Компаниям-аутсорсерам «Город бухгалтеров» полезен уже тем, что вообще озвучивает тему бухгалтерского аутсорсинга. К тому же местные органы самоуправления сообщают о них потенциальным клиентам из числа начинающих предпринимателей. Бухгалтерской фирме нужно всего лишь предоставить сведения о себе в муниципалитет, чтобы попасть в список компаний-аутсорсеров. В перспективе власти планируют передавать в руки специализированных фирм бухучет бюджетных и автономных учреждений.

Большая часть государственных бюджетных учреждений Пермского края закончат реорганизацию в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ в конце 3 квартала и в 4 квартале текущего года. После этого у них появляется право вывести бухгалтерские функции на аутсорсинг. Успешные примеры подобного сотрудничества в Пермском крае уже есть.

В январе 2011 года несколько государственных образовательных учреждений Коми-Пермяцкого округа стали пилотными объектами, передавшими в рамках проекта «Город бухгалтеров» ведение бухгалтерского учета малому бизнесу. В течение этого года бухгалтерский учет для Кудымкарского педагогического колледжа, профессиональных лицеев №№ 2 и 5 и Кудымкарского медицинского училища ведет ООО «Центр комплексного обслуживания».

Галина Хорошева, директор ООО «Центр комплексного обслуживания» (г. Кудымкар):

— В Кудымкаре до проекта «Город бухгалтеров» услуги бухгалтерского аутсорсинга как таковой не существовало. Мы создали бухгалтерскую компанию и подали заявку на участие в котировке на обслуживание четырех государственных учреждений. Кроме нас заявлялись и пермские компании. Был интерес взять объемом — сразу начать работу в формате централизованной бухгалтерии. Мы просчитали стоимость контракта, учитывая специфику учреждений и объемы финансирования. Конечно, для такой небольшой компании, где в штате всего восемь человек, это выгодно.

Елена Каменских, директор МАОУ «Кондратовская средняя школа» (Пермский район):

— В этом году мы стали автономным учреждением и получили возможность отдать бухгалтерские услуги на аутсорсинг. Это очень упростило ситуацию. Удобно, что не один бухгалтер, а целая организация защищает твои интересы. Если возникает какой-то вопрос, компания-аутсорсер легко найдет специалиста, который проконсультирует.

В Пермском крае уже создано восемь общих центров бухгалтерского обслуживания (ОЦО) крупных компаний. Среди них ОЦО НК «Лукойл», КЭС-холдинга, холдинга «Чайковский текстиль», ОЦО ЗАО «Эр-Телеком».   В планах краевого правительства также   разместить в регионе не менее одной международной аутсорсинговой компании.

Ольга Пьянкова, директор компании «Баланс» (г. Пермь):

— О проекте «Город бухгалтеров» мы узнали в январе этого года. Мы посещали совещания в Министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края и сегодня являемся компанией-аутсорсером, которая может оказывать бухгалтерские услуги для бюджетного сектора. 25 августа в Перми прошла ярмарка для директоров школ, где они выбирали аутсорсера для себя. Практика в оказании услуг бюджетным учреждениям у нас уже есть. Ждем новых предложений.

Наталия Мельникова, коммерческий директор ЦПБ «Партнёр» (г. Соликамск):

— Недавно нам поступило предложение от администрации на оказание бухгалтерских услуг в рамках проекта «Город бухгалтеров». Пока еще не ясны все условия договора, не все документы прописаны. Но мы рассматриваем это предложение, поскольку заинтересованы в расширении клиентской базы и готовы помочь малому бизнесу.

Людмила Петухова, руководитель компании «Налоговая помощь» (г. Березники):

— К нам часто обращаются начинающие предприниматели — просят проконсультировать по вопросам налогообложения, помочь с оформлением бухгалтерской документации. О проекте «Город бухгалтеров» мы узнали из интернета. Нам интересна эта задумка краевого правительства. Когда проект заработает в полную силу, выгоду почувствуют и предприниматели, и аутсорсеры.

Аутсорсинг по-крупному

Самым глобальным направлением проекта «Город бухгалтеров» является создание в крае общих центров обслуживания холдинговых компаний и компаний с разветвленной филиальной сетью. Создание таких центров позволяет компаниям-гигантам снизить издержки на ведение бухгалтерского учета более чем на 15%. Прибавьте сюда экономию расходов на IT-поддержку и отказ от дублирующих учетных функций, а в качестве бесплатного бонуса — повышение прозрачности хозяйственной деятельности всей компании. Крупным компаниям удобно размещать бухгалтерию в Прикамье: во-первых, здесь хватает квалифицированных бухгалтеров, во-вторых, уровень заработных плат таких специалистов заметно ниже столичных, наконец, в регионе действует сниженная ставка налога на прибыль.

Конечно, малому бизнесу вряд ли предложат обслуживать гигантские корпорации. Но, как показывает практика, выйти на межрегиональный рынок вполне реально. Пермское ООО «Бухгалтерская сервисная компания» — типичное малое предприятие. В ее штате всего 10 человек. При этом компания обслуживает 25 предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, в том числе 10 московских компаний. А в рамках проекта «Город бухгалтеров» «Бухгалтерская сервисная компания» начинает сотрудничать с московской IT-компанией, которая передает в Пермь функции по ведению бухгалтерского учета.

— Раньше я работала главным бухгалтером в нескольких компаниях, — рассказывает генеральный директор ООО «Бухгалтерская сервисная компания» Елена Данюшина (г. Пермь). —   Потом решила организовать свое дело, заключила договоры на бухгалтерское обслуживание, набрала штат сотрудников и вот уже три года осваиваю этот рынок. Пару лет назад к нам с визитом приезжал министр развития предпринимательства и торговли края Марат Биматов. Ему было интересно, как можно работать в Перми и обслуживать московские и екатеринбургские компании. Так что, можно сказать, именно с нас и начался проект «Город бухгалтеров».

Если говорить о проблемах развития бухгалтерского аутсорсинга, то можно выделить лишь одно — не все готовы отдать финансовые функции сторонней организации. Большинство руководителей хотят видеть бухгалтера на месте, отслеживать и проверять его деятельность. Кто-то страшится утечки информации. Хотя на практике больше всего случаев «слива» происходит именно тогда, когда бухгалтер «свой». Инсайдерская информация, за которой охотятся заинтересованные лица, находится внутри компании. И ее, конечно, проще получить непосредственно от сотрудника компании, чем из аутсорсинговой фирмы.

Те же, кто думает об экономии, понимают, что содержать бухгалтерию в Москве в разы дороже, чем в Перми: накладные расходы, аренда офиса, оплата труда — у нас это все в 2-3 раза дешевле. А при нынешнем уровне развития цифровых коммуникаций, работа в удаленном режиме не представляет никаких проблем.

Подробную информацию о проекте «Город бухгалтеров» можно получить в министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края:

г. Пермь, ул. Петропавловская, 56, 2 этаж

тел.: (342) 217- 67-36
факс: (342) 217-68-07

mintorg.permkrai.ru, g2b.perm.ru, www.pcrp.ru