Экспедиция VS турпоездка Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Оксана Юркова   
17.04.2011 01:24

Рынок региональных предложений туроператоров редко радует интересными программами. Хотя возможности организации путешествий по уголкам России очень велики. Причем, кроме новых впечатлений, такие туры могут принести и весьма ощутимый бизнес-эффект.

Уже прошла основная волна, когда россияне путешествовали в Турцию и Таиланд. Многие, побывав на курортах, переключили свое внимание на другие страны, а некоторые с удовольствием интересуются ближайшим окружением. Благо, в самой России есть много мест, которые по своей красоте и впечатлениям, возможностям для активного и познавательного отдыха мало чем уступают западным или азиатским странам.

В российском туризме со стороны потребителя несколько проблем: отсутствие инфраструктуры, нестандартных маршрутов и программ и при этом неоправданно высокие цены.

Даже самостоятельная трехдневная поездка по городам Золотого кольца будет стоить примерно как неделя отдыха на море в хорошем отеле. 

Многие россияне не знают о большинстве российских достопримечательностей, которые рядом, да и о стране известно не так и много. Задача региональных туроператоров — предлагать своим клиентам не банальные экскурсии и выезды в «брендованные места», а создание увлекательных программ, экспедиционных маршрутов, благодаря которым туристы смогут расширить свой кругозор и получить массу впечатлений. Дальше будет действовать так называемое «сарафанное радио» — начнет расти круг желающих отправиться в такое путешествие по рекомендации предыдущих участников.

Экспедиции в последнее время набирают популярность. С одной стороны, это — хорошая альтернатива турпоездкам, с другой — само слово «экспедиция» завораживает. В голове сразу возникают ассоциации с покорителями отдаленных территорий, исследователями, великими путешественниками. Вспоминаются книги из детства про Миклуху-Маклая, Пржевальского, Скотта и Кон-Тики.

И оказывается, что многие в юности мечтали о приключениях, больших путешествиях и романтике. Но все не складывалось. А сейчас работа, стремление заработать больше денег, в итоге мечты о таких путешествиях так и остаются мечтами. Но если человеку дать возможность принять участие в экспедиции, о которой он давно мечтал, то туроператор не только получит клиента, но и сделает его по-настоящему счастливым, а значит, клиент придет к нему еще не раз.



Плюсы для путешественников

Чем отличается экспедиционный проект от обычного туристического?

У экспедиции всегда есть какая-то социально значимая цель. Например, в 2008 году мы отправлялись на плато Укок в Горный Алтай с фотографами, чтобы запечатлеть это наследие ЮНЕСКО и через выставки и публикации рассказать россиянам об угрозе проведения газопровода через высокогорное плато.

Экспедиция на Байкал ставила цель — глубже узнать культуру бурятского народа, найти небанальные достопримечательности, а также познакомиться с людьми, живущими на берегах озера. По итогам экспедиции была организована фотовыставка в Санкт-Петербурге, публикации в журналах ФотоTravel и National Geographic Traveler.

Стоит поставить цель и придумать идею проекта, как путешествие приобретает значимость в глазах участников. Одно дело сказать товарищу: «Я еду в турпоездку» и совершенно другое — «Я отправляюсь в экспедицию». Уровень совершенно другой.

Экспедиция изначально престижнее, в ней другая атмосфера, там нет гида и строгого почасового плана. Относительная свобода передвижения, участие в значимых проектах, возможность сделать собственное открытие всегда привлекает людей.

От экспедиции участники обычно ожидают больше впечатлений, эксклюзивных мест, необычных встреч. При этом готовы не замечать отсутствия шикарных гостиниц и ресторанов.

Главное в экспедиции — уникальность маршрута, возможность стать первооткрывателями, пусть даже и с проводником. Ведь этот проводник не просто гид-сопровождающий, а руководитель экспедиции. У него должен быть личный интерес сделать путешествие увлекательным и для себя, и для участников. Возможность отклониться немного от маршрута, чтобы увидеть что-то интересное, в экспедиции рассматривается как обычное дело. Элемент непредсказуемости делает экспедицию лакомым кусочком для любителей приключений.

Еще одно отличие экспедиции от турпоездки — занятость участников. Каждый занимается полезным делом, а не страдает от скуки. Кто-то готовит обед, кто-то занимается ловлей бабочек, кому-то доставляет удовольствие общаться с местными жителями, кто-то делает фотосессию или наблюдает за животными. Образуется команда единомышленников, а не группа туристов, где каждый сам по себе.

Попробовать себя в ином, чем в обычной жизни, качестве — еще одна особенность экспедиций. Многие участники, занимая руководящие должности в компаниях, устают от своих обязанностей, а в экспедиции они могут заниматься просто общественно-полезными делами и получать от этого истинное удовольствие.

Еще большим интересом становится знакомство с местными жителями, когда все, включая сопровождающего, видят жителей этой деревни впервые, искренне интересуются бытом, а местные с удовольствием рассказывают о себе и с любопытством спрашивают приезжих, откуда они и чем занимаются. Здесь очень убедительно звучит: «Мы — экспедиция». Встреча с путешественниками-исследователями многих располагает к общению.

Плюсы для спонсоров

Грамотная организация и реализация экспедиционного проекта — возможность для продвижения компании-организатора. Стоит только добиться освещения проекта в СМИ, как интерес к компании со стороны потенциальных клиентов значительно возрастет. Чем больше информационных площадок задействовано в освещении проекта, тем лучше. Об интересных экспедициях СМИ пишут всегда бесплатно. По опыту компании «Технологии Путешествий», даже за пару дней можно собрать ведущие издания и телеканалы, чтобы осветить экспедиционный проект. Так было во время возвращения участников арктической экспедиции яхты «ПЕТР I» в ноябре 2010 года. В экстремальном пресс-туре участвовали представители 17 СМИ России и cеверо-запада. Однако масштаб экспедиции большого значения не имеет, важно, чтобы идея экспедиции была актуальна и значима.

Журналистам необходимо давать всегда свежую и интересную информацию, поддерживать с ними отношения, организовывать пресс-конференции на старте и по возвращению, снабжать их качественными фотографиями с маршрута. Одинаково полезно работать как с региональными, так и с федеральными СМИ. Тем более, что они станут хорошими помощниками в работе с партнерами.

Для того, чтобы организовать экспедиционный проект иногда бывает недостаточно собственных ресурсов. Чтобы сделать участие для путешественников более привлекательным в плане ценовой политики, целесообразно привлечь к проекту партнеров, которые своим участием покроют часть экспедиционных расходов. С другой стороны, фирмы-партнеры смогут получить свои дивиденты от участия в экспедиции в виде прямой и косвенной рекламы. Хороший пример работы с партнерами уже который год показывает известный дизайнер, блогер и путешественник Артемий Лебедев. Каждый год он совершает несколько интересных этноэкспедиций и под каждую из них привлекает фирм-партнеров. Подробности можно прочитать в его блоге: tema/livejournal.com

Размещая наклейки с логотипами на бортах автомобилей, компании выгодно заявляют о себе. Такие яркие автомобили привлекают к себе внимание, а логотипы увидят многие потенциальные клиенты. Также полезно размещать логотипы на экипировке и снаряжении участников. Фотографии с различимыми логотипами необходимо публиковать в СМИ, на интернет-ресурсах. Главное, чтобы фотографии не были исключительно рекламными, иначе их не будут публиковать издания. Покажите какое-то действие на фотографиях, разместите всех участников, дайте им в руки флаги экспедиции и партнеров. Групповые фотографии с удовольствием размещают почти все СМИ. А упоминание имени партнера в пресс-релизах и информационных материалах нужно искусно внедрять в текст, чтобы редакторы его не вычеркнули, посчитав рекламой.

Будет полезно заручиться информационной поддержкой заранее. Это поможет обеспечить партнеров экспедиции и ее организаторов гарантированными публикациями. По результатам публикаций всегда найдутся интересующиеся, которые либо позвонят и пожелают узнать подробнее об экспедиции, либо захотят вписаться в следующий проект.

Выбирая партнеров, нужно исходить из целевой аудитории экспедиционного проекта, направленности экспедиции и тех групп, кому будет интересна информация о проекте. Если эти группы пересекаются с аудиторией потенциального партнера — значит, участие в экспедиции будет ему выгодно. Хорошим будет сотрудничество автоэкспедиции и поставщика ГСМ, автозапчастей, продавца шин для погрузчиков, сети автосервисов. В фотоэкспедицию в качестве партнера можно брать фотомагазин, фотостудию или фотолабораторию. Для любого экспедиционного проекта будет полезным сотрудничество с продуктовой сетью, производителем продуктов питания или специального снаряжения для походов и путешествий.

Чтобы партнерство было взаимовыгодным, организаторы проекта должны позаботиться, чтобы участие партнера освещалось как можно лучше. При этом условии можно рассчитывать на постоянное сотрудничество.

Занимаясь экспедиционной деятельностью, можно не только привлечь клиентов, но и выгодно выделиться на общем фоне местных туроператоров, выпуская уникальный продукт.