Франчайзинг: мнения практиков Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
17.04.2011 01:10

«Государство не только не помогает франчайзингу, но чуть ли не вредит ему, создав невыносимые законодательные условия для этой формы предпринимательства. Абсурдность 54-й главы ГК РФ очевидна для всех. Возможно, это один из самых глупых законов, существующих сегодня в нашей законодательной системе. Почему законодатели игнорируют интересы малого бизнеса?Вот о чем стоило бы подумать…»

Светлана Обоянская, элитная кожгалантерея «Stilissimo», турагентство  «ОСА-tour» (г. Березники):

— Франшиза — это то, чего я всегда старалась избегать в торговле кожгалантереей. Любой франчайзинговый проект — это определенные требования: площадь и оформление магазина, условия по размещению рекламы, а главное — навязываемый франчайзером ассортимент. У каждого производителя есть продукция, которая не имеет коммерческого успеха. Так что пусть я получу меньший процент прибыли, но смогу закупать товар выборочно, ориентируясь на спрос и эксклюзивность. 

В туристическом же бизнесе мы согласились на одно такое предложение. Пермское отделение оператора Pegas Touristik провело мониторинг турагентств в Березниках и предложило нам подать заявку на статус фирменного офиса продаж. С одной стороны, это затраты: нам придется платить роялти. Зато тур-оператор предоставляет фирменное программное обеспечение, IP-телефонию, обучение персонала и, конечно же, право на использование бренда и более высокое агентское вознаграждение.

Александр Денисов, медиахолдинг «Березники FМ»:

— Единственный минус франчайзинга — отсутствие самостоятельности. В остальном же он дает большие преимущества — все пять наших радиостанций работают по франшизе. Это главным образом — профессиональная поддержка, которой просто не найти в условиях провинции. Специально обученные люди подбирают плейлисты на основе маркетинговых исследований. В зависимости от этого размещается реклама. При этом предпочтения аудитории меняются постоянно — и мониторинг здесь жизненно необходим. Обеспечить такой объем работы самостоятельно нам не хватит ни времени, ни сил, ни кадров.

Чунарёва Елена, управляющая кафе «Триумф» (г. Березники): 

— В 2002 году, когда мы открывали кафе, подумывали купить франшизу. Но, во-первых, для нашего города требуемые инвестиции казались непомерно высокими, а во-вторых, уровень жизни в Березниках оставляет желать лучшего, на что указывали сами франчайзеры. От денег они, может быть, и не отказались бы, но гарантировать результат при этом никто не брался. Мы решили работать самостоятельно, но реальные вложения оказались ничуть не меньше стоимости франшизы. Если бы сейчас вновь пришлось открываться, мы бы выбрали франчайзинг. Тем более что предложений сейчас гораздо больше, чем восемь лет назад.

Антон Астафьев, ООО «Антика» (г. Пермь): 

— Франшиза может дать преимущества в любой сфере бизнеса. Если ты устанавливаешь окна ПВХ, и у тебя пятьдесят конкурентов, франшиза поможет выделиться. Но если у тебя есть уникальная бизнес-идея, или ты имеешь большой опыт в своем деле, то ежемесячные отчисления франчайзеру платить ни к чему. Однако когда предприниматель выходит на новый для себя рынок, местные игроки априори сильней и имеют лучшие позиции. В этом случае имеет смысл примкнуть к более опытному партнеру.

Юлия Богушевская, эксперт по франчайзингу (г. Пермь):

— Главное — не воспринимать франшизу как панацею от всех трудностей, связанных с открытием бизнеса и проблемами рынка. Купив франчайзинговый пакет, не стоит расслабляться, ведь бизнес в любом случае только начинает вставать на ноги. Просто поддержка «старшего брата» поможет любому предприятию быстрей освоиться на рынке. А если есть сомнения при выборе франшизы, то лучше не рисковать и обратиться к профессионалам. Консультационную поддержку могут оказать, например, в торгово-промышленной палате.

Наталья Карнаева, магазин «Позитроника» (г. Соликамск):

— У нас никаких проблем с франчайзером не возникало. В самом начале переговоров мы выслали в Москву проект помещения, они сами разработали схему магазина. Приезжали консультанты, которые помогали на первых порах. В прошлом году запустили интернет-магазин, причем по собственной инициативе. Плюс регулярно проводятся разнообразные акции и дисконтные программы.