Нужен ли вашему бизнесу спутниковый мониторинг автотранспорта? Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Анна Штаер   
07.02.2011 14:13

Любая организация, использующая собственный автопарк или привлекающая наемный транспорт, стремится оптимизировать транспортные расходы. Насколько помогает решить эту задачу внедрение системы спутникового мониторинга? Оправдывают ли себя затраты на установку навигационного оборудования? Как выбрать компанию-интегратора?

«Дело НС» спросил об этом березниковских предпринимателей и руководителей, работающих с системой спутникового мониторинга автотранспорта «АвтоТрекер».

Алексей Гогонов, владелец компании «Автотехника»:

Спутниковыми мониторингом мы заинтересовались три года назад. Проанализировали рынок, разыскали три фирмы в Пермском крае — «Визард» в Березниках и две компании из Перми, предложили им всем сотрудничество и стали ждать, кто как отреагирует. Березниковцы оказались единственными, кто предложил: возьмите оборудование, бесплатно покатайтесь с ним, прежде чем платить такие деньги (комплект оборудования стоит 14-17 тыс. рублей).  После тестирования мы установили «АвтоТрекер» сразу на шесть машин. В этом году планируем оснастить им еще десять единиц техники.

«АвтоТрекер» предоставляет много возможностей: это и GPS-навигатор, которым можно пользоваться, отправляя транспорт в другие регионы, и своего рода «сигнализация». У нас, слава богу, нет, а в Перми бывали случаи, когда спецтехника стоимостью несколько миллионов уезжала в неизвестном направлении. С системой спутникового мониторинга мы всегда можем отследить местоположение каждой единицы техники. Но главным образом «АвтоТрекер» был нужен, чтобы прекратить воровство топлива. Результат почувствовали сразу. Пришлось попрощаться с несколькими нечистыми на руку водителями. Расходы на ГСМ сразу же сократились, к концу года экономия составила 20%.

Минусы: недостаточно детализированные карты: Иногда спутник не видит технику, которая работает в отдаленных районах.

Валерий Белоусов, генеральный директор ООО «Кузовок»:

— С «АвтоТрекером» легче контролировать работу водителей. Механические системы эти умельцы научились обманывать: спидометры и одометры подкручивают, тахометры отключают. Спутниковые системы контроля в этом плане более совершенны.

Мы оборудовали «АвтоТрекером» три автомобиля. В прошлом году транспортные компании задрали тарифы, стало выгоднее иметь собственный парк. Сейчас покупаем в лизинг еще две «ГАЗели», на них тоже сразу установим GPS-модули. Мы не отслеживаем пробег и расход топлива (вся техника работает на газу), главное — целевая эксплуатация автомобиля и контроль рабочего времени. Раньше водитель мог освободиться к обеду, а на базу приехать только в конце рабочего дня. Второй момент: у нас нет служебного паркинга, водители ставят машины на стоянках у дома. Обычная практика — подхалтурить на перевозках, в выходные — к теще на блины съездить… Теперь все это видно. Я знаю, где находится каждая машина, могу проследить маршрут, вижу — по всем ли точкам он проехал, завез товар.

Расходы, откровенно говоря, мы не анализировали: до сих пор затраты на транспорт были незначительными. Но когда машин станет больше, суммы вырастут, и уже хочется более детально понимать, за что ты платишь деньги.

Компанию-интегратора выбирали по принципу «кто ближе», чтоб в случае чего получить помощь можно было немедленно.

Иван Шеленберг, начальник  МУП «Центральная диспетчерская служба»:

— Раньше мы держали штат контролеров, которые ездили по городу и отслеживали, выполняется ли расписание на маршрутах. Теперь я в любом момент могу проследить за каждым автобусом — узнать, где транспорт находится в сию секунду, что делал час-два-три назад, соблюдается ли маршрут, расписание, скоростной режим. Всю информацию могу получить, не выходя из кабинета.

Мониторинг облегчает проектирование логистических центров, помогает оптимизировать городские маршруты, «развести» по времени пересекающиеся маршруты, изучать пассажиропоток, оповещать пассажиров на остановках о времени прибытия ближайшего автобуса или троллейбуса. Сами перевозчики получили инструмент контроля водителей — теперь они сами могут отследить нарушения ПДД, сливы топлива.

Минусы: внедрение тотального контроля лишает перевозчиков возможности зарабатывать больше: теперь предприниматель не может в «мертвый час» придержать в гараже часть машин, вместо того, чтобы гонять их полупустыми по городу. Не может отклониться от заданного маршрута и расписания, что бы подобрать пару-тройку «лишних» пассажиров. Так что они по возможности стараются оттянуть момент установки оборудования на свой подвижной состав.

Сегодня модулями «АвтоТрекер» оснащено до 60% городского транспорта Березников. Остальной автопарк должен быть оборудован системой мониторинга в течение 2011 года.

Константин Беляев, генеральный директор ООО «Белком»:

В нашем бизнесе многое зависит от того, как быстро мы готовы предоставить товар. ООО «Белком» доставляет продукцию более 500 магазинам по всему Пермскому краю, при такой интенсивности перевозок нужна четкая схема логистики. «АвтоТрекер» эту задачу упрощает. Чтобы составить и внести в программу карту маршрутов понадобилось несколько месяцев работы транспортного отдела. Сейчас я могу сказать, что КПД нашего автопарка достигает 90%. Это очень высокий показатель. Оптимизация маршрутов позволила улучшить качество и стабильность поставок, повысился уровень доверия клиентов к компании.

Минусы: недостатки «АвтоТрекера» — прямое следствие его достоинств. В автомобильной отрасли вся система координат добыта путем механического измерения. Но ни один механический прибор не гарантирует стопроцентной точности. Поэтому пользоваться для измерения километража исключительно «АвтоТрекером» я бы не рекомендовал. Анализируя отчеты о пробеге, мы фиксируем отклонения как в плюс, так и в минус. А на дальних расстояниях погрешность в несколько процентов дает расхождение в сотни километров. Зимой дорога скользкая, колеса пробуксовывают, по спидометру километраж будет больше, чем по спутнику. Это надо учитывать. Поэтому мы рассчитали коэффициенты погрешности, которыми корректируем показания «АвтоТрекера».

Илья Сериков, генеральный директор ООО «Визард»:

—  Одно дело — иметь доступ к информации, другое — использовать ее. Предприниматели — народ занятой, не у каждого есть возможность анализировать ежедневные данные о работе автопарка. К тому же, чтобы составить точный отчет действительно приходится иметь в виду дополнительные «вводные»: например, анализируя расход топлива на фуре, надо учитывать тепловое расширение топлива, состояние наших дорог (иногда машина движется под углом в 8-10 градусов), интеллект наших водителей, которые научились сливать солярку «потихоньку», на ходу… Поэтому кроме установки и обслуживания «Визард» может выполнять функцию аналитического отдела для своих клиентов. По мере роста клиентской базы мы организовали специальную службу техподдержки, которая обеспечивает бесперебойную работу всех установленных нами модулей (за два года «Визард» оборудовал системой «АвтоТрекер» несколько сотен машин).

Немаловажный момент: «АвтоТрекер» предусматривает возможность расширения функционала системы мониторинга. Среди дополнительных опций подключение датчика расхода топлива, установка кнопки экстренного сигнала тревоги, голосовая связь с диспетчером, sms-оповещение о срабатывании датчиков, контроль времени работы двигателя и агрегатов, возможность дистанционной блокировки двигателя. Имеются «расширения» с отраслевой направленностью, например, датчики вращения (применяются на бетономешалках), подъема кузова самосвала, открытия дверей пассажирского салона или кузова, контроля  температуры в рефрижераторе. То есть систему можно совершенствовать постепенно.