Осень деловая Печать
Статьи - Бизнес
Автор: Руслан Валеев   
13.10.2010 14:02

Вот и осень… Утро встречает прохладой, на асфальте все больше желтой листвы. Дети и студенты вернулись к учебе. Их родители — из отпусков. Офисы наполняются бодрыми загорелыми людьми. И вот уже, как по мановению волшебной палочки, начинают беспрерывно звонить телефоны.

Деловые газеты пестрят заголовками: «В новый деловой год компания вошла с хорошими показателями…», «Запуск проекта приурочен к началу делового сезона…» Жизнь наполняется энергией людей, ориентированных на успех. И вы тоже — съездили на море, упаковали ребенка к школе и теперь свободны для новых проектов. Вы чувствуете, что по-прежнему нужны клиентам. Вы полны идей. Взяв низкий сентябрьский старт, в ближайшие месяцы вы станете наращивать обороты, стремясь к концу календарного года, к наивысшему бизнес-сезону, когда обезумевшая деловая активность сливается в экстазе с предновогодним потребительским бумом, затопляя деньгами расчетные счета тех, кто был наиболее трудолюбив и креативен…

Это в деревнях один весенний день год кормит. У нас и посевная, и молотьба происходят в основном в сентябре-декабре. И перед тем, как всех затянет в воронку похмельного января, можно планировать и реализовывать самые смелые замыслы. А «Дело НС» будет писать о них в каждом номере начавшегося нового делового сезона… С Новым годом вас, господа! С новым деловым годом!

Андрей Сорошкин, директор РЦ «Чайка» (г. Соликамск):

— Еще в прошлом году сентябрь для «Чайки» был началом сезона. Теперь, когда кино перестало быть приоритетным направлением, сезонных разграничений, как таковых, нет. Прошедший деловой год стал прорывным: зимой открылся боулинг, который дал нашему бизнесу колоссальный толчок.

Планы освоить это направление появились еще в 2005 году. Тогда мы разработали четырехлетнюю программу развития. Финансовый кризис спутал все карты, но нам, хоть и с отставанием, удалось выполнить намеченное. Сейчас мы уже на завершающем этапе. Опыт с боулингом показал, что индустрия развлечений в городе имеет большие перспективы, поэтому в скором времени в «Чайке» будет запущен детский развлекательный комплекс. Проект уже готов.

В дальнейшем планируем открыть еще и ресторан. Я прекрасно понимаю, какого уровня общепит нужен в городе, поэтому заведение будет совмещать в себе востребованный формат и ориентированность на средний класс. Уже велись переговоры с ресторанной сетью «Хуторок», компаниями «Алендвик» и RestUnion, но пермяки не торопятся расширяться на нашем рынке. Хотелось бы, чтобы этим направлением занимались профессионалы — все-таки это не наш профиль. Однако, если желающих открыть заведение в Соликамске, не найдется, запустим проект самостоятельно, и, я уверен, найдем своих клиентов.

Вячеслав Дьячков, учредитель ООО «Элмет» (г. Березники):

— Для нас осень — не начало делового сезона, а, скорее, его завершение. В декабре спрос на металлопрокат постепенно угасает, и торговля встанет до марта. Как раз к этому времени мы планируем построить складское помещение и офис в Усолье. В принципе, этот рынок для нас не новый: усольский спрос и так не проходит мимо. Однако мы рассчитываем упростить логистику, да и сотрудничество с клиентами теперь станет удобней.

Подготовка к новому сезону в нашем бизнесе выражается главным образом заполнением складов. Чтобы грамотно выстроить ассортиментную политику, в декабре подводим итоги, выясняем, по каким позициям в течение года спрос был наиболее высок. Исходя из этого, выбирается приоритетное направление.

Однако я считаю, что к планированию нужно подходить как можно гибче. Нужно отслеживать ситуацию на рынке, и не всегда она поддается прогнозам. Бывает даже так, что на отдельные товары перед сезонным затишьем ценник может вырасти, а на пике спроса — неожиданно упасть. Например, так скакала цена на арматуру в 2008 году. Поэтому планы приходится постоянно корректировать, и они могут кардинально измениться буквально за одну неделю.

Галина Пантелеева, директор компании «You Need + Опытные врачи» (г. Соликамск):

— Прошедший деловой год стал определяющим. Мы начали работать в октябре 2009 года, поэтому первоочередной задачей было занять свою нишу на рынке. Конкуренция в Соликамске высокая, но наши специалисты оказались востребованными. Если осенью салон предоставлял только услуги лечебного и косметического китайского массажа, то теперь у нас работают хирург, онколог, эндокринолог и ряд других врачей.

В новый деловой год мы вошли уже «широким шагом». Кабинет врачей загружен лишь наполовину, но клиентская база постоянно пополняется. До декабря в планах открыть еще два салона лечебной косметологии. Один из них уже работает. Тем не менее, бросаться в омут с головой мы не торопимся. Сначала посмотрим, как будет работать открытый летом филиал, а уже по итогам запустим второй. Малые деньги — это тоже деньги, и они должны окупаться.

Причем, в нашем деле, все зависит не от количества кабинетов, а от качества их работы. Важен не только профессионализм специалистов, но и их отношение к пациентам, уровень сервиса, отличающий хорошую клинику. Так что мы внимательно относимся к подбору персонала.

Леонид Гаричев, директор фирмы «Автолюкс» (г. Соликамск):

— Чтобы держаться «в струе», нужно строить не только текущие, но и стратегические планы. В 2008 году, в разгар кризиса, мы поняли, что одно из наших предприятий — фирма такси — работает малоэффективно. Поэтому я решил отказаться от содержания собственного автопарка. Это был шаг с прицелом на долгосрочные перспективы: сейчас гораздо выгодней нанимать водителей с личным транспортом. Кроме того, мы объединили все свои диспетчерские в единую диспетчерскую службу, что помогло улучшить качество услуг.

Года через два мы опять начнем закупать собственные машины, и это позволит укрепить позиции в Соликамске. Тогда такси, возможно, вновь станет для компании интересным направлением.

Конечно, если конъюнктура рынка к тому времени изменится, то и планы будут скорректированы. Поэтому важно иметь текущие цели в ближайшей перспективе. Такое распределение помогает держать «прицел» на важном, но не отвлекаться от объективных реалий.

К примеру, за прошедший год мы «подлатали» свои активы после кризиса: провели откладываемый с 2008 года ремонт помещений, заасфальтировали площадки, купили городской «скорой помощи» новые машины. Этой осенью «скорая» получит еще  одну партию специализированных авто, а весной планируем ввести в эксплуатацию новый объект и расширить сферу деятельности.

Ирина Коршунова, директор компании «House» (г. Березники):

— Планирование позволяет вести бизнес спокойно, без рывков, как это было в начале нашей работы. Тогда, не просчитав заранее объемы закупок, мы частенько «проваливались» по наиболее ходовым позициям. А постоянно торговать тем, что осталось на складах поставщиков, сами понимаете, неинтересно. Теперь к закупу мы готовимся за полгода. Причем, заранее запрашиваем медиапланы у поставщиков, чтобы знать, какие товары будут рекламироваться в сезон наиболее активно.

Случаются и форс-мажорные обстоятельства. В этом году таким стало открытие ТЦ «Оранж Молл». Мы получили интересное предложение и решили разместить там свой магазин игрушек. Подготовительные работы заняли около полугода — это существенные коррективы в наши планы, но, думаю, на компании они отразятся только положительно.

Сейчас отдел уже открыт, и мы готовимся к Новому году. Подготовка заключается не только в подборе ассортимента, но и в подготовке сотрудников. Осенью двое продавцов съездят на семинар по конструкторам LEGO. А ближе к самому празднику будем увеличивать рабочий день. В прошлом году магазины работали до девяти вечера, а отгрузка со складов и вовсе шла до полуночи.

Дмитрий Рудин, директор медицинского центра «Диалог» (г. Березники):

— В нашем бизнесе у делового сезона нет ярко выраженного начала и конца. Люди болеют круглый год. Однако от планирования мы не отказываемся, только так можно избежать топтания на месте.

Летом открыли в Березниках новый медицинский центр. Работа над ним длилась почти год. Долго подбирали помещение — нужны были площади не менее 500 кв. метров с возможностью последующего расширения, искали кредиты. Сильно задержало согласование с администрацией. Если этот филиал покажет себя хорошо, осенью планируем закупить новое оборудование.

В этом году приняли еще трех специалистов. Один из них — оториноларинголог, это новое для нас направление. Тема персонала в медицине очень актуальна — это наш главный актив. Хороших, опытных профессионалов в городе не так много. Чтобы привлечь таких врачей в частную клинику, мы предлагаем им оклад вдвое превышающий бюджетную зарплату. Регулярно отправляем их за счет фирмы на платные курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург и Москву. Работа в этом направлении ведется постоянно, и сейчас в «Диалоге» трудятся уже два десятка высококлассных специалистов.

Дмитрий Кичигин, директор компании ООО «Кама-строй» (г. Соликамск):

— Не могу сказать, что наш деловой сезон начинается осенью. В строительстве основная работа длится до декабря. Потом подводятся итоги года, строятся планы на будущее, проходят корпоративные мероприятия. С января стартует очередная договорная программа: время встреч, переговоров и согласований.

Новый сезон — это, прежде всего новые планы, возможности, знакомства. Этот год для нас был очень насыщенным: построили бизнес-инкубатор, сдали жилой дом в Боровске, взяли объекты в Березниках, Губахе, Красновишерске, Перми. Штат работников с начала года увеличился на 15%. Кроме того, мы вышли за пределы края: теперь работаем над объектами в Татарстане и Тульской области. Есть предложения даже открыть в Туле свой участок, но пока что с решением мы не торопимся. Все будет зависеть от того, как покажут себя наши партнеры.

Подводить итоги должен каждый предприниматель. Только так можно увидеть все свои ошибки, недочеты и, соответственно, возможность что-либо улучшить. Уже с учетом этих моментов нужно строить планы на будущее — ты словно выстраиваешь вектор, видишь конечный результат и идешь к нему, твердо зная, что по пути никуда не свернешь.

Иван Столяров, генеральный директор компании ООО «Технологии климата» (г. Пермь):

— «Технологии климата» — это коммерческая структура, и главный результат для нас — финансовые показатели. Прошедший сезон в этом плане был плодотворным: благодаря жаркому лету в июле-августе спрос вырос в два раза. Несмотря на то, что мы приостановили оптовые продажи, возникал даже некоторый дефицит, хотя наши склады были подготовлены к сезону. Теперь закупаем товар на осенне-зимний период, благодаря летнему всплеску поставки увеличены на 30-40%.

Да и в количественном выражении компания за прошедший деловой год тоже выросла: открылись новые магазины в Перми и Березниках. При расширении сети, правда, возникли логистические сбои: склады не успевали обрабатывать заявки, пополнять запасы. Сейчас половину складских запасов отдали на аутсорсинг, на оставшиеся склады наняли более грамотных сотрудников. Осенью-зимой откроем в регионе еще два магазина, но на этот раз подойдем к вопросу более осмотрительно.

При подготовке к новому сезону важно обратить внимание на рекламную кампанию. Если в Перми основной упор мы делаем на телевидение, то в Верхнекамье в этом сезоне практически полностью перешли на радио и печатные издания.

Андрей Пантелеев, генеральный директор группы охранных предприятий «Полют» и «Рубеж» (г. Соликамск):

— Охранный бизнес — тот редкий случай, когда сезонность не имеет абсолютно никакого значения. Охранник нужен и зимой, и летом. Однако любой компании нужно постоянное движение вперед, развитие. Мы улучшаем собственную материальную базу, обучаем сотрудников, совершенствуем их экипировку — этой осенью закупим новые бронежилеты, которые при тех же характеристиках весят всего 3,5 кг.

Стратегия развития обусловлена не конкуренцией, хотя игроков на этом рынке в Верхнекамье предостаточно. Наоборот, с конкурентами мы выстраиваем товарищеские отношения. К примеру, в мае заключили соглашение о партнерстве и оперативном взаимодействии с березниковским ОА «Элас». Мы обслуживаем объекты «Эласа» в Соликамске, они помогают нам в Березниках. Опыт сотрудничества оказался удачным: качество нашей работы растет.

Теперь будем двигаться в этом направлении дальше. Полная безопасность бизнеса наших городов может быть обеспечена только совместными усилиями всех охранных предприятий. С этой целью во второй половине сентября проведем собрание руководителей всех ЧОПов и центров обучения, на котором будут обсуждаться первые шаги по созданию ассоциации охранных предприятий Верхнекамья.