Пермские операторы пляшут «от корпоративного» Печать
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
23.09.2006 23:01
Особое внимание к корпоративным клиентам — важная тенденция современного рынка сотовой связи и одновременно — своеобразная «вершина», достигнув которой, оператор может начинать новый этап развития — так сказать, горизонтальный, когда уже имеющаяся серия услуг и технических возможностей расширяется и усовершенствуется с ориентацией на вполне определенные группы клиентов

Особое внимание к корпоративным клиентам — важная тенденция современного рынка сотовой связи и одновременно — своеобразная «вершина», достигнув которой, оператор может начинать новый этап развития — так сказать, горизонтальный, когда уже имеющаяся серия услуг и технических возможностей расширяется и усовершенствуется с ориентацией на вполне определенные группы клиентов.

Можно с уверенностью говорить о том, что, несмотря на некоторые формальные затруднения в работе после 1 июля нынешнего года, когда был введен в действие пресловутый «индустриальный стандарт» оплаты за мобильные переговоры, все операторы, работающие на рынке сотовой связи Пермского края, вернули себе прежнюю активность и взялись за привлечение новых абонентов. Причем корпоративному сегменту уделяется особое внимание. Более того, нынешняя осень, скорее всего, станет «временем прогресса» в отношениях сотовых компаний к корпоративным абонентам — как уже имеющимся, так и новым.

На данном этапе весь абонентский рынок Пермского края поделен на четыре неравные доли. Наибольший клиентский процент приходится на ОАО «Уралсвязьинформ» (торговая марка Utel). По итогам первого полугодия 2006 года, связью от Utel пользовалось 48 % абонентов Прикамья. Остальные 52% поделили между собой операторы «большой тройки»: ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») — 14%, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (торговая марка «МТС») — 32% и ОАО «МегаФон-Урал» (торговая марка «Мегафон») — 6%. Такая неравномерность напрямую связана со временем выхода оператора на местный рынок. Cуществующее ныне процентное соотношение — величина не статическая, а динамическая: в дальнейшем схема распределения рынка будет меняться, и тут уж ситуация будет напрямую зависеть от того спектра услуг и уровня технического прогресса, который может предложить потенциальным абонентам оператор сотовой связи.

Корпоративный абонент — крайне привлекательная единица сотового рынка, но в то же время это наиболее требовательный клиент. Неудивительно, что операторы сотовой связи практически одновременно начали активную кампанию, основная цель которой — повышение лояльности корпоративных абонентов.

Несмотря на то, что, по мнению аналитиков, на сегодняшний день общий процент корпоративных клиентов у операторов Пермского края откровенно невелик, и на финансовое положение сотовых компаний практически не влияет, спрос на подобного рода услуги есть, и он растет. Кроме того, наличие корпоративных клиентов (особенно из числа субъектов среднего и крупного бизнеса) активно работает на имидж компании. 

По словам пресс-секретаря ОАО «Вымпелком» в Перми Михаила Булгакова, спрос и интерес к корпоративным тарифам «Билайн» существует постоянно: «На сегодняшний день многие руководители компаний стремятся обеспечить своих сотрудников качественный и недорогой связью и поэтому становятся нашими корпоративными клиентами». При этом клиент может самостоятельно решить, «сколько за телефон будет платить предприятие, а сколько — сам сотрудник».

Как отмечает г-н Булгаков, сейчас «доля корпоративных клиентов от общего числа абонентов компании постоянно увеличивается». Можно предположить, что отчасти росту корпоративного сегмента будет способствовать и целенаправленный «информационный ликбез», которым зачастую пренебрегают крупные операторы сотовой связи. Между тем, незнание условий взаимодействия — одна из причин консерватизма клиентов. Как пояснил пресс-секретарь пермского «Билайна»,  «бытует мнение, что стать корпоративным клиентом можно, только если одновременно подключаются несколько десятков номеров. На самом деле это не совсем так. Например, стать корпоративным клиентом «Билайн» можно, подключив лишь один номер».

Сейчас ОАО «Вымпелком» предлагает потенциальным клиентам четыре корпоративных тарифных плана, у каждого из которых есть свои преимущества.

В частности, главная особенность предложения «Деловой стиль» — фиксированная абонентская плата за все разговоры по Пермскому краю (и входящие, и исходящие, и на мобильные, и на телефоны ГТС) без каких бы то ни было ограничений. На тарифе «Компания+» стоимость вызовов сотрудникам фирмы составляет $0,01, а на исходящие на остальные телефоны «Билайн» и других сотовых операторов Пермского края — $0,02 и $0,03 соответственно, исходящие на городские телефоны Пермского края — $0,1 до 31 минуты и $0,08 с 31 минуты разговора. Предложение «GPRS-Интернет» можно назвать «специальным пакетом»: оно ориентировано исключительно на передачу данных, не предусматривая возможности голосовой связи. Наконец, на тарифе «Бизнес-формула» существует разграничение на должности: «Персонал», «Секретарь» и «Менеджер», в зависимости от этого определяется величина абонентской платы — от 0 до $27 и стоимости звонков местной связи: $0,08 для «Персонала» и «Секретаря», и $0,04 — для «Менеджера». Кроме того, в рамках этого тарифа предусмотрено подключение опции «Наша команда», предоставляющая 50-процентную скидку на звонки. Стоимость вызовов на номера сети «Билайн» внутри региона составляет $0,10. Также в рамках тарифа возможно подключение опции «Партнеры», предоставляющей пятидесятипроцентную скидку на звонки.
В принципе, с тем, что сейчас предлагает корпоративным клиентам «Билайн», компания уже составляет серьезную конкуренцию своим оппонентам на рынке услуг сотовой связи в Пермском крае. Например, у МТС на данном этапе развития также введены в действие четыре корпоративных тарифа («Корпоративная сеть», «Корпоративный мобайл», «Команда», «Корпоративный универсал»), а «МегаФон», хотя и может похвастаться более широким спектром услуг для корпоративных клиентов, проигрывает по охвату абонентского рынка.

В то же время, останавливаться на достигнутом нельзя, и в «Вымпелкоме» это прекрасно понимают. Как буквально на днях рассказала журналистам и.о. менеджера по работе с корпоративными клиентами пермского филиала компании «ВымпелКом» Елена Матвеева, «Мы регулярно опрашиваем наших корпоративных абонентов, чтобы узнать их мнение о существующих тарифах, а также услышать их пожелания. Кроме того, мы принимаем во внимание поступающие к нам заявки. Все это учитывается при очередном пересмотре тарифной линейки. Так, очередное ее пополнение возможно в октябре этого года. Также в будущем предполагаются и различные маркетинговые мероприятия для корпоративных абонентов».

Ход своевременный, хотя и не на упреждение: компания «Мобильные ТелеСистемы» начала обновление тарифов корпоративной линейки с 12 сентября, когда были внесены первые изменения предложении «Корпоративная сеть» и вступил в действие новый тариф «Корпоративный мобайл», сменивший существовавшее ранее одноименное предложение. Мощная кампания по привлечению корпоративных абонентов дает свои плоды: по словам главного специалиста отдела маркетинга пермского компании МТС (Пермь) Романа Хаскина, в последние три месяца количество корпоративных подключений выросло вдвое.

С другой стороны, корпоративные предложения компании Utel, на долю которой приходится почти половина всей абонентской базы Пермского края, пока не претерпели существенных изменений «в соответствии с конъюнктурой».

Utel предлагает корпоративным абонентам три разновидности тарифных планов. На тарифе «Корпоративный» стоимость входящих внутрисетевых вызовов составляет 2,36 рубля, остальных исходящих вызовов 4,13 рубля с 8.00 до 20.00 и 2,95 рубля с 20.00 до 8.00, а также в выходные и праздничные дни. Особенность группы тарифов «Капитал» — плата только за первую минуту разговора внутри сети — 1,19 рубля, стоимость остальных соединений — 1,70 рубля. Семейство тарифов «De Luxe» представляет собой серию из пяти тарифов без единовременной платы за подключение, с бесплатными входящими соединениями, ежемесячной абонентской платой, посекундной тарификацией и полным пакетом дополнительных услуг.


Сейчас вполне можно говорить о том, что у «Билайна» есть все шансы увеличить свою долю рынка и, возможно, сделать это именно за счет корпоративных клиентов. С одной стороны, немалую роль в этом могут сыграть тарифы, скоординированные в соответствии с пожеланиями абонентов, с другой стороны, свой вклад в расширение корпоративного рынка неминуемо даст столь привлекательный для бизнеса индивидуальный подход. По словам Михаила Булгакова, «для корпоративных клиентов у нас созданы особые условия обслуживания. Уже среди корпоративных клиентов есть «ключевые клиенты». С ними в нашей компании работает отдельный менеджер. Среди наших корпоративных клиентов сегодня такие компании как «ЛУКойл», «Ингосстрах», «Северсталь», «М-видео», «ОРТ», «НТВ», «РТР», Альфа-банк, МЧС России. Наличие таких клиентов, безусловно,  положительно сказывается на имидже нашей компании».

При этом, акцентирует внимание г-н Булгаков, «несмотря на то, что мы различаем корпоративный и массовый сегменты, мы не говорим о том, что корпоративные клиенты для нас важнее, чем все другие абоненты». Просто в компании хорошо понимают, что такое целевая аудитория, и как с ней работать.