Рекламные щиты: пора ли власть употребить? Печать
Статьи - Бизнес
Автор: ИА "Верхнекамье"   
05.04.2006 18:45
Как известно, реклама – двигатель торговли. Ворвавшись в нашу жизнь пятнадцать лет назад, реклама стала отдельной, самостоятельной сферой бизнеса. Она повсюду – на телевидении, в газетах и по радио. Но если телевизор и радио можно выключить, а газету отложить в сторону, то огромный рекламный щит посреди улицы «мозолит» глаза всем и каждому

Как известно, реклама – двигатель торговли. Ворвавшись в нашу жизнь пятнадцать лет назад, реклама стала отдельной, самостоятельной сферой бизнеса. Она повсюду – на телевидении, в газетах и по радио. Но если телевизор и радио можно выключить, а газету отложить в сторону, то огромный рекламный щит посреди улицы «мозолит» глаза всем и каждому.

Реклама с ограничениями и без

Еще каких-нибудь десять лет назад о рекламных щитах на улице рассказывали разве что люди, побывавшие в Москве. Но уже сегодня на березниковских улицах установлено без малого шестьдесят подобных щитов. Реклама на них встречается самая разная.

На последнем заседании городской думы депутаты возмутились, например, обилием табачной рекламы. Мол, мало того, что она носит асоциальный характер, так еще и расположена вблизи медицинских и учебных заведений. Вносились предложения принять меры запретительного характера, однако, по словам начальника Управления по распоряжению муниципальной собственностью (УРМС) Сергея Долгих, у городских властей пока нет всех необходимых полномочий для того, чтобы поменять ситуацию на рынке наружной рекламы.

Город сдает в аренду свободные земельные участки путем аукциона. Заметим – именно аукциона, а не конкурса. Единственным требованием к участникам аукциона является соответствие устанавливаемых конструкций архитектурному облику города. За этим строго следит Управление архитектуры. УРМС же руководствуется «Положением о порядке распространения наружной рекламы», принятом  березниковской городской думой ровно год назад, 31 марта 2005 года.

— У нас нет возможности заранее определить и документально согласовать содержание рекламной продукции на устанавливаемых щитах, — говорит начальник УРМС Сергей Долгих. — Органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в этот процесс. Федеральным законом «О рекламе» установлены ограничения, касающиеся отдельных видов рекламируемой продукции – табачных изделий и алкогольных напитков. Их запрещено рекламировать на расстоянии ближе 100 метров от спортивных, образовательных и медицинских учреждений.

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет УРМС, но полномочиями принимать решение наделено лишь Управление  Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ФАС). В октябре прошлого года с одного из рекламных щитов по решению ФАС была демонтирована реклама сигарет. Сегодня Управление по распоряжению муниципальной собственностью направило в ФАС запрос о том, может ли администрация города ограничить щитовую рекламу пива и табака в связи с принятой недавно новой редакцией Закона «О рекламе». Если будет получен положительный ответ, в городское «Положение о порядке распространения наружной рекламы» будут внесены соответствующие изменения.

Город рекламе рад

В 2004 году доходы от продажи права аренды земли под рекламные щиты составили 600 тыс. рублей. В 2005-м — уже 1 млн. 900 тыс. рублей. По словам Сергея Долгих, желающих участвовать в аукционе достаточно много, особенно если речь идет о лотах на центральных улицах города. На окраинах, где людей и машин бывает значительно меньше, места остаются пустовать.

Впрочем, в идеале рекламный щит должен выполнять несколько дополнительных функций: к примеру, его подсветка должна помогать основному освещению улицы.

— Хотелось бы, чтобы наружная реклама была не только «статичной», — говорит Сергей Долгих. — Во многих городах реклама транслируется на огромных мониторах, рекламные щиты могут в течение нескольких минут менять изображение, существуют так называемые световые панно и тумбы. Мы стремимся к тому, чтобы и в нашем городе наружная реклама была столь же современной.

Управление по распоряжению муниципальной собственностью провело «круглый стол» с участием представителей администрации города и владельцев рекламных щитов. Предложения представителей бизнеса были внесены в последнюю редакцию «Положения о наружной рекламе», принятую в феврале городской думой. Так, например, были установлены четкие стандарты изготовления рекламного щита (раньше по этим вопросам предприниматели часто спорили с Управлением архитектуры). Были предусмотрены понижающие коэффициенты для тех, решит установить сложные технические средства рекламы либо разместит рекламу на муниципальных объектах.

— Город не ущемляет права и интересы предпринимательства, — говорит Сергей Долгих. — Другое дело, что основными рекламодателями являются организации федерального уровня. Те же производители табачных изделий, компании сотовой связи… У них есть финансы, есть большой рекламный бюджет. Местной рекламы гораздо меньше. А социальной — нет совсем. Но я не считаю это правильным. Думаю, городу для социальной рекламы необходимо около десяти щитов.

Было бы здорово, если бы рекламные щиты призывали не только выпить бутылку пива и выкурить сигарету, но и, к примеру, поучаствовать в субботнике, помочь в строительстве храма, поделиться игрушками с сиротами…

Кто кого?

Пять тысяч минимальных размеров оплаты труда — таким может быть наказание за нарушения в области рекламы. Впрочем, иногда рекламораспространители и рекламодатели играют на грани фола, сознательно провоцируя общественное негодование.

История двухлетней давности с рекламой пылесоса помнят очень многие. По всей стране красовался слоган: «Сосу за копейки!» Возмущению граждан и чиновников тогда не было предела. Через пару недель на рекламных щитах с изображением пылесоса появилось стыдливое «Ой!», а специалисты в области права принялись объяснять, что законодательство о рекламе не нарушено. Во-первых, слово «пыль» присутствовало в слогане, а во-вторых, слово «сосу» каждый понимает вмеру своей испорченности.

Долгое время на московских улицах красовалось изображение женских ягодиц с надписью: «Твои любимые пельмешки» — известный мясокомбинат так рекламировал свою продукцию. А в Подмосковье, по слухам, на одном из шоссе стоял рекламный щит передовой компании сотовой связи – «Посмотри! Ты лучше!». А через сто метров — реклама вечного «полосатого» конкурента: «Согласен! Я лучше!».