Главная Статьи Жизнь Путешествие из Добрянки в… Добрянку
Путешествие из Добрянки в… Добрянку Печать E-mail
Статьи - Жизнь
Автор: ИА "Верхнекамье"   
09.03.2006 21:03
Добрянка – не единственный населенный пункт с таким названием. На просторах бывшего Советского Союза есть еще несколько Добрянок. Две из них расположены в России: в Амурской и Омской областях, две — на Украине: в Черниговской и Кировоградской областях. Кроме того, в Гомельской области Белоруссии есть деревня Поддобрянка, по Волге перевозит грузы теплоход «Добрянка», а на окраине Перми нашла для себя место улица Добрянская

Добрянка – не единственный населенный пункт с таким названием. На просторах бывшего Советского Союза есть еще несколько Добрянок. Две из них расположены в России: в Амурской и Омской областях, две — на Украине: в Черниговской и Кировоградской областях. Кроме того, в Гомельской области Белоруссии есть деревня Поддобрянка, по Волге перевозит грузы теплоход «Добрянка», а на окраине Перми нашла для себя место улица Добрянская. Корреспондент газеты «Камские зори Плюс» Михаил Калинин побывал в первой из Добрянок. В той, что находится в Омской области.

Часть 1. Во глубину сибирских руд…

Из Пермских лесов в омские степи

Большую часть пути до омской Добрянки я провел на верхней полке плацкартного вагона пассажирского поезда Москва-Благовещенск. Ехал под стук вагонных колес, под тихое похрапывание пожилой семейной пары с нижних спальных мест и под гитарное пение бородатых московских туристов. В полудреме я слышал, как туристы пели о каких-то неоткрытых плато и о заснеженных вершинах. Но в отличие от них меня в тот момент больше манили не застывшие таежные дали, а заснеженные омские степи. Ведь где-то там, среди них и затерялась деревушка с таким близким всем нам названием Добрянка. Но что бы добраться до нее, мне нужно было совершить еще несколько «марш-бросков».

Омская лотерея

Омск встретил меня солнцем и сибирским морозцем градусов в двадцать. Купил городскую карту, сориентировался на местности. Оказалось, что железнодорожный вокзал и автовокзал находятся совершенно в разных частях миллионного города и между ними минут сорок пути на автобусе. Узнал у симпатичной сибирячки номер маршрута, поехал.

Сразу обратил внимание на то, что в Омске почти нет того древнего европейского автохлама, что ездит по пермским дорогам. Почти все автобусы отечественные и практически новые. Позже я выяснил, что перевозки в городе осуществляют муниципальные автопредприятия, и власти каждый год закупают для них по сотне новых машин. Тут же постоянно сновали целые стада частных «ГАЗелей». Их «поголовье» в Омске составляет полторы тысячи штук и, как оказалось, отношения между муниципалами и частниками напряженные. Чтобы привлечь на свою сторону пассажиров, автобусники выпускают совершенно невероятные проездные билеты, которые одновременно являются… лотерейными. Сотрешь защитный слой, и будет тебе счастье.

Наш ответ глобализации

Мне счастья не привалило, и потому все сорок минут я ехал и крутил головой, стараясь получше разглядеть Омск. Однако, как ни старался ничего примечательного не заметил. Может, не там ехал? Кругом была такая же советская архитектура, как в Перми, те же названия улиц, те же магазины: «Эльдорадо», «Евросеть», «Цифроград»… Глобализация в чистом виде, да и только. Если бы ни чудные меховые шапки с полуторчащими вверх ушами, в коих там ходят некоторые мужики, то вообще бы никакого своеобразия в Омске не нашлось. А так хоть они внесли нужный колорит и подсказали мне, что за окном уже не Европа, а Азия.

Степь да степь кругом

С такими «азиатскими» мыслями я приехал на омский автовокзал. Во все стороны обширной Омской области от автовокзала разбегаются автобусные маршруты. Шустрят в основном ПАЗики. На одном из них я и направился на крайний юго-запад Прииртышья, в райцентр Полтавка. Это, примерно, 140 километров  от Омска. Омская Добрянка находится как раз в Полтавском районе.

По степным автотрассам можно ездить хоть на автопилоте. Воткнул передачу и вперед, кажется, что и за руль держаться не обязательно. Поверхность лесостепи и степи с мелкими березовыми колками, что столешница моего письменного стола. Такая же ровная. Едешь и ни подъемов тебе, ни спусков. Повороты встречаются один на 10-15 километров.

В салоне нашего автобуса пассажиров немного, да и те готовятся выходить, кто в райцентре Марьяновка, кто в соседнем Щербакуле. 

- Я 12 лет проработал дальнобойщиком, изъездил на своем Супер-МАЗе всю Россию, у вас в Прикамье тоже не раз бывал, - рассказывает мне дорогой водитель ПАЗика. – Многое повидал, могу сравнить жизнь в разных областях. Получается, что у нас здесь люди живут еще не плохо.

Я с ним полностью согласен. Кругом асфальт, сельские дома в основном крепкие, с хорошими усадьбами и с неуловимым украинским оттенком: дома беленькие, наличники синенькие… По крайней мере, сельская безнадега здесь в глаза не бросается. Старики по Омской области ездят бесплатно, а студенты – за полцены. На фоне зубастого прикамского капитализма в Прииртышье коммунизм, да и только.

Во мраке полтавской ночи

Так, за разговорами, уже вечером доехал до Полтавки. Это сельский райцентр с населением в семь тысяч душ.

Вышел я из автобуса, поднял случайно глаза к небу и остановился завороженный. Такого сияющего звездного неба, как здесь, я не видел уже много лет. Наверное, со времен службы в Туркмении. Вот прямо передо мной сияет Орион, вот справа от него переливаются Плеяды, вот над головой мерцает Кассиопея… Мысли мои взмыли куда-то высоко-высоко, а потом, хлоп! и шмякнулись прямо о грешную землю. Полтавские звезды сияли так потому, что вокруг меня был полный мрак! Горящих уличных фонарей в райцентре не наблюдалось. Так в вечернем мраке, по подсказке водителя я и пошел в направлении гостиницы со светлым, утренним названием «Заря». В темноте у магазина с огромной надписью «Хороший» приметил женскую фигуру. Попытался уточнить месторасположение «Зари». Фигура сначала шарахнулась в сторону, потом все же махнула рукой в сторону некоего двухэтажного здания и быстро исчезла во тьме.

Помощь свыше

Администратор провинциально-милой и аскетичной «Зари» с божественным (если вспомнить древних греков) имением Зинаида стала моей главной помощницей в Полтавке.

Узнав, что я из пермской Добрянки еду в их полтавскую Добрянку («я и смотрю, что в Вашем паспорте знакомое название»), она совершенно бескорыстно сделала чуть ли не с десяток телефонных звонков и сумела выяснить не только время отправления первого автобуса из Полтавки в Добрянку, но и домашний телефон директора Добрянской школы Натальи Збитневой (в качестве справочной службы при этом выступила… сельская котельная). Набрал номер Натальи Викторовны. В ответ услышал: «Да, да, мы ждем Вас. Приезжайте…»

В пограничной зоне

В 6.30 утра очередной ПАЗик повез меня в такую знакомо-незнакомую Добрянку. Именно меня. Потому что я был в автобусе единственным пассажиром. До конечной точки моего путешествия было около сорока километров, и поэтому мы с водителем коротали время в пути за разговорами. Он рассказывает:

- Тут ведь граница с Казахстаном совсем не далеко. Вон, будку впереди видишь? (На обочине дороги, посреди заснеженной степи, маячит небольшой вагончик). Это пограничный пост, здесь уже погранзона начинается. На самой границе есть и таможенные посты. По автотрассам их, конечно, не объедешь. Таможенники, погранцы документы проверяют, грузы…

- Ну и как, граница на замке? - интересуюсь я у своего собеседника.

- Да кого там! Местные жители, которые все здешние проселки знают, границу в случае надобности без проблем пересекают… А вот и твоя Добрянка.

Впереди показался очередной березовый колок, огоньки и дома омских добрянцев. Отчего же мое сердце так забилось в груди?

Часть 2. В Добрянке

В центре сельской жизни

Я ступил на добрянскую землю в 7.30 утра. Тут же услышал: «Михаил Александрович, это Вы?» На фоне морозной утренней зари передо мной, аки заснеженные Афродиты, предстали наши «омские землячки», добрянские учительницы: «Пойдемте с нами в школу. Вот она, рядом». Пошел с удовольствием. Там меня напоили чаем и устроили экскурсию по школе.

Школа в Добрянке не только основная, то есть девятилетняя, но и основательная. Здание ее кирпичное, выстроенное в 80-х годах.

- Тут у нас учительская, тут библиотека и небольшой музей села, а вот спортзал, - показывает Наталья Збитнева. Руководитель она молодой, в родную для нее школу пришла после окончания географического факультета Омского педуниверситета. Как и многие ее земляки, хорошая лыжница, не раз выступала за свою школу и район. А как «географиня» рассказывает, что Добрянка находится в зоне перехода от лесостепи к степи и до границы с соседним Казахстаном всего-навсего 8 км.

Добрянская школа – это центр притяжения для всего села. В нынешнем учебном году в ней учится 42 ребенка, и трудятся 9 учителей. В школе есть небольшой компьютерный класс, огромный по сельским меркам спортивный зал, учебно-опытный участок. Он дважды входил в число лучших в районе.

- Выращиваем все, что необходимо для школьной столовой. Но я мечтаю создать сад георгинов и альпийскую горку, - делится планами заведующая участком Екатерина Колегова.

Добрянцам о Добрянке

Я ехал в Добрянку не только с «разведывательной», но и, не сочтите за некую высокопарность, с просветительской миссией. Хотелось рассказать омским добрянцам о нашем городе. Рассказал. Школьное фойе, ученики, педагоги, стол, географическая карта,  указка. Вот и все, что понадобилось для этого. А еще заинтересованные глаза. Таких было много. Вопросов о нашем житье-бытье тоже хватало. После своего рассказа я провел даже небольшую викторину. В ней особо отличился девятиклассник Сережа Браун. В качестве приза ему достался наш фирменный блокнот, а фонды школьной библиотеки пополнили учебник по истории нашего района «Малая родина», книга «Эхо минувших веков» и открытки с видами нашего города. Чему я очень рад.

Живые родники

Центр культурной жизни – Добрянский сельский клуб. В его бревенчатом здании разместились зрительный зал на 100 мест, сцена, фойе и сельская библиотека.

- Добрянцы праздники и концерты любят и активно в них участвуют. Какой праздник самый-самый? Наверное, день Добрянки, который мы провели в 2003 году. А еще у нас проводятся праздники улиц, на которых мы чествуем лучший двор, лучших механизаторов, награждаем самых старых и самых юных жителей. Каждый год мы участвуем в районном фестивале «Живой родник» и не безуспешно, - рассказывает заведующая клубом Наталья Потапова. Что ее сейчас особенно заботит, так это отсутствие в селе гармонистов. Как говорится, «какая песня без баяна?».

- А ведь талантливые люди у нас в Добрянке есть, например, старожил Алексей Коржук. В 2003 году, когда во время праздника села мы чествовали супругов Коржук с Золотой свадьбой, Алексей Афанасьевич исполнил для своей жены такую красивую, и трогательную песню «Лебеди» собственного сочинения, что многие даже прослезились, - подхватывает разговор заведующая библиотекой Лариса Эртман. К слову сказать, фонды здешней библиотекой тоже пополнились литературой о нашей Добрянке.

С родины на родину

- Как по телевизору увидим вашу команду КВН, нам так приятно становится. Прямо душу греет, - говорит фельдшер Добрянского ФАПа Марина Третьякова. Она работает здесь медиком уже 26 лет и знает о своих земляках все.

- Я считаю, что у нас в Добрянке все-таки много молодежи. Каждый год рождаемость у нас хоть на 2-3 человека, но превышает смертность. Из 420 наших жителей сто человек - это дети и подростки в возрасте до 18 лет, а пенсионеров всего 60, - рассказывает Марина Дмитриевна.

По ее словам, сильное влияние на демографию Добрянки в последнее десятилетие оказали миграции. За десять лет из села в Германию выехало около сотни жителей немецкой национальности. Устраиваются в Германии по-разному, но ностальгируют по Добрянке почти все. А потому и ездят сюда почти каждый год.

Между прочим, часть оборудования для Добрянского ФАПа предоставила как раз Германия. В селе в течение нескольких лет действовал «Немецкий центр», который сейчас перебрался в соседнее село Вольное.

«От страны не отстаем…»

С бывшим управляющим вторым (Добрянским) отделением совхоза «Вольновский» Василием Якименко на сельские разговаривать непросто. Он возглавлял отделение два десятка и лет, много было сделано-построено при нем, а нынче…

- Полей совхозных только в Добрянке было 3,5 тысячи гектаров, мы в отделении больше 2 тысяч голов скота держали, а сейчас…, - эмоционально машет рукой Василий Иудович.

По рассказам местных жителей в свое время целинный совхоз «Вольновский» был в передовиках, много пахал, сеял, строил, но за годы реформ подрастерял свою мощь и нынче ходит в середнячках. Зарплаты у работников СПК небольшие, многие живут только за счет своих личных хозяйств.

- Работать некому, а вот водку пить, тут мы дружно, тут мы от страны не отстаем, - невесело смеется бывший руководитель.

До свидания. И до встречи?

А в целом я уезжал из Добрянки с хорошими, положительными эмоциями. Не буду оригинальничать. Заезжие корреспонденты, посещая наш город, пишут обычно, что в Добрянке живут добрые люди. Тоже самое я могу сказать и о наших сибирских «земляках». Спасибо им всем огромное. За гостеприимство, за искренность, за любовь к своему степному селу. Может быть, когда-то встретимся и на нашей, уральской земле?

Справка:

Когда появилась омская Добрянка?

Согласно местной летописи деревня Добрянка появилась в омских степях весной 1912 года. Ее основателями явились крестьяне-переселенцы с левобережной Украины (Полтавская, Черниговская, Харьковская губернии). Затем к ним прибавились немцы Поволжья и жители российских областей.

Почему она так называется?

Если верить местному преданию, то получается, что первых переселенцев на новом месте здешние казахи и русские землеустроители встретили по-хорошему, по-доброму и поэтому новую деревню назвали Добрянкой. Мило, но…

Лично я, в качестве более правдоподобной выдвинул бы другую версию. Дело в том, что крестьяне-переселенцы, которые на рубеже XIX-ХХ вв. переезжали в Сибирь, зачастую привозили с собой не только домашний скарб, но и названия своих родных сел и деревень. А, как известно, в Черниговской области Добрянка тоже есть. Может быть, оттуда и были первые переселенцы? В пользу этой версии говорят такие соседние названия, как Полтавка, Екатеринославка, Украинка, Бессарабка, Славгородка и др.