Главная Статьи Жизнь Эксперименты над детьми
Эксперименты над детьми Печать E-mail
Статьи - Жизнь
Автор: ИА "Верхнекамье"   
23.12.2005 16:05
Нагрузка на школьников растет год от года, детские головы пухнут от полученной информации, портфели — от количества учебников, пособий и дополнительных материалов, без которых не обходится ни один урок. И все это — в самых обычных, не «углубленных» школах. Песенка «в нашей школе первый класс вроде института» больше не вызывает улыбки: даже родители с дипломами о высшем образовании не всегда в состоянии справиться с домашним заданием своих отпрысков. Чтобы помочь детям справиться с растущими требованиями, в некоторых березниковских школах начали применять новые, экспериментальные методики обучения.

Нагрузка на школьников растет год от года, детские головы пухнут от полученной информации, портфели — от количества учебников, пособий и дополнительных материалов, без которых не обходится ни один урок. И все это — в самых обычных, не «углубленных» школах. Песенка «в нашей школе первый класс вроде института» больше не вызывает улыбки: даже родители с дипломами о высшем образовании не всегда в состоянии справиться с домашним заданием своих отпрысков. Чтобы помочь детям справиться с растущими требованиями, в некоторых березниковских школах начали применять новые, экспериментальные методики обучения.

Двойки упразднили

В четырех школах города с недавнего времени учителя перестали ставить оценки ученикам начальных классов. «Не может быть! — cкажете вы. — Как же теперь похвалиться перед коллегами на работе, что дочь закончила четверть на одни пятерки? А  соседский сын-двоечник больше не отрицательный пример?» Как пояснила начальник методического отдела комитета по вопросам образования Галина Кузьминых, оценка — серьезный инструмент воспитания человека. От правильной оценки воспитателей, учителей, родителей зависит формирование адекватной самооценки у ребенка, а значит и успешность человека в дальнейшей жизни.

Чтобы сохранить психологическое здоровье начинающего ученика, не травмировать его оценкой, в школах №№ 3, 9, 26 и 30 решились на эксперимент по безотметочному обучению. Каждый ученик заносит в специальный лист собственные достижения, учителя ведут листы тематического и порубежного контроля, которые позволяют постоянно  корректировать работу и выдерживать соответствие с государственным образовательным стандартом.

— У детей исчезает страх перед школой, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 26 Нина Хлыстова. — Для них становится важнее получить знания, а не хорошую отметку. К четвертому классу, когда у детей сформируется здоровая самооценка, они будут готовы безболезненно перейти на  пятибалльное оценивание. Родители нас поддерживают, они также заметили, что дети с радостью идут в школу, чувствуют себя  на уроках комфортно.

 

Попробовали. Понравилось.

Допустим. Но что ждет ребенка дальше? Как облегчить восприятие потока информации? Как одновременно с этим дать школьнику возможность самореализации? И здесь березниковские педагоги не остаются в стороне от новых педагогических технологий. В ноябре 2004 года началось обучение по пробным учебникам издательства «Просвещение». Подача материала в новых учебниках  и его оформление призваны значительно упростить учебу. В эксперимент добровольно включились двадцать пять педагогов из одиннадцати школ города. Участником проекта смог стать не любой учитель. Помимо высшего образования, наличия квалификационной категории и не менее чем восьмилетнего стажа работы, от педагогов потребовался творческий подход к работе, гибкость, способность перестроиться с привычного «коллективного» подхода к обучению на дифференцированный, индивидуальный для каждого ребенка. Спустя год подвели первые итоги.

По  данным КВО, неуспевающих в экспериментальных классах не стало вовсе, около половины детей стали учиться на четверки и пятерки. Учителя высказываются осторожнее: результаты обучения не ниже, чем в классах, занимающихся по традиционным учебникам. Но педагоги отмечают, что дети стали активнее работать на уроках, включаться в диалог с учителем, научились самоконтролю, им стало проще усваивать знания и пользоваться ими.   

Как рассказала учитель русского языка и литературы школы №29 Галина Пушкова, новый учебник дети приняли охотно: он удобно структурирован, красочно оформлен, а текстовый материал упражнений рассказывает об интересных фактах из жизни поэтов, художников, известных ученых.

Положительно отзываются об эксперименте и родители учеников. Светлана Елышева не нарадуется на свою дочь-пятиклассницу: теперь Аня делает домашнее задание самостоятельно.

Эксперимент удался: об этом говорят и методисты, и представители издательства. Это значит, что через несколько лет учебники «испытанные» на березниковских школьниках, будут введены в употребление по всей стране.