Где ты, автобус? Печать
Статьи - Жизнь
Автор: ИА "Верхнекамье"   
29.09.2005 16:49
Уже несколько дней подряд жители Соликамска не могут спокойно уехать на работу: в час пик на автобусных остановках полно народу, автобусы едут по маршруту битком набитые пассажирами. В общественном транспорте только и разговоров об уменьшении числа автобусов на маршрутах, о забастовках водителей, о повышении цен за проезд.

Уже несколько дней подряд жители Соликамска не могут  спокойно уехать на работу: в час пик на автобусных остановках полно народу, автобусы едут по маршруту битком набитые пассажирами. В общественном транспорте  только и разговоров об уменьшении числа автобусов на маршрутах, о забастовках водителей, о повышении цен за проезд. Что же происходит в городском транспортном хозяйстве на самом деле?  

Как сообщил ведущий специалист управления городского коммунального хозяйства городской администрации Владимир Кузнецов, действительно, частные перевозчики уменьшили количество автобусов на городских маршрутах. На этой неделе вместо 105 автомашин на маршруты выезжало только 90 автобусов. Это сразу почувствовали пассажиры: увеличился интервал движения, в салонах и без того небольших «ПАЗиков» стало заметно теснее.

— Срыв графика движения без какой-либо на то причины — серьезное нарушение положения о городских перевозках, выполнять которое обязан каждый перевозчик, — прокомментировал ситуацию Владимир Кузнецов. — Разбираться в сложившейся ситуации сегодня  будет транспортная комиссия.

Свое мнение об этом высказал и председатель Ассоциации добросовестных перевозчиков Соликамска Олег Поляков.

— Никакой забастовки транспортников нет и не будет, — категорично заявил Олег Иванович. — Все обязательства по предоставлению жителям города транспортных услуг, взятые на себя перевозчиками, выполняются. Но ситуация с организацией пассажирских перевозок в городе сегодня действительно накалилась до предела. И произошло это не в один день. Естественно, одной из главных причин создавшейся напряженности является рост цен на бензин. По справке ОАО «Лукойл-Пермнефтепродукт», стоимость топлива за полтора года выросла на  60-86%. На 1 января 2004 г. бензин  Аи-80 стоил 10333 рубля за тонну, дизтопливо — 9466 рубля. Через год эти цифры поднялись до 13600 и 14700 рублей соответственно. А 22 сентября 2005 года топливо отпускалось по цене 16550 и 17650 рублей за тонну. Стоимость проезда за это же время поднялась с пяти до шести рублей, то есть выросла всего на 20%.

Рост цен на бензин повлек за собой и увеличение стоимости горюче-смазочных материалов и запасных частей. Два года назад, когда частник только входил в этот бизнес, весь автопарк был абсолютно новый. Сегодня «ПАЗики» уже не выдерживают беспрерывной работы, сходят с маршрутов, требуют капитального ремонта, замены. Из-за частых поломок автобусов падает и заработная плата у тех, кто на них работает. Отсюда и отток квалифицированных кадров. Все это потребовало от владельцев создания ремонтной базы на автопредприятиях и, как следствие, увеличения затрат на обслуживание автобусов.

С большой задержкой получают автоперевозчики и компенсации из областного и федерального бюджетов за перевозку льготников. Недавно городские автопредприятия получили компенсации за первый и второй кварталы 2005 года. Да и покрывают они всего лишь 40% расходов на оказание этой услуги. А ведь цель создания любого предприятия — зарабатывание прибыли, а не простое создание рабочих мест. Деньги на бензин, зарплату водителям, кондукторам, слесарям, диспетчерам, уплату налогов и банковских кредитов (многие частники брали автобусы в лизинг под кредиты банков и все еще выплачивают их стоимость  и проценты) перевозчики выплачивают ежемесячно. Если еще в начале лета мы могли рассчитываться с поставщиками топлива по итогам месяца, то сегодня они, надеясь на получение дополнительной прибыли от роста цен на бензин, требуют моментальную оплату за каждый бензиновоз. Все эти причины в совокупности и создали сегодня напряженную обстановку. 

Нам часто в пример приводят соседние Березники, мол, там нет транспортной проблемы, никто не требует увеличения стоимости проезда. Но отмечу, что  березниковские маршрутки возят пассажиров за семь рублей и не предоставляют льготы. Кроме того, Березники — компактный город. Протяженность маршрутов — 7-8 километров (по нашим меркам это расстояние от Клестовки до Верхнего Больничного и обратно). Большое количество остановок. Мы же сегодня в некоторой мере пожинаем плоды своего «творчества». Для удобства пассажиров мы разработали много новых маршрутов, вывели на них большое количество автобусов. Таких маршрутов, как «Боровая — Южная» или «Бумпром» — РУ-3», протяженность которых более 20 километров в одну сторону, за те же шесть рублей, нет нигде! Соликамцы привыкли к качественному сервису и давно позабыли про «восьмерки» и «двойки», ездившие  только до центра, забыли, как тратили час-полтора  на то, чтобы добраться до работы. 

Сегодня в связи с увеличением затрат на пассажирские перевозки с маршрутов снято 15 автобусов. Самых старых, однодверных ПАЗов, которые и дня не могли отработать без ремонта. И это сразу привело к возмущенным откликам пассажиров. Получается, что частный перевозчик сегодня находится в противостоянии со всем городом. Мы чувствуем негативное отношение общественности, но не желаем конфронтации. В данной ситуации в проигрыше остаются все стороны. Пассажиры не получают качественной услуги, предприятия терпят убытки, волнуются чиновники городской администрации. Социальному бизнесу нужна поддержка и понимание власти. Если вовремя  ее не получить, если не обращать внимание на проблемы транспортников, если не  вести с предпринимателями конструктивного диалога, то очень быстро все успехи могут растаять, как снег под весенним солнцем.

Два года назад руководство Соликамского АТП ругали за срывы графиков на городских маршрутах, ставили в пример активного частника. О реальной помощи предприятию тогда никто не подумал. В результате АТП обанкротилось. Сегодня частник, не находя поддержки в решении своих проблем, оказался в той же ситуации, что и АТП. Некоторые предприниматели  уже подумывают о продаже автобусов и переходе к другому виду деятельности. А ведь АТП еще и получало миллионные дотации из бюджета! Частник  же работает за свои кровные!

АТПвские «ЛиАЗы» сгнили. Если в течение двух-трех лет своевременно не обновить сегодняшний парк автобусов, исчезнут и «тэшки». Придется искать новый, третий вариант решения транспортной проблемы. А есть ли он? Может, все-таки лучше постараться сохранить то, что мы имеем сегодня, а не начинать каждый раз заново ловить журавля в небе.