«Отличница и комсомолка — это как раз то, что нам нужно!..» Печать
Статьи - Жизнь
Автор: ИА "Верхнекамье"   
12.09.2005 23:30
— Вы хоть знаете, куда ведет эта дверь? — Конечно, знаю — на сцену, за кулисы! — звонко отвечает Наталья Варлей и скрывается в кинозале…

Культурная жизнь Соликамска обогатилась знакомством с заслуженной артисткой России Натальей Варлей. Творческий вечер в киноцентре «Чайка» прошел при полном аншлаге — более 350 зрителей слушали и смотрели выступление «спортсменки, комсомолки и просто красавицы». Несмотря на многочисленные роли в других фильмах, «Кавказская пленница» и поныне  является визитной карточкой Натальи Варлей.

«Молодая еще,  капризная… Какой капризная, слушай, хулиганка!»

В артистической среде принято называть друзей-артистов уменьшительно-ласково — Леша, Саша, Света, Наташа. Так поступлю и я, надеясь, что Наташа Варлей не обидится: звезда экрана 60-х годов ничуть не постарела, а с возвращением короткой стрижки ее шарм только усилился. Легкая, изящная, в белом пиджаке и узких брючках ровно в 17.30 она выпорхнула из неизменной белой «Волги», регулярно прикрепляемой администрацией города к приезжим знаменитостям. Толпа зрителей на входе не успела опомниться, как артистка вошла внутрь здания. Ни приветствий, ни цветов ей вручить не успели.

Поражаясь, как хорошо ориентируется артистка в анфиладе проходов и лестниц, на бегу задаю вопрос:

— Вы хоть знаете, куда ведет эта дверь?

— Конечно, знаю — на сцену, за кулисы! — звонко отвечает Варлей и скрывается в кинозале, недоступность которого тут же стал охранять дежурный персонал. С этого момента артистка начала готовиться к концерту. С перерывом в несколько минут через толпу ожидающих зрителей костюмер пронесла в кинозал сначала длинное концертное платье из тафты табачного цвета, затем черный брючный костюм с блестками и, наконец, поднос с фруктами (бананы), пирожными «персик», вазочкой с шоколадным десертом и бокал с напитком.

Зрители собрались самые разные, но, безусловно, все — поклонники Варлей. Артистка привезла свежеотпечатанные открытки со своим изображением: большие стоили 20 рублей, поменьше — 15. Продажа их особенно бойко шла после концерта, когда актриса стала подписывать на них свой автограф, а самые сообразительные зрители поснимали с входных дверей все до единой афиши.

«Баранов — в стойло, холодильник —  в дом!..»

В 18.25 вход в кинозал открыли. Сцена красиво украшена гирляндами и композициями из воздушных шаров, цвета — от белого до ярко-розового. Генеральный директор киноцентра Андрей Сорожкин мило извинился перед зрителями за задержку:

— Думаю, вы не очень устали от ожидания в нашем гостеприимном фойе. А все технические неполадки мы свалим на киномеханика…

Исполняющая обязанности генерального директора Госкиноцентра «Пермкино» Елена Луковникова представила заслуженную артистку России, лауреата Государственной премии России имени Н.Крупской за роль в фильме «Не хочу быть взрослым», обладательницу приза «Немеркнущая зрительская любовь» на Х кинофестивале «Виват, кино России!» Наталью Варлей. Эта встреча со зрителями была посвящена памяти недавно ушедшего генерального директора «Пермкино» Геннадия Шестакова и как дань уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. Забегая вперед, скажу, что «Пермкино» уже в течение пяти лет работает с Ассоциацией киноактеров России: «Они прекрасно отзываются на наши предложения и приглашения. При любой возможности собираются в дальнюю дорогу. В недавнем прошлом в Перми и в области побывали Лариса Лужина, Светлана Тома, Лариса Голубкина, Ирина Купченко, три раза — Марина Яковлева. В полном восторге мы были от Сергея Шакурова и молодых артистов — Михаила Мамаева, Игоря Петренко, Алексея Кравченко. Порадую соликамцев известием, что в начале 2006 года привезем к вам Нину Усатову: эта артистка не нуждается в представлении — каждую встречу со зрителями она превращает в незабываемый праздник, у нее любой запоет и запляшет!»

«Они совершенно не говорят по-русски, но все понимают…»

Наташа должна была выйти из-за кулисы на фоне кадров из «Кавказской пленницы». А техническая неполадка тут как тут… Но опытная артистка Варлей и виду не подала, махнула ручкой — и загорелся свет: концерт начался! Тут-то многие зрители впервые узнали, что «красавица Нина» не только акробатка, актриса кино и театра, но певица и поэтесса. В ее творческом багаже 61 фильм, заканчиваются съемки в 62-м, озвучено более двух тысяч зарубежных фильмов и сериалов. Ее голосом говорили Катрин Денев, Софи Лорен, Вероника Кастро и другие знаменитости мирового кино.

Варлей всюду училась только на «отлично»: в средней и музыкальной школе, на акробатическом отделении Государственного училища циркового и эстрадного искусства. По его окончании около двух лет ездила по стране с гастролями, пока не попала на съемки к Гайдаю. Успех фильма «Кавказская пленница» определил дальнейшую судьбу: Варлей поступила учиться в театральное училище имени Б.Щукина. Ее сокурсниками были талантливые Наташа Гундарева, Костя Райкин, Юра Богатырев, Володя Тихонов. В 1971 году она закончила училище и была зачислена в труппу театра имени Станиславского. Здесь Наташа стала ведущей актрисой и за 10 лет сыграла все роли мирового репертуара. Затем заочно, потому что родился второй сын, в 1994 году окончила Литературный институт, выпустила два сборника стихов. В планах на ближайшее будущее — выпуск сборника избранного.

«А ты не путай свою личную шерсть с государственной!..»

В начале концерта Наташа предупредила: отвечать будет только на творческие вопросы, исключая вопросы личного характера. Семейное предание гласит: фамилию Варлей носили два брата жокея, привезенные вместе с конюшней неким богатым англичанином-валлийцем. Братья женились на русских девушках и обрусели. Материнская линия также имеет зарубежные, но давно обрусевшие корни. «Так что я давно русская!» — подтвердила Наташа.

С любовью рассказывала она об отце — морском капитане дальнего плавания. Наташа родилась 22 июня 1947 года в румынском городе Констанца. Детство прошло в Мурманске, где она часто болела: врачи обнаружили ревмокардит и запретили в школе заниматься физкультурой. В конце 50-х годов семья переехала в Москву, климат которой неожиданно для всех оздоровил болезненную девочку. А случайный поход в цирк определил дальнейшую судьбу. Прочитав объявление о наборе детей в студию, Наташа тайком от родителей записалась на прием. Обмерив претендентку вдоль и поперек, проверив ее гибкость и растянутость, педагоги сочли возможным принять Наташу в студию. Родители не верили, что дочка успешно окончит курс до тех пор, пока не увидели ее выступление на выпускном представлении…

«Отличница и комсомолка — это  как раз то, что нам нужно!..»

На съемках фильма «Формула радуги», который не вышел на экран из-за «бдительности» чиновников, Наташу заметила ассистентка режиссера Гайдая и рекомендовала ее на роль Нины в новом фильме. На эту роль пробовались самые известные киноактрисы тех лет — сестры Вертинские, две Наташи — Фатеева и Кустинская, Валентина Малявина, Виктория Федорова — почти 500 красавиц страны! Но Гайдай остановился на Варлей из-за артистичной раскованности в эпизоде, в котором героиня должна была сниматься в купальнике. В советском кино до этого полуобнаженных девушек не снимали. И не ошибся: премьера фильма состоялась 1 апреля 1967 года, он побил все рекорды популярности. К Варлей пришла всесоюзная слава! За работу в фильме она получила премию 200 рублей и еще сотню, когда успех подтвердился в прокате.

А кто бы знал, как страшно испугалась19-летняя актриса, получив телеграмму с приглашением на съемки «Кавказской пленницы»:

Н.Варлей: — Я вдруг поняла, что пусть на короткое время, но должна буду оставить цирк. Я не хотела ввязываться в эту авантюру. Когда, вся в слезах, я сказала своему цирковому режиссеру, что сниматься не буду, он вскричал: «Ты с ума сошла! Представляешь, как тебя будут потом объявлять? «Под куполом цирка — исполнительница главной роли в фильме «Кавказская пленница» Наталья Варлей!» Представляешь, какая реклама?!»

И она начала сниматься с утра до вечера. Различные трюки ей давались легко, выполняла их без дублера. Но Наташа очень комплексовала в съемках с профессиональными актерами. И только благодаря помощи всей съемочной группы, многодневным репетициям, ей удалось с честью выйти из новой, очень сложной ситуации. Прошло 38 лет после выхода фильма, но любовь и внимание зрителей к нему не ослабевает. Что доказано просмотром фильма в киноцентре «Чайка» — в который раз вы его посмотрели, а?..

«Не беспокойся, в морге тебя  переоденут!..»

— Меня часто спрашивают, не страшно ли было сниматься в фильме «Вий»? Страшно, и не раз: например, когда я выпала из летающего гроба и меня спас Леня Куравлев. Он поймал меня у самой земли, перевернул и поставил на ноги. Только много позднее я, православная христианка, осознала, что страх нравственный сильнее страха физического. Сниматься в картине «Вий» — уже страшный грех. Много лет спустя, будучи комсомолкой, я тайно крестилась в храме на гастролях театра в Херсоне. Исповедалась и очень надеюсь, что Бог меня простит.

Черная полоса бывает у каждого человека в жизни, не миновала она и меня. А так как актеры всегда в центре внимания, то пошли самые нелепые слухи: то ли я утонула, то ли тяжело заболела, то ли погибла в автокатастрофе, то ли покончила с собой из-за трагической любви… Однажды ко мне подбежали девочки-школьницы: «Так вы, оказывается, живы! А у нас слух был, что на съемках вас растоптали свиньи!» А случай был почти противоположный: на съемках на Иссык-Куле режиссер поставил меня босиком на песок — ой, как горячо! Три раза откапывали песок глубже, режиссер ворчал: «Наташа, не капризничай!», а мне снова чересчур горячо. Как потом оказалось, именно в этом месте жгли единственный на всем побережье костер!

«Это же вам не  лезгинка, а твист…»

Обратимся, наконец, к главному, к тому, с чем приехала артистка Варлей — пению. Хорошим, сильным голосом она пела свои стихи, положенные на музыку композитором Николаем Шершневым («Свеча»). В соавторстве с ним написано 40 песен, выпущено два авторских диска-гиганта «На высшей точке единения» и «Не умирай, любовь!» и два компакт-диска «Живая вода» и «Не оборвись во мне, струна!». Не были забыты исполнительницей и любимые песни 60-х и 70-х годов: «Кораблик», «Котенок», «Медведи», «Снежинка», «Вальсок», «Словечко». Причем, распевая в микрофон, Варлей побеспокоилась о зрителях — не слишком ли силен звук в колонках?

Восхитила легкость, с какой Наташа двигалась на сцене, танцуя твист под «Где-то на белом свете…». Но зрителям, имеющим проблемы с ногами, бросилась в глаза едва заметная хромота, с которой артистка уходила в кулису. Если первое отделение она продержалась на высоких каблуках, то концерт заканчивала в более удобной обуви, почти башмаках. Болезнь суставов, которая полгода назад уложила Варлей в больницу, все еще дает о себе знать.

«Самое главное. Нина просила, чтобы это сделали именно вы…»

О своей занятости актриса сказала следующее: — У меня сумасшедший ритм жизни! Идут съемки в новом фильме, где я играю роль матери, несущей в мир любовь. С Игорем Угольниковым играю сейчас в современном, милом, очень смешном спектакле. Концерты, гастроли, озвучивание зарубежных фильмов, сочинение своих стихов, рецензирование чужих, благотворительная деятельность не оставляет свободного времени. У меня два сына и двухлетний внук — я люблю их, они заботятся обо мне.

Когда-то в моей квартире жило до пятнадцати кошек, сейчас осталось восемь. Любовь к этим животным началась с помойного котенка, которого пришлось отмывать и долго лечить. Котенок вырос и превратился в красавицу Асю. Я считаю кошек природными медиумами — однажды они спасли мою маму от сердечного приступа. Времени на этих восхитительных созданий мне не жалко.

«Невеста будет  сопротивляться,  брыкаться, даже кусаться…»

О мужчинах в своей жизни Варлей  на встрече и не заикнулась, поэтому восполним пробел. Замуж за однокурсника  Владимира Тихонова, сына Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова, Наташа вышла в конце 1969 года. Это была очень красивая пара, но Тихонов-младший оказался страшным ревнивцем. Супруги через день выясняли отношения. Владимир стал злоупотреблять алкоголем, в доме участились скандалы. В 1971 году Варлей приняла решение развестись. Бывший супруг так и не смог побороть вредные привычки и в 1990 году умер от острой сердечной недостаточности. От этого брака у Варлей остался сын Василий. Он окончил Институт современных искусств.

В 1986 году Наташа родила второго сына и назвала его Александром. Кто отец ребенка, остается тайной. Другой мужчина — создатель популярной фирмы «Том Клайм» Анатолий Климин не скрывает от окружающих, что более 25 лет любит эту прекрасную женщину: «Это моя первая любовь, которую нельзя вычеркнуть из жизни. Наталья перевернула во мне все, этой женщиной я был сражен наповал. Наталья нравилась мне, как женщина, все в ней сводило меня с ума. Варлей — первая женщина, которая покорила миллионы мужиков. Мы и сейчас дружим, часто встречаемся…»

«Мой осел идет за вами,  как привязанный…»

Не поверите: час с четвертью Наташа подписывала автографы! Села за столик и не отвела ни одну руку, наоборот, любезно спрашивала, кому адресовать. Видя такую доброжелательность, кто не хотел брать автограф, и тот побежал за открыткой. Разметали гирлянду из шаров, но ни один не лопнул под ногами — это спасибо оформителям. Красивые букеты, сердечные слова, шоколадка прямо в руки артистке — это наше. Пунцовые щеки немолодого зрителя, которому Наташа пела глаза в глаза: с этой радостью мужчина отправился домой — тоже немало.

Позади — Соликамск, впереди — Подмосковье и цепь гастролей по малым городам России. Блестящее лицо с нависающей на лоб длинной блестящей челкой, блестящие темные глаза, блестящие губы — и над всем этим сияющая улыбка благополучной артистки. В которую, уверена, до сих пор влюбляются блестящие мужчины. Да, стоило идти в актрисы, чтобы сохранить подобное изящество до сегодняшнего дня. Впрочем, подождем Нину Усатову: фигуру ее вы видели, но любима зрителями она не меньше…