Владимир ТОЛКУН: «Доверие клиента — наш самый главный капитал» Печать
Интервью - Прямая речь
Автор: Анна Штаер   
24.10.2012 16:20

Итак, свершилось. Цены на бензин перешагнули пресловутый «психологический рубеж». В неко­торых регионах литр 95-го стоит уже больше 30 рублей. По мнению аналитиков, еще до зимы такой тариф установится на всей территории страны. Тем­пы роста розничных цен в семь раз превышают уро­вень инфляции. Опережающими темпами растут и оп­товые цены… Это закономерный итог той политики, которую проводит государство в отрасли торговли нефтепродуктами — считает руководитель нефтеба­зы ООО «Элбиком» в Соликамске Владимир ТОЛКУН, — гигантские структуры, выстроенные по принципу вертикали, прекрасно обходятся без конкуренции. Небольшим независимым игрокам в таких условиях приходится демонстрировать чудеса деловой сме­калки и делать ставку на клиентоориентированность.

Владимир Георгиевич, поче­му так сильно растут цены на бензин?

Владимир Толкун Элбиком — Причин для этого много. Цены на топливо внутри страны привязаны к экспортным, хоть рынок и внутренний. В этом году повысились налог на добычу по­лезных ископаемых и экспортная пошлина. Чтобы сохранить при­вычную маржу, производители подняли тариф для потребителей. К тому же закончился срок дей­ствия предвыборных обещаний Путина. Ничто больше не сдер­живает рост цен. Скажу больше: двойной рост тарифов приведет к тому, что цены будут повышать­ся не раз в год, как раньше, а два раза: в августе-сентябре и — тра­диционно — в январе.

Но самая главная причи­на — в отсутствии нормальной конкуренции. Весь внутренний рынок России фактически по­делен между шестью ВИНКами (вертикально-интегрированны­ми нефтяными компаниями – прим. ред.), включающими в себя весь цикл — от добычи и пере­работки сырой нефти до оптовой и розничной продажи нефте­продуктов. ВИНКи загружают сырьем свои НПЗ, которые про­дают бензин и дизтопливо оптом и одновременно снабжают не­фтепродуктами собственные сети АЗС. Независимым операторам ничего не остается, кроме как покупать бензин по ценам и на условиях, которые диктует круп­ная нефтяная компания. Чтобы стимулировать собственную розницу, поставщик продает топливо «своим» и «чужим» по разной цене. Доходит до абсур­да: розничные цены на бензин и дизтопливо на заправках, при­надлежащих местному монопо­листу, иной раз ниже оптовых цен на его же нефтебазах. По­этому в регионах, где у ВИНКов сильные позиции, практически нет самостоятельных игроков. В Пермском крае, к примеру, только восемь независимых то­пливных операторов, которые в сумме по количеству АЗС про­игрывают лидеру — ООО «ЛУ­КОЙЛ-Пермнефтепродукт».

— Как же в таких условиях вы­живают независимые опера­торы, такие как ООО «Элби­ком»?

— «Выживать» — непра­вильный глагол применительно к ООО «Элбиком». Мы развива­емся, поступательно и уверенно. Тринадцать лет назад компания начинала с оптовых поставок корпоративным клиентам. Ког­да мы заключили контракты о поставках ГСМ с нескольки­ми крупными предприятиями в Верхнекамье, встал вопрос о создании собственной сырьевой базы, чтобы мы могли гаранти­ровать клиентам бесперебойное снабжение. Шесть лет назад мы открыли нефтебазу в Соликам­ске, а еще спустя два года — пер­вую собственную АЗС для обслу­живания розничных клиентов. Сейчас у нас уже две заправки (вторая работает в Красновишер­ске). А в планах перспективного развития — открытие еще трех АЗС, две из которых будут в Со­ликамске.

— Литр 95-го бензина на соли­камской заправке «Элбиком» стоит дешевле 29 рублей. За счет чего вы умудряетесь удер­живать цены на таком уровне?

— Помогают опыт и знание рынка. Мы работаем с поставщи­ками по всей стране. Добиваем­ся выгодных условий, участвуем в биржевых торгах — недавно через топливную биржу купи­ли большой объем у «Лукойла». Кроме того, собственник ООО «Элбиком» Элла Борисовна Игошева проводит политику разумной бережливости: у нас небольшой штат, но все наши специалисты — опытные профес­сионалы. Ни в Перми, ни в Соли­камске у нас нет роскошных офи­сов, накладные расходы очень скромные. Вроде бы мелочь, но это позволяет нам экономить не одну сотню тысяч рублей в год.

— А на качестве топлива ваша экономия не отражается?

— Надо понимать, что при су­ществующей системе мы не мо­жем купить топливо нигде, кроме как на НПЗ, входящих в структу­ру ВИНКов. Еще совсем недавно в Уфе было несколько независи­мых заводов. Но пару лет назад и их пристроили в ВИНК. Так что топливо сегодня везде практиче­ски одинаковое.

Наши заправки проверяют несколько раз в год. Отбирают пробы, дают заключение, что все в порядке. Если бы я на своей заправке стал торговать «само­варом», первая же жалоба — и против меня возбуждают уголов­ное дело. Зачем мне это надо? К тому же я живу в этом городе, все мои друзья и половина знакомых заправляются на заправке «Элби­ком». Я же не буду обманывать своих родных и близких.

При заключении долгосроч­ных договоров мы фиксируем цену на топливо: если клиент заключил договор и внес предо­плату, мы ему на весь период дей­ствия договора замораживаем цены на бензин. У нас сегодня есть клиенты, которым отпуска­ют топливо по ценам прошлого года.

Последний аргумент — мы снабжаем топливом десятки предприятий по всему Пермско­му краю. В реестре партнеров — порядка 200 организаций. Мы работаем с предприятиями та­кого масштаба как «Уралкалий», «Ависма» или «Уралалмаз» — у них жесткий входной контроль, и они точно не станут работать с компанией, которая не гаран­тирует стабильного качества то­плива. Но, хочу заметить, цена — далеко не единственное, на что смотрят наши партнеры, предпо­читая «Элбиком» другим постав­щикам.

— На что же еще они обращают внимание?

— Самый главный плюс со­трудничества с «Элбиком» — то, что руководство компании нахо­дится здесь, рядом со своими по­требителями. Попробуйте решить какую-нибудь проблему с круп­ной компанией. Штаб-квартира в Москве, а на местах менеджмент не имеет никаких полномочий. Я все претензии разбираю лично. Да, приходится вникать в детали, но такой подход себя оправды­вает: из любой ситуации можно найти такой выход, чтобы клиент остался доволен. А значит вы­играет и компания. Потому что доверие клиента — наш самый главный капитал.