К успеху - шаг за шагом Печать
Интервью - Прямая речь
Автор: Анна Штаер   
10.05.2012 10:56

Прежде чем начать собственный бизнес, резидент соликам­ского бизнес-инкубатора Александр БЕЛЯКОВ изучил будущее дело в теории. А потом напросился на практику в аналогичную компанию, работающую в другом регионе. «Принимающая сто­рона» удивилась, но допустила дотошного чудака из Соликам­ска на свои объекты...

— Идея бизнеса нашла меня сама, — рассказывает предпри­ниматель. — То есть, я, конеч­но, думал о том, чтобы орга­низовать свое дело, но вначале мысль работала немного в дру­гом направлении. Я понял, что «нашел», когда на пермской строительной выставке увидел мини-установку для бурения скважин на воду. Тут же в кафе «салфеточный» бизнес-план набросал с учетом расходов, фонда заработной планы, ГСМ. Цифры мне понравились. И я давай размышлять: «Была бы у меня такая техника…» Стоп, а почему «была бы»? Вот же она продается. Хоть сейчас иди и покупай. Снова стоп — а поче­му именно эта установка? Мо­жет быть, есть лучше? Вернулся домой, засел в интернет, сходу нашел два десятка компаний, которые изготавливают буро­вую технику. Потом перелопа­тил множество сайтов с инфор­мацией о профессиональном бурении. Все снова взвесил, самые пессимистические про­гнозы по прибыли заложил, понял, что даже при наихудшем раскладе рентабельность поло­жительная получается. Значит, можно двигаться дальше.

Следующим шагом был анализ рынка и конкурентов в Соликамске и других городах Верхнекамья. Пока этого не сделал, бизнес нельзя откры­вать. Конкурентов изучить не трудно — все рекламу дают. Не ленись, обзвони все компании, задавай вопросы, как потенциальный потребитель — тебе сразу понятно станет, стоит ли на этот рынок выходить. Я свою разведку летом начал, в разгар сезона, и очень скоро выяснил, что очередь на буре­ние скважин в 30-50 дней — это в порядке вещей. Налицо не­удовлетворенный спрос.

Параллельно в процессе об­звона определил, какие момен­ты можно сделать своим преи­муществом. Все делают так, а я могу и по-другому, если потре­бителю это будет удобнее. Так рождается стратегия продвиже­ния. Ты должен понимать, как будешь себя позиционировать. Не надо изобретать велоси­пед, нужно искать «ноу-хау» внутри уже существующего бизнеса. Что-то у тебя должно быть лучше — цена, более при­влекательные условия, более полный комплекс услуг. Если понял, как усовершенствовать то, что уже работает, — место под солнцем для тебя найдется.

Ну а дальше нужно было все попробовать своими руками. Если ты сам не изучил свое дело до тонкости, ты рискуешь. Наи­вно думать — найму профес­сионалов, и они мне сделают бизнес. Я нашел в Челябинске компанию, которая занималась бурением на воду, и приехал к ним — здравствуйте, хочу у вас поучиться. Они, конечно, по­началу были в шоке, но когда поняли, что на Южном Урале я им вряд ли конкуренцию со­ставлю, успокоились. Я надел робу, прицепился к их рабочей бригаде и недели две катался по объектам. Смотрел, как все делается, все трогал, интере­совался — почему так, почему эдак. Двух бригадиров замучил вопросами. Потом несколько дней в офисе посидел — посмо­трел, как осуществляются про­дажи, как заключаются догово­ра, как работают с клиентами… С техническими специалиста­ми, с менеджерами пообщался — и еще ряд выводов для себя сделал: вот это я бы организо­вал так, а вот это — иначе.

Естественно, я просчитывал и риски. Худший вариант — дело не пошло, не получилось. Что я в этом случае потеряю? Какие ликвидные активы у меня останутся? Как из бизне­са выйти с минимальными по­терями. Хотя, что значит — «не получилось»? Это значит, воз­никли трудности, которые ты не захотел преодолевать. Люди говорят: «Ой, у нас проблемы». Да не проблемы у нас, а зада­чи. Пока желание не пропало, всегда можно найти варианты. Кстати, очень здорово помо­гает участие в бизнес-инкуба­торе. Одна голова — хорошо, а много — отлично. Когда воз­никают какие-то затруднения, есть, с кем посоветоваться. К тому же я снял с себя часть за­бот: работа с документами, бух­галтерия, вопросы содержания офиса — когда этим занимает­ся еще кто-то, больше времени остается на развитие проекта у меня.

Предварительная работа, с момента появления идеи до покупки оборудования, заняла не больше месяца. После это­го началась практика. Совсем избежать ошибок, конечно, не удалось. Но без тщательной подготовки, неверных шагов было бы больше. У меня есть опыт стартапов — в роли на­емного менеджера я создал несколько компаний «с нуля». Проектный подход, который я применял тогда, пригодился и для создания собственного бизнеса.

Сегодня у меня есть уверен­ность в правильности выбран­ного пути. И я знаю, в каком направлении буду развивать свое дело. Чтобы удержаться на рынке, ты должен всегда быть чуть-чуть впереди и дивер­сифицироваться. В этом году мы решили вопрос с кадрами — собрали бригаду опытных буровиков и начали осваивать сопутствующие направления, которые будут выполнять роль «подушки безопасности» для базового бизнеса. Подписали эксклюзивные дилерские дого­воры с поставщиками матери­алов и оборудования для сква­жин. Теперь можем не только пробурить скважину, но и орга­низовать комплексную систе­му водоснабжения «под ключ».

Бизнес нужно раскручи­вать, как спираль — начина­ешь с маленькой точки, и по­степенно расширяешь область влияния, наворачиваешь на него дополнительные опции. Только важно, чтобы эта спи­раль шла наружу, а не внутрь. Чтобы не получилось, что, раз­вивая новые направления, ты лишаешь поддержки и финан­сирования основное дело.